Культура Византии. Образование славянских государств

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с материальными и духовными достижениями Византии; выяснить вклад византийской культуры в сокровищницу мировой культуры; объяснить причины расцвета империи.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться объяснять причины расцвета империи; описывать памятники истории и культуры Византии; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
  • метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия; решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов, работая над проектом «Византийская мозаика»;
  • личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению нового; использовать новые знания и умения при изучении объектов прошлого.

Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Поэт О. Мандельштам в стихотворении «Айя-София» так написал об этом храме:

Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам…
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и аксерды,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

Документы сообщают, что в день освящения храма Святой Софии император Юстиниан воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя, Соломон!» О чем говорил император? Почему Юстиниан сравнивал себя с библейским царем Соломоном? Об этом мы поговорим на нашем уроке.

III. Актуализация знаний

— Что такое культура?

— Какие достижения античной культуры вам особенно запомнились?

(Ответы учеников.)

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе — столице империи, оно оказало влияние на развитие культуры таких стран, как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени под его влиянием оказались и страны Западной Европы.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока, используется метод «Разноцветные листья».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Культура Византии. Образование славянских государств».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Культура Византии:
    • развитие образования;
    • научные знания;
    • архитектура и живопись;
    • культурные связи Византии.
  2. Образование славянских государств.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему образование и наука в Византии в VI-XI вв. были развиты лучше, чем в Западной Европе? Почему Юстиниан сравнил себя с библейским Соломоном?

IV. Работа по теме урока

1. Культура Византии

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании круглого стола по теме «Культура Византии». Мы должны выступить в роли искусствоведов, поэтому разобьемся на творческие группы и будем готовиться к предстоящему заседанию.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 § 7, подготовьте материал о развитии образования в Византии и составьте схему.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 7, подготовьте материал о достижениях византийской науки и заполните таблицу.

Задание для третьей группы: работая с текстом п. 3 § 7, подготовьте мультимедийную презентацию на тему «Экскурсия по памятникам византийской архитектуры».

Задание для четвертой группы: работая с текстом п. 3 § 7, подготовьте экскурсию на тему «Живопись Византии».

Задание для пятой группы: работая с текстом п. 4 § 7, подготовьте плакат-рекламу о культурных связях Византии.

Презентация работы первой группы

Развитие образования в Византии:

  • Резко возросла потребность в хорошо обученных чиновниках
  • Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников
  • Развитие школ
    • Церковные
    • Частные
    • Государственные

В этих школах:

  • обучали чтению, письму, счету и дерковному пению;
  • изучали Библию и другие религиозные книги;
  • изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей;
  • решали сложные арифметические задачи

Презентация работы второй группы

Отрасль Достижения
Математика Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии и строительстве. Лев Математик изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние и автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой
Медицина Составляли учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI в. в Константинополе было создано первое медицинское училище в Европе
Химия Изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. Это позволяло одерживать победы в сражениях на море и на суше
География Византийцы умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов
История Историки обычно описывали короткий отрезок времени и сосредоточивали внимание на современных им событиях, очевидцами и участниками которых они были. Крупным историком был Прокопий Кесарийский — участник многих походов и войн Юстиниана. В своих трудах он прославлял императора, его победы в войнах и грандиозные постройки. Но одновременно он тайком страстно обличал Юстиниана и его окружение. Так, в написанной Прокопием «Тайной истории» он с ненавистью описывал последствия политики Юстиниана, называл его «бешеным зверем», несущим гибель государству, рассказывал о разорении и бесправии народа

Презентация работы третьей группы

Слайд 1. Именно христианство изменило назначение и устройство храма. В древнегреческом храме помещали статую бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным.

Слайд 2. Христиане собирались для общей молитвы внутри церкви, поэтому архитекторы заботились также о красоте ее внутренних помещений. Интерьер церкви должен был отвечать многим требованиям: быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для простых верующих.

Слайд 3. У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые сооружения. В период с I по III в. христианское богослужение нередко совершалось в катакомбах — обширных подземельях, вырытых на глубине от 8 до 25 м и служивших местами захоронений. Позже стали использовать уже имеющиеся здания.

Слайд 4. Базилика представляет собой здание продолговатой прямоугольной формы с двускатной крышей. Вход в базилику размещался в торце здания; противоположная сторона имела форму апсиды — полукруглого выступа. Базилика могла разделяться на несколько нефов, имевших самостоятельные перекрытия, как правило, количество нефов было нечетным (чаще всего 3, иногда 5). Нефы имели прямоугольный план и отделялись один ОТ другого рядами колонн, соединенных между собой арками; центральный неф был выше и, как правило, шире боковых.

В восточной части базилики находился алтарь. Он был обращен на восток, где, по христианском представлениям, расположена гора Голгофа — место распятия Христа. Доступ в алтарь имели только священники.

Слайд 5. В X-XI вв. стали возводить крестово-купольные храмы. В плане такой храм имел вид греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом, покоившимся на барабане, в свою очередь опиравшимся на четыре колонны, образуя В интерьере паруса — сферические треугольники. Такие храмы распространяются не только в Византии, но и за ее пределами — в Болгарии, на Руси, в Закавказье.

Слайд 6. Для полного совершенства базилике не хватало купола — символа неба. Поэтому зодчие попытались объединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал храм Святой Софии в Константинополе.

Слайд 7. Юстиниан создал храм, который воплотил идею могущества его государства и торжества христианской веры. Он был построен за пять лет (532-537). Храм Святой Софии возвели архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета.

Слайд 8. Тяжесть купола архитекторы распределили на четыре мощные столба посредством арок, а также парусов — треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение парусов было большим архитектурным достижением. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их незаметными зрителю. На высоте 51 м почти квадратное здание венчалось огромным куполом, диаметр которого 31,5 м. Появлялось обманчивое ощущение, что купол легко парит. Через сорок окон купола внутрь храма льется свет. Создается впечатление, что купол завис в воздухе, свет падает на центр зала, а с боков помещение затемнено, что делает храм еще выше.

Слайд 9. Несмотря на всю тяжесть, прочность постройки такова, что она выдержала ряд землетрясений. Лишь в 989 г. купол был разрушен сильным землетрясением, но восстановлен вызванным из Армении архитектором Трдатом.

Слайд 10. Стены храма украшала мозаика, но в 1453 г. Константинополь был захвачен турками, которые превратили храм Святой Софии в мечеть. Турки замазали византийские мозаики и закрыли их огромными щитами с изречениями из Корана.

Слайд 11. В конце X в. послы русского князя Владимира, побывав в соборе Святой Софии, писали так: «…не знали — на земле мы или на небе: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…» Не случайно именно Софии — Премудрости Божией посвящены величественные соборы, построенные в XI в. в Киеве и Новгороде. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто больше не пытался.

Презентация работы четвертой группы

В Византии существовали три типа изобразительного искусства: мозаика, фреска и икона.

Мозаика — изображение из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную трудоемкую технику мозаики. Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Разноцветные кубики смальты укреплялись в грунте с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. Кусочки смальты при попадании на нее света мерцали, искрились, переливались, отражали его своими гранями.

Мозаичный ансамбль «Император Юстиниан с придворными» из церкви Сан-Витале в Равенне — один из лучших образцов византийской мозаики. Застывшие, вытянутые вверх фигуры императора, выделенного короной и пурпурной одеждой, придворных, воинов и служителей церкви одним своим видом должны были утверждать незыблемость существующих порядков. Нимб над головой императора и передача им в дар архиепископу золотой чаши с монетами напоминают о тесном союзе императорской власти с христианской церковью.

Позже наряду с мозаиками стали использовать фрески — живопись водяными красками по сырой штукатурке. К достоинствам фрески относится быстрота исполнения и выразительность цвета. В период с XII по XIV в. многие храмы Малой Азии, Греции, Кипра, Македонии, Сербии и других стран были украшены фресками.

Самым главным достижением Византии этого периода стала иконопись. В храмах, домах появились иконы — изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики икону можно переносить с места на место, дарить, брать с собой в поход. Первой третью XII в. датируется икона Божией Матери, получившая на Руси название Владимирской. Эта икона попала на Русь из Византии около 1131г. как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. В 1155 г. икона была перевезена во Владимир, а в 1395 г. — в Москву.

Презентация работы пятой группы

Византия — самая культурная страна Европы:

  • В Константинополь отправлялись любознательные люди для изучения математики, медицины, права, греческого языка
  • Короли, князья и епископы других стран приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров
  • Особенно большое влияние оказала византийская культура на развитие и культуру славян
  • У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран

Вопросы для обсуждения на заседании круглого стола

— Почему образование и наука в Византии в VI-XI вв. были развиты лучше, чем в Западной Европе?

— Почему древние греки украшали храмы снаружи, а византийские мастера — внутри?

— В чем значение контактов других стран и народов с Византией?

2. Образование славянских государств

Мы должны продолжить работу по формированию навыков составления сложного плана.

Задание: дома вы должны будете составить сложный план по теме «Образование славянских государств» (§ 8 учебника).

При написании плана учитывайте следующие рекомендации.

Как составлять сложный (развернутый) план

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). В заголовках нужно передать главную мысль каждого фрагмента. Подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Обозначьте пункты римскими цифрами.
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана), обозначьте эти положения арабскими цифрами.
  4. В подпункте можно выделить положения, уточняющие главное (обозначьте буквами).
  5. Проверьте, не совпадают ли названия пунктов и подпунктов плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, помогает ли план усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины исторических событий и явлений, сделать выводы.

V. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, в чем заключались особенности Византииской культуры?

— Какое впечатление производит храм Святой Софии, какие чувства вызывает: восторг, радость, успокоенность, тревогу и др.?

— Попробуйте объяснить, чем вызвано это впечатление; обратите внимание на общий вид храма, его силуэт, пропорциональность и соразмерность частей, материал, поверхность стен, украшения, детали архитектуры.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какое открытие сделал каждый из вас?

— Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на слова поэтессы В. Боровицкой:

…Все на свете уходит — остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно,
Только пусто не будет, пока живо искусство.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать эти шедевры и восхищаться ими.

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 7, к § 8 составить сложный план, задание 2.
  2. Для средних учеников — § 7, к § 8 составить сложный план, задание 4.
  3. Для средних учеников — § 7, к § 8 составить сложный план, задание 1.

Вам может также понравиться...

1 комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.