Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала 1) Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Неолитическая революция.

2) Начало распада первобытного общества.

Тип урока Комбинированный

.

Ресурсы урока Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники». Карта «Территория России в древности». Электронные приложения.
Основные понятия и термины Неолитическая революция, производящее хозяйство, народ (народность).
Основные даты Зарождение земледелия на юге страны — 5—6 тыс. лет назад.
Персоналии
Домашнее задание Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники». Задания 1, 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Задание 3 — по желанию

 

Модули урока Учебные задачи для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Оценивание образовательных результатов
Мотивационно-целевой В эпоху первобытности развитие человечества шло очень медленно. Сотни лет проходили между тем или иным достижением или изобретением древних людей (см. рисунки одноклассников на тему «История орудий труда»: назовите наиболее понравившийся из них).

Переход к земледелию, скотоводству, т. е. к производящему хозяйству, считают настоящей революцией — неолитической.

Чем производящее хозяйство отличается от древнейших занятий людей, от присваивающего хозяйства?

Объяснять отсутствие точных дат в древнейший период жизни человечества.

Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.

Ставить учебную задачу урока под руководством учителя.

Оценка результатов творческих работ.

Постановка учебной задачи урока.

Ориентационный (актуализации/повторения) Вспомните и расскажите о появлении и об образе жизни первобытных людей в Восточной Европе и Сибири. Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны. Используйте результаты своей проектной работы «Стоянки древнейших людей (в том числе на территории края, региона)».

Перечислите главные особенности первобытно-общинного строя.

Давать краткое описание внешности, образа жизни людей (жилища, одежды, орудий труда). Называть основные занятия людей в древности. Объяснять понятие «присваивающее хозяйство».

Использовать иллюстрации учебника, карту в своём рассказе, при доказательстве своих суждений.

Применять различные виды публичных выступлений (высказывания, монолог, презентация).

Называть и кратко характеризовать особенности древнейшего исторического этапа развития человечества.

Устный рассказ.

Презентация мини-проекта.

Беседа.

Содержательно-операционный Найдите на карте центры древнего земледелия, скотоводства.

На основе рассказа учителя определите, какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия?

Прочитав п. 2 параграфа, перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытно-общинного строя. Были ли существенные различия в процессах совершенствования орудий труда и изменения родовых отношений у людей, поселившихся на территории нашей страны, и у населения других районов мира?

Использовать карту как источник информации.

Характеризовать хозяйственную деятельность древнего человека.

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами.

Иллюстрировать примерами различные исторические явления и процессы.

Применять изученные в истории Древнего мира понятия: соседская община, законы, социальное неравенство, эксплуатация, государство.

Под руководством учителя сравнивать исторические процессы.

Работа с картой.
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) Заполните под руководством учителя таблицу «Основные открытия и достижения человечества в эпоху первобытности».

ИЛИ

Ознакомьтесь с таблицей «Основные открытия и достижения человечества в эпоху первобытности». Дайте комментарии о значении достижений, открытий древнейших людей в разных сферах их жизнедеятельности.

Систематизировать информацию в форме таблицы.

Характеризовать деятельность человека с учётом выделенных учителем ориентиров действия.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием человека, общества.

Работа с таблицей.

Дополнительный материал

Примерное содержание таблицы «Основные достижения и открытия человечества в эпоху первобытности»:

ПЕРИОД ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ИТОГИ, ЗНАЧЕНИЕ
Палеолит Использование и поддержание огня.

Охота и собирательство.

Коллективные приёмы загона животных.

Освоение пещер, заслоны и навесы.

Возникновение зачатков родовой общины.

Распространение примитивных религиозных представлений (культы зверя, плодородия, погребений). Появление искусства как особой сферы общественного сознания и деятельности человека.

Выживание в суровых условиях. Население Земли — 2 млн. Труд способствовал активному развитию человеческого мозга и рук, речи и мышления, происходило сплочение членов праобщины.

