Древние люди и их стоянки на территории современной России

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала 1) Общность истории древнейших людей.
2) Появление людей на современной территории России.
3) Древнейшие стоянки человека на территории современной России.
4) Зарождение родового строя.
5) Совершенствование орудий труда.
6) Особенности первобытной эпохи
Тип урока Изучение нового материала
Ресурсы урока Учебник, § 1. Карта «Территория России в древности». Контурные карты. Электронное приложение
Основные понятия и термины Роль природно-географического фактора в истории. Древнее население: расселение, образ жизни, занятия
Основные даты Появление человека на территории России — до 1 млн лет. Каменный век
Персоналии Учёные-историки
Домашнее задание § 1 учебника, карты, иллюстрации. Составить рассказ на тему «По­явление и жизнь первобытных людей в Восточной Европе и Сибири». Перечислить главные особенности первобытно-общинного строя.

*Мини-проекты, творческие задания: сбор информации, подготовка и представление в классе рисунков или презентаций на темы «Стоянки древнейших людей (в том числе на территории края, региона)» и «История орудий труда» (рисунки)

 

Модули урока Учебные задачи для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Оценивание образовательных результатов
Мотивационно-целевой Зачем люди изучают прошлое?

Важно ли современному человечеству исследовать прошлое древнейших людей? Почему?

Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником.

Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Сравнивать разные точки зрения на примере высказываний историков о значимости исторического знания.

Рассматривать исторические эпохи с точки зрения их исторической обусловленности.

Участвовать в дискуссии, выражать ценностные суждения и/или свою позицию по проблеме отношения к историческому наследию всех народов.

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Ориентационный (актуализации/повторения) Вспомните, когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди.

Что такое род, племя, община?

Изучив, как появились и жили первые люди на современной территории нашей страны, выясним, был ли их путь развития таким же, как и у жителей остальных территорий Земли. Какие виды исторических источников нам помогут?

Использовать ранее изученный материал из различных предметов, курсов (география, биология, обществознание, история Древнего мира).

Отмечать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики источников древнейшего периода зарождения и развития человечества.

Планировать познавательную деятельность под руководством учителя.

Беседа.
Содержательно-операционный Как называют древнейший период жизни человечества? Почему его назвали каменным веком?

Почему древнейшие люди использовали камень для изготовления своих орудий труда?

Дайте с помощью словаря перевод терминов «палеолит», «мезолит», «неолит».

Что такое ледниковый период?

Нарисуйте в тетради хронологическую ленту времени, указав периоды каменного века.

Рассмотрите реконструкции (воссоздание на основе скелетных остатков) облика питекантропа, неандертальца и кроманьонца и сделайте выводы о том, как изменялась внешность человека, с чем это было связано (использовать, например, реконструкции А. П. Быстрова, М. М. Герасимова).

Прочитайте п. 3 § 1, рассмотрите иллюстрации. Дайте краткую характеристику присваивающего хозяйства. Как изменилась жизнь людей в ледниковый период?

Когда и где на территории нашей страны появились первые люди?

Покажите на карте древнейшие стоянки человека на территории современной России.

Есть ли древнейшие стоянки на территории вашего края? При подготовке домашнего задания узнайте из дополнительной литературы, краеведческих материалов, в том числе из Интернета, какие древние стоянки найдены на территории вашего края. Подготовьте краткое сообщение об одной из таких стоянок (по желанию).

Давать определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря: каменный век, присваивающее хозяйство, ледниковый период, палеолит, мезолит, неолит, неандерталец.

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Систематизировать информацию графически (лента времени).

Самостоятельно извлекать информацию из текста учебника и иллюстраций.

Анализировать географическую и историческую карты и делать выводы.

Использовать современные источники информации.

Выбирать способ решения задачи и планировать её выполнение, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, видеоряд).

Систематизировать информацию, называя особенности исторической эпохи.

Беседа.

Работа с текстом.

Работа с картой.

Подготовка сообщения, презентации.

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) Докажите, что древнейшие люди, пришедшие на современную территорию нашей страны, прошли в своём развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли.

Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить на этот главный вопрос нашего урока. Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют дополнительного освещения?

Использовать изученный материал для аргументации вывода.

Участвовать в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности.

Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме.

Дискуссия.

Дополнительный материал

При изучении каждой темы необходимо устанавливать межпредметные, межкурсовые связи.

Общие представления по ряду вопросов формировались у обучающихся в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир». В 5 классе в курсах биологии, истории Древнего мира, географии школьниками изучались следующие примерные вопросы:

Когда и где появился человек. Предки человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые. Путешествия первобытного человека. Тур Хейердал;

в курсе обществознания:

Природа человека. Отличия человека от животного. Труд — основа развития человека. Особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Что связывает людей в общество. Развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Способности первобытного человека и человека XXI в. Роль творчества в развитии человека.

В настоящее время среди учёных нет единого мнения о периодизации первобытной истории. Используемое уже древнекитайскими и древнеримскими философами деление древнейшей истории на три века — каменный, бронзовый и железный — получило научную разработку в XIX — начале XX в. Археологическая периодизация по материалам, преобладающим при изготовлении орудий труда и оружия, является наиболее распространённой. Самым длительным периодом был каменный век с примерными хронологическими рамками от 2 млн лет назад вплоть до появления металлических орудий труда сначала на Древнем Востоке, потом в Европе. Медно-каменный век был переходным периодом к эпохе металлов.

Как этапы геологической истории Земли в четвертичном периоде выделяют две эпохи:

1) предледниковую и ледниковую (плейстоцен); 2) послеледниковую (голоцен). Плейстоцен соответствовал эпохе палеолита и части мезолита, а голоцен начался с окончанием последнего материкового оледенения Северной Европы (мезолит) и продолжается до сих пор. На карте «Древнейшие поселения человека в Восточной Европе и Сибири» можно показать границы максимального оледенения Евразии: по линии Минск — Смоленск, почти до Запорожья (южнее Киева), Тобольска.

При этом известны и другие периодизации: эпохи дикости, варварства и цивилизации; праистория, протоистория и с появлением письменности и государства собственно история; периоды становления, расцвета и разложения первобытно-общинной формации (в советской науке); периодизация, основанная на критерии биологической эволюции человека.

Дополнительная литература:

Волков Ю. Г. Человек: энциклопедический словарь / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. — М., 1999.

Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / под ред. Е. В. Смирницкого. — М., 1995.

Это человек. Антология. — М., 1995.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

2 комментария

  1. Добрый день, поясните, пожалуйста, какие учебники(в смысле авторов) Вы используете на уроках истории Отечества в 6, 7 классах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *