Ассирийская держава

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии; показать грабительский характер ассирийских завоеваний; продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими документами.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», картина «Возвращение ассирийского войска из похода».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Царство Давида и Соломона»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 18.

КАРТОЧКА №18

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие качества ценили в своих героях древние евреи?»
Для этого вспомни:
— Где находится Палестина — страна, в которой поселились евреи в ХШ в. до н. э.?
— Какой подвиг совершил Самсон?
— Благодаря чему смог победить Давид огромного воина Голиафа?
— За что царя Соломона признали мудрым?
— Как он разрешил спор двух женщин?
Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

На восточном побережье Средиземного моря, в долине реки Иордан, в ХШ в. до н. э. после долгих странствий поселились древние евреи. За право жить на этих землях им пришлось долго бороться с филистимлянами. По преданию, с ними боролся и богатырь Самсон. Он приподнял столбы, на которых крепилась крыша дома, и обрушил огромный дом. Погиб сам, но и многих врагов погубил. Благодаря смелости и ловкости смог Давид расправиться с Голиафом. После смерти Давида правил государством царь Соломон, который прославился своей мудростью. Примером этому может служить его решение в споре двух женщин за право владеть живым ребенком. Таким образом, библейские сказания рассказывают о героях еврейского народа. Кого же считали они своими героями? Людей, которые заботились о других, были мудрыми, сильными, ловкими в борьбе с общими врагами.

2. Индивидуальная работа с учащимися.

а) Задача.
— Чем религия древних евреев отличалась от религии египтян или вавилонян? Что между ними общего? (Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян тем, что они преклонялись одному богу, а не многим богам. Однако у тех и других существовали религиозные обряды, жилища богов — храмы, служители богов — жрецы, изображения богов.)

б) Заполни пропуски:
— Река в Палестине — … (Иордан).
— С филистимлянами сражался могучий… (Самсон).
— Предмет, которым герой библейских сказаний сокрушил вражеское войско — … (ослиная челюсть).
— Юный израильский пастух, с которым сразился Голиаф — … (Давид).
— Столица царства при Давиде — … (Иерусалим).

3. Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 71 (с. 60).

б) Вставьте пропущенные буквы:
— В XIII в. до н. э. евреи пришли в П _ _ _ _ _ _ _ у.
— После Давида на престол вступил С _ _ _ _ н.
— Оружие Давида в битве с Голиафом — п _ _ _ х или п _ _ _ а.
— Девушка, которую полюбил Самсон — Д _ _ _ _ а.

4. Устный ответ ученика по карточке № 18 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с мифами и преданиями еврейского народа, которые вошли в Библию. Узнали о взглядах древних евреев на мир, на появление человека, на то, кем они представляли своих героев, познакомились с библейскими заповедями, по которым можно жить и сегодня… На территории восточного Средиземноморья кроме древних евреев проживали и древние ассирийцы, жители Ассирии. Они смогли создать сильное и мощное государство.

— Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?

IV. Изучение новой темы

План
1) Преимущества освоения железа.
2) Ассирийское войско.
3) Завоевания ассирийских царей.
4) Причины гибели Ассирийской державы.

На доске: тема урока.

1. Решение задачи.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

— Предположите, почему железных изделий было так мало. (Железо было редким металлом и ценилось на вес золота.)

2. Рассказ учителя.

Обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Еще раньше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее.

3. Беседа с учащимися.

— Как это открытие могло повлиять на жизнь людей? (Это привело к изменению орудий труда человека. С помощью железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Со временем каждая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и оружие для армии.)

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

— Прочитать п. 2 § 18 на с. 84 Вигасина или п. 1 § 17 на с. 97 Михайловского. Выяснить, как была вооружена ассирийская армия?

5. Беседа по прочитанному.

— Чем была вооружена армия Ассирии? (Железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми металлическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками.)
— Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся? (Ассирийцы широко использовали конницу.)
— Какие новые технические средства они использовали во время боя? (Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых можно было перебраться вплавь.)

