Южные и Юго-Западные русские княжества
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Киевское княжество. 2) Черниговское княжество. 3) Галицко-Волынское княжество |
Тип урока |
Комбинированный |
Ресурсы урока |
Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Южные и Юго-Западные русские княжества». Карта «Русь в XII-XIII вв.» |
Основные понятия и термины |
Резиденция. Паломники. Королевства. Великое княжество Литовское |
Основные даты |
1153-1187 гг. — князь галицкий Ярослав Осмомысл. 1201-1264 гг. -Даниил Романович |
Персоналии |
Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Романович. Олег Святославич |
Домашнее задание |
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Южные и Юго-Западные русские княжества». Используя Интернет и дополнительную литературу, напишите короткое эссе о князе Данииле Романовиче |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
По карте определите те Русские земли, о которых вы ещё недостаточно знаете. С какими странами они граничили? Вспомните, какие природно-климатические условия здесь господствовали. Предположите, какие занятия стали главными для жителей этих земель. Какие вопросы (задания) из предложенных требуют работы с дополнительными источниками информации? К каким из них вы будете обращаться? |
Актуализировать знания из курса истории России. Формулировать учебную задачу урока, планировать способы её достижения |
Работа с картой. Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Прочитайте или перескажите рассказ от имени купца-иноземца о посещении им Новгородской земли. В чём главные отличия Новгородских земель от других земель Руси? Вспомните, какие обстоятельства способствовали уменьшению значения Киева |
Использовать приёмы стилизации при подготовке творческого задания. Использовать эмоционально окрашенные атрибуты речи для выражения чувств другого человека. Использовать приёмы сравнительной характеристики. Определять причинно-следственные связи исторических событий (с опорой на памятку) |
Работа с алгоритмами, памятками. Беседа |
Содержательно-операционный |
Покажите на карте территории Киевской, Черниговской и Галицко-Волынской земель. Назовите города Южной и Юго-Западной Руси. По каким рекам можно было добраться из одного княжества в другие? Прочтите отрывок из Галицко-Волынской летописи (см. рубрику «Изучаем документ»). Объясните термины, используемые в нём. Оцените работу мастеров-строителей храма, описанную в документе. Составьте сложный план по теме «Галицко-Волынское княжество», используя текст п. 4 |
Определять по карте местоположение исторических объектов. Объяснять термины, используемые в летописи. Давать оценку памятникам культуры. Составлять сложный план |
Работа с картой, отрывком из летописи. Составление плана |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Составьте рассказ о жизни и деятельности князя южных и юго- западных земель (по выбору). Подберите иллюстрации, раскрывающие особенности культуры южных и юго-западных земель в XII — начале XIII в. Раскройте историческое значение и культурную ценность одного из памятников культурного наследия |
Рассказывать о жизнедеятельности исторической личности. Приводить примеры из области культуры. Раскрывать историческое значение и культурную ценность памятников культуры |
Рассказ. Беседа |
Дополнительный материал
Памятка для определения причинно-следственных связей
- Выявите ряд интересующих вас событий, обстоятельств.
- Опишите, есть ли между ними связь, если есть, то решите, какое из них является причиной, а какое — следствием. Если вы работаете с текстом, то обратите внимание на слова, фразы, выражения, которые связывают события друг с другом: «поэтому», «потому что», «в результате…», «это ведёт к…», «вследствие чего», «следовательно» и т. д.
- Ранжируйте причины и последствия одного или нескольких событий, процесса.
- Определите результаты события.
- Составьте графическую схему причинно-следственных связей. Она может состоять из 2-3 или более частей.