Закрепляя в образах искусства свой трудовой, жизненный опыт, человек расширял представления о действительности.

Искусство способствовало укреплению связей между людьми.

Мезолит Умение добывать огонь.

Лук и стрелы, лодка, сеть, составные орудия труда, иглы. Приручение животных.

Распространение охоты на мелкую дичь, морского зверя. Расселение на север.

Присваивающий тип хозяйства — добыча и освоение готового.

Население Земли — около 10 млн.

Климат сменился современным, что сделало возможным заселение всей Европы, Южной Сибири.

Обмен опытом, навыками, единые племенные языки.

Неолит Освоение всех известных ныне земледельческих культур, одомашнивание важнейших видов животных. Ремесло: керамика, прядение, ткачество.

Оседлые поселения. Кочевники (степь).

Зачатки знаний по астрономии, агрономии, медицине и др. Изобретение колеса. Простой колёсный и водный транспорт.

Объединение членов рода в племена (по территории, культам, родству).

Единые корни многих современных народов.

Переход к производящему хозяйству (неолитическая революция).

Население Земли увеличилось — ок. 160 млн чел.

Век металлов Отделение ремесла от земледелия.

Прочные орудия труда.

Соседские (территориальные) общины. Союзы племён. Законы.

Образование языковых групп индоевропейской семьи, народов (этносов).

Повышение эффективности орудий труда из металлов (медь, бронза, железо).

Второе разделение труда.

Развитие сообществ людей.

Появление имущественного, социального неравенства. Разложение родового строя.

Зарождение эксплуатации.

Появление общих обязательных норм поведения. Предпосылки образования государств.

Совершенствование орудий труда и изменение родовых отношений людей, поселившихся на территории нашей страны, имели те же этапы и особенности, что и в других районах мира.

Многочисленные нововведения в разных сферах жизни первобытного общества английский учёный Г. Чайльд метко назвал неолитической революцией. Суть её в переходе от присваивающего хозяйства, при котором осваивались готовые природные ресурсы в их натуральном виде (собирательство, охота), использовались природные материалы для изготовления одежды, жилищ, орудий труда, к производящему (земледелие, скотоводство). Человек переходил к оседлому образу жизни, научился выращивать скот, изготавливать керамику, ткать, начал выплавлять первый металл (самородную медь, золото, затем бронзу как сплав меди и олова), приручил лошадь. Постоянная угроза голодной смерти миновала. Появились земледельческие поселения вместо стоянок, в железном веке — укреплённые. Возникали новые крупные объединения — племена. Они быстро расселились по всей лесной зоне до Балтийского и Охотского морей, освоили степные просторы от Монголии до Дуная и тундру, достигнув кромки Северного Ледовитого океана.

Культурные и социальные сдвиги, произошедшие в ходе неолитической революции, дали толчок к разложению родового строя. В степях Украины, на юге Сибири жили земледельцы. В степной зоне от среднего Днепра до Алтая преобладало скотоводство, формировались первые цивилизации кочевников. Произошло первое общественное разделение труда — выделение скотоводческих племён. Обмен между племенами разрушал замкнутость неолитической общины.

Применение металлов привело ко второму крупному общественному разделению труда — отделению ремесленной деятельности (кузнечество, ткачество, гончарство) от земледелия. С распространением более твёрдого и удобного для производства железа существенно изменились условия жизни людей. Играя ведущую роль в производстве, мужчина стремился занять господствующее место в семье и обществе. Улучшение обработки земли, дерева, использование нового оружия способствовали появлению регулярного прибавочного продукта, некоторых излишков. Обмен приобретал постоянный характер, часть продуктов начала производиться непосредственно для обмена. Необходимость в совместной деятельности сородичей становилась всё меньше. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Возникали условия для развития имущественного неравенства внутри рода, хотя родовые обычаи затрудняли этот процесс, а родовые связи ещё тесно переплетались с вытесняющими их соседскими.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *