Новгородская республика

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Территория Новгородской земли.

2) Занятия новгородцев.

3) Основные категории населения Новгорода.

4) Политические особенности Новгородской земли.

5) Культура Новгородской земли

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 14

Основные понятия и термины

Республика. Артель. Новгородское вече. Посадский. Тысяцкий. Владыка. Концы

Основные даты

Начало XII в. — республиканская форма правления в Новгороде

Персоналии

Всеволод Мстиславич

Домашнее задание

§ 16 учебника. Мини-проекты: задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Подготовить сообщение о берестяных грамотах, найденных на территории Руси

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Какие формы устройства государства вы знаете?

Каковы особенности республиканской формы государственного устройства? Могли ли возникнуть республики на Руси?

Определять характерные черты формы правления

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какое государство первым в мире называлось республикой? В каком году оно возникло?

Какие республики существовали в Западной Европе в Средние века? Как назывались объединения купцов в западноевропейских средневековых городах?

Использовать знания из истории Средних веков

Беседа

Содержательно-операционный

Опишите местоположение Новгородской земли. Сравните природно-географические условия Новгородской и Владимиро-Суздальской земель.

Какие торговые пути проходили по Новгородской земле? Перечислите народы, жившие на её территории. Какие занятия здесь развивались в

соответствии с природно-климатическими условиями?

Какие из предложенных вопросов (заданий) потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь?

Прочитайте отрывок из Новгородской летописи о восстании в Новгороде (см. рубрику «Изучаем документ»). Раскройте отношение летописца к князю с помощью цитат из документа. В чём новгородцы обвиняли князя Всеволода? На основе документа сделайте выводы о взаимоотношениях между князьями и новгородцами, между разными группировками среди самих новгородцев

Описывать по карте геополитическое положение земель, называть народы и их занятия в соответствии с природно-климатическим фактором.

Извлекать из источника дополнительную информацию и объяснять, оценивать действия людей

Работа с картой, текстом источника

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Расскажите, каковы были особенности системы управления во Владимиро-Суздальском княжестве. Каким образом князья Северо-Восточной Руси укрепляли свою власть?

Можно ли назвать форму правления в Новгороде республикой (см. дополнительный материал, схему «Управление в Новгородской республике»)? Какова была роль в управлении различных слоёв населения? Чьи интересы выражала вечевая демократия в Новгороде прежде всего?

Что было общего и что отличало Новгород от городов-республик, существовавших в Европе в Средние века? Сравните новгородское управление и самоуправление средневековых городов Западной Европы с опорой на памятку (см. дополнительный материал)

Определять существенные черты исторического объекта.

Сравнивать исторические объекты.

Использовать памятку (алгоритм) при выполнении учебной задачи

Рассказ.

Работа с памяткой (алгоритмом).

Беседа

Дополнительный материал

Памятка для сравнения

  1. Установите цели сравнения.
  2. Определите критерии (основы) сравнения.
  3. Выявите сходство и различия сравниваемых объектов.
  4. Обобщите полученные результаты (можно в форме таблицы).
  5. Сделайте выводы, ориентируясь на выдвигаемые цели сравнения.

Управление в Новгородской республике (схема)

Управление в Новгородской республике (схема)

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Алина:

    Спасибо! Очень хорошая разработка!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.