6. Работа по карте, с. 84 Вигасина.

— Где находится государство Ассирия? (Севернее Вавилонии, в верхнем течении реки Тигр.)
— Каким знаком на карте обозначены направления военных походов древних ассирийцев? (Черной стрелочкой.)
— На территорию каких государств совершали военные походы древние правители Ассирии? (На территорию Вавилона, Урарту, Финикии, Палестины, Израиля, Египта.)

1. Работа с историческим документом.

Из анналов Салманасара III (859 -824 гг. до н. э.)

Салманасар III — царь Ассирии, вел борьбу с государством Урарту.
К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился. Араму урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг своим оружием, как Адад, туч над нами пролил я дождем, и кровью окрасил я горы, как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привел я с гор. Араму, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжег огнем.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 75.

Вопросы к документу:
— С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? (С целью обогащения.)
— Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? (Воинов, оружие, коней, домашний скот…)
— Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый.)
— Цари какой известнейшей страны также активно вели военные походы? (Фараоны Египта.)

8. Работа по картине «Возвращение ассирийского войска из похода».

— Кто изображен в центре картины?
— Как вооружены воины?
— Как обращались с пленными победители?

9. Рассказ учителя.

Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал. Он был человеком образованным. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы, которые были найдены в его библиотеке. Однако сохранились документы, которые раскрывают его с другой стороны (зачитать).

Надпись Ашшурбанапала

Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого он овладел, забыл мощь Ашшура и великих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошел на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте… Гонец прибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих событий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я… двинул мои величавые боевые силы… и направил поход на Египет. Чтобы помочь царям, наместникам в Египте, рабам, смотрящим на мое лицо, я спешно передвигался… я нанес в битве на широкой равнине поражение его войску… Он оставил Мемфис и бежал в Фивы, чтобы спасти свою жизнь… Царей-правителей, наместников, которых поставил в Египте отец… я вернул и снова поставил их на место их должности. Египтом я снова завладел… С обильным награбленным добром и с тяжелой добычей я благополучно вернулся в Ниневию…

Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Ы., 2000. С. 49-50.

Вопросы к документу.
— Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания в Египте? (Жестоким завоевателем.)

V. Закрепление изученного материала

— Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу? (Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восстания, на захваченных территориях им помогали править наместники, которые подчинялись только ассирийским царям.)
— Почему такая мощная и сильная держава в 612 г. до н. э. распалось? (Силу ее подточили восстания народов покоренных территорий.)

VI. Подведение итогов урока

Вариант урока 22. Ассирийская держава (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I. Игра

Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от имени ассирийца «Какие книги хранились в библиотеке Ашшурбанапала». При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенности восприятия ассирийца эпохи Ашшурбанапала. На задание дается 25 минут.

Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

II. Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что книжная культура Ассирии очень отличалась от современной. Ее своеобразие является лучшей характеристикой самой ассирийской культуры.

Домашнее задание: прочитать § 18 Вигасина или § 17 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему ассирийцы смогли создать мощную и сильную державу?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 74 (с. 62).

Дополнительный материал

Искусство Ассирии складывалось как искусство придворное. Военизированный характер государства определял направленность его тем и образов, воздействовал на дух зодчества страны. Ассирийские города были крепостями, обнесенными мощными стенами и обведенными рвом. Въездные башенные ворота представляли собой сложную систему укреплений, которые служили не только оборонным целям, но и являлись показателем богатства и могущества города. Не случайно про стену в VIII-VII вв. до н. э. ассирийской столицы Ниневии говорили: «Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Стены древнейшей столицы Ашшура (начало VIII в. до н. э.), выложенные из сырцового кирпича, достигали 15-18 метров в высоту, 6 метров в толщину и были к тому же укреплены на фундаменте из огромных каменных глыб. Покрытые цветной глиняной обмазкой, они поверху были украшены сверкающими на солнце голубыми глазурованными кирпичными зубцами и золотисто-желтой каймой.

Дмитриева Н.А., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. М, 1989. С. 126-127.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Check Also

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *