Экономическое развитие России в XVII в.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о новых явлениях в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, торговле России в XVII в.

Основные знания: социально-экономические последствия Смуты; начало экономической специализации различных районов страны; усиление роли барщины и оброка в аграрном секторе экономики; превращение ремесла в мелкотоварное производство; предпосылки, становление и развитие мануфактурного производства; сущность и специфика формирования всероссийского рынка; предпосылки роста городов.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Экономическое развитие России в XVII в.», схема «Развитие отраслей экономики в XVII в.».

Внутрипредметные связи: Средние века: рост торговли и городов в Европе; Новая история: развитие капитализма.

Персоналия: А. Д. Виниус.

Ключевые понятия: мелкотоварное ремесло, специализация, укреплённые линии, бобыли, купцы, кооперация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право.

Даты и события: 1653 г. — принятие Таможенного устава; 1667 г. — принятие Новоторгового устава.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий мелкотоварное ремесло, специализация, укреплённые линии, бобыли, купцы, кооперация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право; обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России XVII в.

Основные сведения

В период Смуты хозяйство страны было разорено. Обо всех юго-западных землях современники говорили как о «пашне, поросшей лесом», «пустоши, что была деревней». Посевные площади здесь сократились почти в 30 раз. Половина всех деревень в стране обезлюдела. Главной причиной хозяйственного упадка была нехватка рабочих рук. В запустении пребывала и государственная казна. В этих условиях необходимо было найти средства для хозяйственного возрождения России.

Одним из таких средств стала раздача земель дворянам, что должно было привести к укреплению не только помещичьего, но и крестьянского хозяйства. Осваивались заволжские и сибирские земли, где постепенно внедрялась трёхпольная система.

Дворяне стремились не допустить ухода крестьян со своих земель. На протяжении всей первой половины XVII в. дворяне обращались к царю с челобитными, в которых просили отменить «урочные лета». В ответ на эти прошения царь Михаил в 1637 г. увеличил срок розыска беглых крестьян до 9 лет, а в 1641 г. — до 10 лет для беглых и до 15 лет для вывезенных другими землевладельцами (как правило, боярами).

Новой чертой развития сельского хозяйства стала специализация отдельных районов России на выпуске той или иной продукции.

В XVII в. происходят важные изменения — ремесло превращается в мелкотоварное производство, т. е. в производство для продажи на рынке, когда мастер заранее не знает, кто купит его товар. Также происходит создание и укрупнение ремесленных мастерских. Ещё одним новшеством стала специализация ремесленного производства в различных районах России.

Перемены в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития в России предприятий нового типа — мануфактур. Они были основаны на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники. Первой русской мануфактурой был Пушечный двор, возникший ещё в конце XV в.

Главной особенностью развития торговли в XVII в. стало начало формирования всероссийского рынка, под которым понимают укрепление хозяйственных связей и расширение обмена товарами между различными частями страны, основанного на экономической специализации территорий. Впервые появились крупные всероссийские ярмарки.

Активно развивалась внешняя торговля, шедшая в западном направлении в основном через Архангельск (до 75 %), в восточном — через Астрахань. Поскольку развитие торговли сдерживали внутренние таможенные барьеры, в 1653 г. был принят Таможенный устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины.

Несмотря на успехи в развитии мануфактурного производства и торговли, Россия отставала от развитых стран Западной Европы.

Развитие торговли, ремёсел, промышленности привело к росту городов. Расширение границ страны требовало хозяйственного освоения новых территорий. Большую роль сыграли созданные в эти годы укреплённые линии, состоявшие из цепи городов-крепостей.

План изучения нового материала:

  1. Последствия Смуты.
  2. Сельское хозяйство.
  3. Ремесло.
  4. Мануфактуры.
  5. Торговля.
  6. Рост городов.

Ход урока

Начать урок целесообразно с повторительной беседы.

Вопросы для учащихся: 1. Чем завершилась Смута? 2. По каким направлениям велась борьба за восстановление Российского государства? К каким результатам эта борьба привела?

Обобщив ответы на эти вопросы, учитель переходит к рассмотрению темы урока.

1. Изучение данного пункта плана начинается с беседы.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Как современники оценивали экономическое состояние страны после Смуты? 2. Почему появились «пустые дворы» и бобыли? 3. Приведите конкретные примеры хозяйственного запустения и упадка страны.

2. Этот пункт плана объясняет учитель, делая акцент на том, что восстановление хозяйства страны было связано с развитием дворянского землевладения и закрепощением крестьянства.

3. Данный пункт плана является одним из наиболее трудных для восприятия учащимися. Главным в данном случае является переход от традиционного ремесленного производства к мелкотоварному. Свой рассказ учитель чередует с беседой с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Какие новшества проявились в развитии российских ремёсел в XVII в.? 2. Каковы были особенности ремёсел в столице? 3. У кого из ремесленников продукция стоила дороже — у тех, кто работал на заказ, или у тех, кто производил товары для продажи?

Ученики выполняют задание 6 к § 4 рабочей тетради и заполняют таблицу:

Специализация ремесленного производства в России первой половины XVII в.

Центры производства Виды производства

4. На данном этапе урока учитель напоминает учащимся, что такое мануфактура, когда и где впервые появились мануфактуры (с понятием «мануфактура» семиклассники уже встречались, изучая курс Новой истории). По ходу усвоения нового материала ученики заполняют таблицу:

Мануфактуры в Западной Европе и России

Сходства Различия

Далее учитель рассказывает о первых российских промышленниках и предпринимателях. Рассказ учителя чередуется с беседой с учащимися.

Вопросы для учащихся: 1. Как вы оцениваете деятельность владельцев российских мануфактур? 2. Чем различалось положение владельцев мануфактур в России и Западной Европе?

5. Говоря о всероссийском рынке, учитель объясняет суть этого понятия, активно используя при этом возможности исторической карты «Экономика России XVII в.» (с. 42 учебника).

Вопросы для учащихся: 1. Какие факты свидетельствуют о формировании единого российского рынка? Почему его формирование не могло произойти раньше? 2. Какую роль в формировании рынка играли ярмарки? 3. Чем российский рынок отличался от внутреннего рынка других европейских стран? Что мешало его развитию? 4. Почему Новоторговый устав 1667 г. вводил жёсткие правила в отношении иноземных купцов?

6. О росте городов рассказывает учитель. По ходу рассказа проводится беседа с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Почему именно XVII в. был отмечен бурным ростом городов в России? 2. Какую роль в процессе роста городов играли укреплённые линии? 3. Чем отличались новые российские города от старых европейских?

Выводы. В течение XVII в. в хозяйственной жизни России произошли значительные перемены. Развивалось мануфактурное производство, усиливалась специализация районов страны на производстве определённых видов продукции, формировался всероссийский рынок. Однако все эти перемены происходили на фоне дальнейшего закрепощения крестьянства. В своём экономическом развитии Россия отставала от передовых стран Европы.

Домашнее задание: § 4, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1-5, 7 к § 4.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Check Also

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *