Первые кадетские корпуса

СУХОПУТНЫЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

Возник по инициативе кабинет-министра графа П. И. Ягужинского и президента Военной коллегии графа Б.-К. Миниха по Высочайшему указу от 29 июля 1731 г.: «Дабы Шляхетство от малых лет к тому в теории обучены, а потом в практику годны были, … учредить Корпус кадетов, состоящий из 200 человек Шляхетских детей от 13 до 18 лет как Российских, так и эстляндских и лифляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам». Учитывая, что «не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцования, музыки и прочих полезных наук, дабы, видя природную склонность, по тому б и к учению определить».

В ноябре 1731 г. был утвержден устав, в соответствии с которым в корпус принимались исключительно дворяне, уже обучившиеся грамоте; учебный курс разбивался на четыре класса и в трех высших продолжался 5 или 6 лет. Корпус разделялся на две роты сотенного состава, причем 150 воспитанников набирались из дворян российских, а 50 человек — из эстляндских и лифляндских. В дополнение к Указу от 29 июля устав определил следующие предметы обучения: русский, немецкий, французский и латинский языки, чистописание, грамматику, риторику, мораль и геральдику. Предписывалось «упражнять воспитанников в танцовании, вольтижировании и в солдатской экзерциции». Каждую треть года назначено производить кадетам частные, а в конце года — публичные экзамены, последние в присутствии самой императрицы или же «при министрах, генералитете и прочих духовных и гражданских знатных персонах».

Выпускные кадеты, «не быв в солдатах и матросах и в других нижних чинах», предназначались прямо на службу «в полки от кавалерии или инфантерии, в фортификации или в артиллерии, в унтер-офицерские и в прапорщичьи, а которые больше знают — в подпоруческие и в поруческие, или тому подобные гражданские чины или ранги».

Создаваемому кадетскому корпусу на Васильевском острове были выделены дворец А.Д. Меншикова, за несколько лет до этого отправленного в Сибирь, и обширная территория, прилегающая к нему.

Официальное открытие корпуса состоялось 17 февраля 1732 г. И хотя в этот день в нем числилось всего 56 воспитанников, уже в следующем месяце их оказалось более 300. К середине года был утвержден новый штат корпуса на 360 человек с разделением кадет на три роты.

В первые годы существования корпуса учебно-воспитательный процесс в нем налаживался с большими трудностями: не хватало преподавателей, уровень их подготовки, особенно методические навыки, оставляли желать лучшего. К тому же низкий уровень жалованья преподавателей и необеспеченность их жильем существенно ограничивали круг желающих преподавать в корпусе. Поэтому на преподавательские вакансии принимали всех желающих, без какого-либо конкурса или аттестации. Неудивительно, что в этот период уровень подготовки воспитанников корпуса оказался довольно посредственным. Так, в 1737 г. в одном из донесений в Сенат сообщалось, что свыше одной четверти кадет двадцатилетнего возраста «ни из каких наук ничего не разумели».

Постепенно усилиями главных директоров корпуса графа Б.-К. Миниха, князей В. А. Репнина, Б. Г. Юсупова, графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого качество обучения и воспитания было приведено в соответствие с теми высокими требованиями, которые закладывались при его создании. К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с педагогическим, а позднее и с университетским образованием; более тщательным стал отбор военных преподавателей и корпусных офицеров. Шире стали использоваться в воспитательных целях и для расширения гуманитарных знаний корпусные музей и библиотека. Начинают издаваться корпусные литературные журналы с публикацией статей кадет и переведенных ими произведений европейской литературы.

Под руководством Ф. Г. Волкова, основателя первого постоянного русского профессионального театра, в кадетском корпусе, создается театральный кружок, своеобразный «кадетский театр», постановки которого пользовались большим успехом.

В результате Сухопутный (так он стал называться с 1743 г.) Шляхетный кадетский корпус становится не только престижным военным и учебным заведением, но и крупным центром образования и культурной жизни, подлинной «рыцарской академией». Велика заслуга в этом крупного ученого-педагога и организатора науки И. И. Бецкого, разработавшего для кадетского корпуса устав – «твердые правила, по которым назначено принимать, воспитывать и обучать юношество благородное».

Общий смысл этих правил заключался в том, что «воспитание в кадетском корпусе должно быть практическое, паче нежели теоретическое, учиться юношеству больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков».

Как было записано в уставе., воспитание в кадетском корпусе «имеет целью: а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину».

«Надо взрастить младенца, — сказано в приложении к уставу, — здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость».

Устав И. И. Бецкого был утвержден в 1766 г., а сам И. И. Бецкой, как старший член корпусного совета, стал во главе управления корпусом.

Штат корпуса с 490 кадет в 1760 г., разделявшихся на гренадерскую, три мушкетерских и конную роты, увеличился к 1766 г. до 600 воспитанников. Все они подразделялись на пять возрастов (с 1766 г.). К первому возрасту причислялись кадеты от пяти до девяти лет, так как прием детей в корпус начинался в возрасте не старше шести лет. Ко второму возрасту отнесены воспитанники от девяти до двенадцати лет, к третьему — от двенадцати до пятнадцати, к четвертому — от пятнадцати до восемнадцати и к пятому — от восемнадцати до двадцати одного года.

Продолжительность пребывания кадета в каждом из возрастов составляла три года, а всего процесс обучения в стенах корпуса продолжался в течение пятнадцати лет. Право на поступление в корпус предоставлялось уже не только сыновьям дворян, но и детям лиц, состоящих в штаб-офицерских чинах; преимущество же при приеме предоставлялось детям из неимущих семей и тем, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При поступлении в кадетский корпус от родителей будущих кадет требовалась подписка о том, что они добровольно отдают детей в заведение не менее чем на пятнадцать лет и «даже во временные отпуски их брать не будут».

Кадеты первого возраста распределялись на десять отделений, каждое из которых состояло из 12 воспитанников и вверялось особой воспитательнице; общее руководство над первой возрастной группой осуществлялось управительницей возраста.

Кадеты второго возраста составляли восемь отделений по пятнадцать человек каждое; в отделении был свой воспитатель, а возрастную группу возглавлял инспектор. Аналогичной была структура третьего, среднего возраста, но уже в каждом из шести отделений было по 20 воспитанников. Старшие возрастные группы — четвертая и пятая — подразделялись на военный и гражданский отделы: первый состоял из двух рот, которыми командовали капитаны на правах инспекторов, и полурот, возглавляемых офицерами-воспитателями; гражданский отдел возглавлял особый инспектор, которому помогали от двух до четырех воспитателей.

Через каждые четыре месяца воспитанники двух младших возрастов, среднего — через полгода и старшего — через год подвергались экзаменам. По результатам испытаний лучшие ученики младших и среднего возрастов получали награды по усмотрению дирекции корпуса; лучшие воспитанники старших возрастов награждались серебряными (IV возраст) и золотыми (V возраст) медалями трех разных размеров и названий: малая медаль – «Успевающему», средняя – «Достигающему», большая – «Достигшему». Вручение шести серебряных и шести золотых медалей трех достоинств производилось ежегодно от Высочайшего имени «с приличною важностью и при собрании особ первенствующих чинов обоего пола». Полученная кадетом медаль заносилась в его формулярный список и давала награжденному ряд привилегий. Выпускники корпуса, получившие за успехи в учебе и поведении «похвальное свидетельство», приобретали право на чин поручика или соответствующий гражданский чин. Им предоставлялась возможность за казенный счет «отправляться в чужие края на три года, с обязательством доносить … как об успехах своего путешествия, так и о чинимых ими по различным места примечаниях и изобретениях».

Первыми директорами корпуса были барон Людвиг фон Люберас (с 1731), граф Бурхард Кристоф (Христофор Антонович) Миних (с 1734), генерал-поручик Тетау (1734) и генерал А. П. Мельгунов (с 1756).

Со времени утверждения нового устава (1766) во главе корпуса, как известно уже, стал И. И. Бецкой; в последующие годы управляли корпусом Ф. И. Глебов, П. Д. Еропкин, П. И. Панин, И. И. Меллер-Закомельский, А. М. Голицын, И. И. Михельсон, А. А. Вяземский. В ноябре 1787 г. к заведованию корпусом был призван генерал-адъютант Ф. А. Ангальт, с сентября 1794 г. до декабря 1797 г. — генерал-поручик М. И. Голенищев-Кутузов.

Посетив в период директорства Ф. А. Ангальта кадетский корпус, Екатерина II назвала его «рассадником великих людей».

За первые 70 лет существования из кадетского корпуса было выпущено 3300 воспитанников, в их числе выдающиеся деятели на поприще военной и государственной службы, науки и искусства: генерал-фельдмаршалы Петр Александрович Румянцев, выпускник 1740 г., Александр Александрович Прозоровский (1736) и Михаил Федотович Каменский (1755); генералы Михаил Никитич Волконский (1736), Петр Иванович Репнин (1737), Иван Иванович Веймарн (1740), Петр Иванович Мелиссино (1750), Михаил Васильевич Каховский (1757); генерал-прокуроры Александр Алексеевич Вяземский (1747) и Александр Андреевич Беклешов (1764), адмирал Иван Логинович Голенищев-Кутузов (1743), генерал-инженер Михаил Иванович Мордвинов (1747), директор первого русского театра Александр Петрович Сумароков (1740), русские писатели-трагики Михаил Матвеевич Херасков (1751), Владислав Александрович Озеров (1787) и Матвей Васильевич Крюковский (1798), посол России в Турции в период русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг., действительный тайный советник Алексей Михайлович Обресков и многие другие.

Высочайшим указом от 10 марта 1800 г. Императорский (с 1756) Сухопутный Шляхетный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус.

В 1907 г. 1-й кадетский корпус отметил свой 175-летний юбилей. За это время в его стенах было воспитано 95 георгиевских кавалеров. В числе первых обладателей этой самой почетной среди русского воинства награды — воспитанник кадетского корпуса граф П. А. Румянцев-Задунайский, награжденный 27 июля 1770 г. орденом св. Георгия 1-й степени «за одержанные над неприятелем знаменитые победы при Ларге 7 июля и под Кагулом 21 июля 1770 г.».

Среди кавалеров ордена св. Георгия 2-й и 3-й степеней Александр Прозоровский и Михаил Каменский; 2-й и 4-й — Карл Толь; 3-й и 4-й степеней — Давид Михельсон, Яков Гине, Павел Чоглоков, Яков Потемкин.

Стали георгиевскими кавалерами за отличие в сражениях с французами в 1812-1815 гг. — 11, в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. — 30 и в русско-японскую войну 1904-1905 гг. — 18 выпускников 1-го кадетского корпуса.

МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

15 декабря 1752 г. Указом императрицы Елизаветы Петровны был образован Морской Шляхетный кадетский корпус, старшинство которого отнесено к январю 1701 г. — году учреждения Петром I Школы математических и навигацких наук. Одновременно упразднены московская школа на Сухаревой башне, санкт-петербургская Морская академия, существовавшая с 1715 г., гардемаринская рота и Морская артиллерийская школа, имевшая комплект на 150 человек. Воспитанники этих учебных заведений тем же указом переводились в Морской кадетский корпус, ему же были переданы здание и имущество Морской академии и гардемаринской роты.

Первоначально комплект учеников по штату составил 360 человек, распределенных в три роты по 120 человек; в 1783 г. штат воспитанников увеличен до 600, а в 1817-м — до 700 человек. Воспитанники первого класса, завершающие обучение в кадетском корпусе изучением сугубо морских наук, назывались гардемаринами; во втором классе они проходили навигацию, другие науки общеобразовательного характера и назывались кадетами второго класса; в третьем классе были кадеты третьего класса, изучали они тригонометрию и прочие «низкие науки».

Первым директором Морского Шляхетного кадетского корпуса стал воспитанник петербургской Морской академии капитан 1-го ранга Алексей Иванович Нагаев, участник нескольких морских кампаний, известный специалист в области гидрографии, разработавший атлас Балтийского моря и составивший карты Камчатского моря и Американского берега. Прекрасно проявил себя А. И. Нагаев и на педагогическом поприще в гардемаринской роте, обучая с 1724 по 1730 г. гардемарин морским наукам.

Сорок лет, с 1762 г. Морской кадетский корпус возглавлял адмирал первого класса Иван Логинович Голенищев-Кутузов, троюродный дядя М. И. Голенищева-Кутузова. Усилиями широко образованного и деятельного директора И. Л. Голенищева-Кутузова Морской кадетский корпус превратился в подлинный центр подготовки офицеров для российского флота. В его стенах подготовлено не одно поколение русских моряков, прославивших Отечество своими подвигами и славными делами на просторах Мирового океана.

Среди первых воспитанников Морского кадетского корпуса прославленные флотоводцы адмиралы Федор Федорович Ушаков, выпускник 1766 г., Дмитрий Николаевич Сенявин (1780), Михаил Петрович Лазарев (1808), отважные мореплаватели, открыватели новых земель и континентов Иван Федорович Крузенштерн (1788), Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1797).

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ И ИНЖЕНЕРНЫЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС И ЕГО ФИЛИАЛЫ

Учрежден по проекту графа П. И. Шувалова, генерал-фельдцейхмейстера русской армии, 25 октября 1762 г. на базе Соединенной Артиллерийской и Инженерной дворянской школы со старшинством с 1712 г. Первым директором корпуса стал инженер-подполковник Михаил Иванович Мордвинов, выпускник Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса 1747 г., возглавлявший Соединенную Артиллерийскую и Инженерную школу. Число кадет из дворянских детей определено было в 146 человек, позже их стало 274. Причем три части комплекта предназначалось для российского, а четвертая часть — для лифляндского и эстляндского дворянства.

Одновременно с созданием кадетского корпуса при нем была образована Школа художеств вместо прежней Солдатской школы, в которую перевели 171 человека из числа солдатских сыновей. Назначение Школы художеств состояло в подготовке унтер-офицеров, обученных художествам, «чтоб получить, — по определению Шувалова, — знающих мастеров… для артиллерийского и инженерного корпусов». В Школе художеств воспитанников обучали машинному, литейному, инструментальному, чеканному, слесарному и столярному делу, работам по дереву и камню.

Первоначально выпуски кадет, как и ранее в Соединенной школе, не производились в строго назначенное время, а определялись потребностью войск, причем по положению, установленному П. И. Шуваловым, каждый кадет не мог быть произведен в офицеры, не пробыв трех лет в кадетских и двух лет в офицерских классах. Впоследствии срок обучения в корпусе увеличился с пяти до семи лет.

За время пребывания в кадетском корпусе кадетам предстояло изучить как предметы общеобразовательные, так и специальные дисциплины.

В течение первых четырех лет кадеты младших возрастов (8-12 лет) обучались в «приготовительных классах» арифметике, геометрии, родному языку, а также французскому и немецкому, начальным основам истории и географии, рисованию, танцам, фехтованию.

В последующие годы повзрослевшие и окрепшие воспитанники продолжали изучение математики, русского и иностранных языков, истории, географии и обучались специальным наукам, необходимым будущим артиллеристам и инженерам: физике, химии, фортификации, артиллерии, гражданской архитектуре, тактике, черчению и рисованию. В программу обучения входили также строевые занятия (экзерциции), проводимые на корпусном плацу с оружием и без него, и верховая езда в манеже.

Для практических занятий по артиллерии и инженерному делу кадеты отправлялись в лагерь на Выборгской стороне, где осваивали фейерверочное искусство, стреляли из пушек по целям, строили укрепления, овладевали основами минного искусства.

Жили кадеты в каморах (жилых помещениях) и обучались в специализированных классах. Жизнь воспитанников корпуса была строго регламентирована. Летом они поднимались в 6 часов, в 7 — молитва и завтрак, затем утренние занятия до 11 часов, обед в 12 часов, продолжение уроков с 15 до 18 часов. Ужинали в 19 часов, а по пробитии вечерней зори (по сигналу Петропавловской крепости) в 21 час ложились спать. Зимой вставали на час позже и, соответственно, распорядок дня сдвигался на час.

По средам и субботам послеобеденное время отводилось для занятия в танцевальном и фехтовальном залах и в манеже.

В воскресенье и в праздничные дни воспитанники, получившие одобрительные аттестации от учителей, отправлялись гулять на острова и в Летний сад.

Начиная с 1770 г. генерал-фельдцейхмейстер граф Г. Г. Орлов ввел практику представления ему каждую треть года списка воспитанников с подробными отметками, на основании которых он назначал их к выпуску тем или иным чином, в зависимости от успехов в науках. Позднее был введен ежегодный генеральный экзамен. Тех кадет, которые «в науках отменными себя показали», производили в унтер-офицеры при корпусе или назначали к выпуску в офицеры, а тех, которые «к наукам были нерачительны или слабое имеют понятие, чтоб не издерживать на их содержание напрасного кошта», определяли в артиллерию и инженерный корпус унтер-офицерами или рядовыми.

Наиболее преуспевающим кадетам давалась в награду серебряная или вызолоченная медаль с надписью «За прилежность и хорошее поведение». Одними из первых обладателями этой медали стали сержанты Алексей Аракчеев и Максим Ставицкий.

В 1771 г. директор кадетского корпуса М. И. Мордвинов добился разрешения определять в корпус помимо установленного штата 40 сверхкомплектных кадет, преимущественно детей небогатых родителей.

В 1783 г. вместо скончавшегося генерал-инженера Михаила Ивановича Мордвинова в командование корпусом вступил генерал-майор артиллерии Петр Иванович Мелиссино, «известный, — по словам Г. А. Потемкина, — своими обширными познаниями и прославившийся на военном поприще». За отличия в летней кампании 1770 г., особенно при Ларге и Кагуле, генерал-майор П. И. Мелиссино, командовавший артиллерийской бригадой, был удостоен ордена св. Георгия 3-й степени.

В течение пятнадцати лет генерал П. И. Мелиссино успешно руководил подготовкой кадет. По его инициативе было увеличено количество часов по общеобразовательным дисциплинам; больше внимания стали уделять изучению иностранных языков, а также практической и физической подготовке будущих офицеров.

С 22 мая 1784 г. штат кадет был установлен в 400 человек, а вместо Школы художеств вновь учреждена рота солдатских детей (Солдатская рота) на 145 человек.

В 1794 г. по повелению Екатерины II для кадетского корпуса архитектором Ф. И. Демерцовым был разработан проект каменных зданий, образующих замкнутое каре в виде четырехугольника. Главное здание «кадетских классов», фасад которого выходил на набережную реки Карповки, было заложено в мае 1795 г. и построено в 1796-м. На металлической плите в стене здания надпись гласила: «Екатерина II, прещедрая основательница сего училища, повелела воздвигнуть оному сие каменное здание по представительству Господина Генерал-фельд-цейхмейстера Графа Платона Александровича Зубова, которое и заложено в 22 день мая 1795 г. при Директоре сего училища Артиллерии генерал-порутчике Петре Мелиссино».

В главном здании находились учебные классы, музей, танцевальный зал, католическая и лютеранская церкви. В 1800 г. по новому плану того же архитектора было начато строительство двух аналогичных зданий «кадетских камор», составивших вторую и третью стороны корпусного четырехугольника и законченных в 1803 г. (правый фас) и в 1805 г. (левый фас). В выступе правого фаса «кадетских камор» на втором этаже в 1804 г. была открыта созданная по проекту Ф.И. Демерцова православная церковь св. Александра Невского.

В 1802 г. приступили к строительству последнего здания, выходящего на Большую Спасскую. Закончено оно было в следующем году. В нем разместились квартиры корпусных офицеров, кухни и столовый зал. Полностью строительство зданий кадетского корпуса завершено в 1806 г.

10 марта 1800 г. Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус (АИШКК) был переименован во 2-й кадетский корпус. По своей структуре он сближается с 1-м кадетским корпусом, а обучение кадет осуществляется по единой программе.

К этому времени учебное заведение превратилось в крупнейший в России центр по подготовке артиллерийских инженерных офицерских кадров русской армии. За первые 40 лет своего существования из его стен вышло 1543 высокообразованных офицера, оставивших яркий след в военной истории России.

Среди первых воспитанников этого учебного заведения генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, генерал от инфантерии Федор Федорович Буксгевден, выпускник 1770 г., видные организаторы отечественной артиллерии и инженерных войск генералы от артиллерии Алексей Андреевич Аракчеев (1787), Петр Иванович Меллер-Закомельский (1769), Алексей Иванович Корсаков (1768), инженер-генерал-лейтенант Христиан Шванебах (1781), академик Петербургской академии наук, автор трудов по геометрии, математическому анализу и механике Семен Емельянович Гурьев (1784), известный специалист в области математического анализа и вариационного исчисления Василий Иванович Висковатов (1796), крупный ученый-артиллерист, один из родоначальников русской ракетной артиллерии генерал-лейтенант Александр Дмитриевич Засядко (1794); организаторы и первые командиры прославленной конной артиллерии Владимир Яшвиль 1-й, Николай Богданов, Василий Костенецкий, многие командиры артиллерийских бригад, артиллерийских, минерных и понтонных рот. Стали широко известными в годы войны с Наполеоном 1812-1814 гг. имена генералов Г.П. Веселитского, В.Г. Костенецкого, П.М. Капцевича, П. А. Козена, П. П. Коновницына, А. И. Маркова, А. П. Никитина, М. Ф. Ставицкого, Л.М. Яшвиля, прославленных партизан И. С. Дорохова, А.Н. Сеславина, А.С. Фигнера.

В 1912 г., в честь 200-летнего юбилея кадетскому корпусу было присвоено имя императора Петра Великого — основателя Военно-инженерной школы, от которой ведет свое старшинство это прославленное учебное заведение, воспитавшее 67 георгиевских кавалеров.

Возглавил список бывших воспитанников АИШКК — 2КК, кавалеров ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия генерал-фельдмаршал М. И. Голенищев-Кутузов-Смоленский, ставший первым в русской армии полным георгиевским кавалером.

Среди удостоенных ордена св. Георгия 2-й, 3-й и 4-й степеней — генерал от инфантерии Петр Коновницын, проведший 27 лет (с 1788 г.) в походах и боях и возглавлявший с 1815 по 1819 г. Военное министерство; 2-й и 3-й степеней — генерал от инфантерии Федор Буксгевден, назначенный в 1808 г. Главнокомандующим русскими войсками в Финляндии и очистивший ее от шведских войск, Главнокомандующие пехотными корпусами генералы Петр Капцевич и Александр Рудзевич; 3-й и 4-й степеней — герои Отечественной войны Иван Дорохов, Егор Влас-тов, Гавриил Веселитский, Александр Засядко, Александр Сеславин; участники русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. генералы от инфантерии Константин Комаров и Юлиан Любовицкий; командующий Юго-Западным фронтом в 1914 — 1916 гг. Николай Иванов; 3-й степени -начальник артиллерии 2-й армии в Бородинском сражении Карл Ле-венштерн, начальник артиллерии корпуса, прославленный конноартил-лерист Алексей Никитин, участники обороны Севастополя генералы от инфантерии Константин Семякин и Александр Хрущов.

Корпус Чужестранных единоверцев. В 1775 г. усилиями и заботами М.И. Мордвинова при АИШКК была основана Гимназия Чужестранных единоверцев на 200 человек «для воспитания водворившегося в России греческого юношества». Штат гимназии составили подполковник, 2 прапорщика, инспектор классов и 25 учителей. «Училище имеет быть при Артиллерийском и Инженерном Шляхетном кадетском корпусе. Греков обучать при сем училище и для завершения обучения в кадетские корпуса не отсылать», — говорилось в Высочайшем повелении.

Греческая гимназия помещалась в смежном с кадетским корпусом строении, в административно-хозяйственном отношении управлялась корпусной канцелярией и имела общие с корпусом лазарет и аптеку.

12 июля 1792 г. Гимназия Чужестранных единоверцев получила название Корпуса Чужестранных единоверцев. Спустя четыре года это учебное заведение было упразднено, а его воспитанники переведены в Сухопутный и Морской кадетские корпуса.

Выпускники Корпуса Чужестранных единоверцев по окончании курса обучения направлялись в артиллерию, инженерный корпус, на флот, в пехотные и кавалерийские полки, реже — в гвардию. Многие из них приняли участие в военных кампаниях, проявили себя героически в Отечественной войне 1812 г.

По сведениям В. М. Глинки и А. В. Помарнацкого три воспитанника корпуса стали генералами и приняли участие в войне 1812-1815 гг., по нашим уточненным данным — 7 человек.

Всего с 1775 по 1796 г. из корпуса выпущено 190 офицеров, 100 из них — для флота.

Дворянский полк. 14 марта 1807 г. Высочайшим рескриптом при 2-м кадетском корпусе был создан Волонтерный корпус для ускоренной подготовки офицеров из числа малоимущих дворян со сроком обучения 2 года и выпуском два раза в год по 500 человек.

В рескрипте Александра I по этому поводу повелевалось причислять молодых людей от 16 лет и старше ко 2-му кадетскому корпусу так же, как и кадет Императорского Военно-сиротского дома, чтобы они, узнав порядок воинской службы и научившись стрелять в цель, были представлены в офицеры.

Волонтеры, как их стали называть вначале, жили и ходили в классы вместе с кадетами. Размещались они в главном строении кадетского корпуса, затем им были переданы целый фас корпусного строения и оба флигеля. Общими стали административная часть, лазарет, столовая, учебно-материальная база, большая часть преподавательского состава.

Через год это учебное заведение получило название Дворянского полка. Число прибывших для поступления уже к концу первого года обучения составило 600 человек. Из них были образованы 1-й батальон под командованием майора Гольдгойера и 2-й батальон, подчиненный майору Энгельгардту. Общее заведование Дворянским полком оставалось за директором 2-го кадетского корпуса А. А. Клейнмихелем.

Такое подчиненное положение 2-му кадетскому корпусу сохранилось до 1832 г., когда Дворянский полк был полностью отделен от 2-го КК, затем последовательно преобразован в Константиновский кадетский корпус (1855), Константиновское военное училище (1859) и Константиновское артиллерийское училище (1894).

За первые пять лет, т.е. до 1812 г., из Дворянского полка было выпущено: прапорщиками 2665 человек, в том числе в пехотные командиры -2040, в артиллерию — 250, в кавалерию — 146 и гвардию — 27 человек.

В 1812 г. число выпускников достигло 1139 человек; в 1813 г. — 139 и в 1814 г. — 700 человек.

Таким образом, к началу Отечественной войны 1812 г. Дворянский полк по количеству подготовленных офицеров вышел на передовые позиции.

Уже первым выпускникам Дворянского полка пришлось сразиться с армией Наполеона, занимая первичные офицерские должности в действующей армии. Многие из них, зарекомендовав себя боевыми офицерами, стали впоследствии известными людьми. Для примера укажем имена декабристов Н. И. Лорера, В. Ф. Раевского, Г. С. Батенькова. Двое последних приобрели известность как поэты и философы, Н. И. Лорер был дружен с М. Ю. Лермонтовым, В. Ф. Раевский — с А. С. Пушкиным, Г. С. Батеньков занимался литературными переводами и писал философские трактаты.

Среди воспитанников Дворянского полка более поздних выпусков оказалось немало славных имен. Лучшие из них стали известными военачальниками, учеными, организаторами артиллерийского дела. Сведения о них будут приведены в последующих главах.

ГРОДНЕНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

Первоначально возник в местечке Шклов Могилевской губернии на базе Шкловского благородного училища, и его создание неразрывно связано с именем генерала Семена Гавриловича Зорича. Он открыл названное училище 24 ноября 1778 г. для детей бедных дворян преимущественно из Могилевской, Смоленской, Черниговской и других соседних губерний.

Первое время благородное училище размещалось в небольшом флигеле, около дома самого С. Г. Зорича; с увеличением числа учеников он в 1793 г. построил для него трехэтажный каменный дом на правом берегу Днепра и два деревянных флигеля для лазарета и музыкальной команды, общей стоимостью 50 тысяч рублей.

Серб по национальности, С. Г. Зорич в одиннадцатилетнем возрасте был зачислен в один из вновь сформированных гусарских полков, а в 17 лет начал действительную службу участием в Семилетней войне 1756-1763 гг. Отличился в русско-турецкой войне 1768-1774 гг., за что был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. В бою у Рябой Могилы, получив три раны, попал в плен и находился в нем до окончания войны. В 1776 г. стал адъютантом Г. А. Потемкина, в следующем году был произведен в генерал-майоры, назначен генерал-адъютантом и пожалован поместьями в Лифляндии и Белоруссии, в том числе сделался владельцем Шклова, в котором поселился в 1778 г. В 1781 г. С. Г. Зорич приобрел в Петербурге для своего училища библиотеку за 8000 рублей и ежегодно стал расходовать на ее пополнение более 200 рублей; для него же он в разное время закупил зоологические коллекции, физические приборы, четыре медных единорога, глобусы, карты, модели машин и другие учебные пособия.

Впоследствии Семен Гаврилович передал училищу и свою богатейшую картинную галерею.

Первоначально училище разделялось на 2 кавалерийских взвода и 2 пешие роты. Первый выпуск из заведения (7 человек) состоялся в 1785 г., в следующем году выпустилось 15, в 1787-м — 18 человек; на протяжении пятнадцати последующих лет (вплоть до 1800) ежегодно выпускалось в среднем чуть более 30 воспитанников. С 1785 г. многие из них при выпуске стали производиться в офицеры.

С 1778 по 1800 г. в училище получили образование 665 обучающихся, из них количество артиллерийских и армейских офицеров составило 470 человек. Они направлялись в армейские и гарнизонные полки, в артиллерию и в Черноморские батальоны.

По воспоминаниям Л. Н. Энгельгардта, выпускника 1788 г., «многие воспитанники выносили из училища большие сведения, особенно в математике».

Воспитанник Шкловского училища А. И. Маркевич (1788) стал известным ученым-артиллеристом и директором 2-го кадетского корпуса; Н. Н. Петряев (1789) издал несколько оригинальных и переводных сочинений по математике, фортификации и механике.

Немало офицеров-шкловцев отличились в русско-турецкую войну 1787-1791 гг., например Василий Людвиг (1785), Иван и Петр Каховские (1786), Кузмицкий (1786), Курош (1788); некоторые из них стали генералами.

В 1799 г., уже после кончины С. Г. Зорича, Шкловское благородное училище получило наименование Шкловского кадетского корпуса и было поручено главному ведению Белорусского губернатора. Летом следующего года кадетский корпус в числе 211 воспитанников переводится в город Гродно, во дворец польских королей, с новым названием «Отделение кадетского корпуса Гродненского».

Новый замок, в котором разместилось это отделение, представлял собой двухэтажное здание на берегу Немана и построен был польским королем Августом III.

Ряд кадет, получивших воспитание в Гродненском КК, позже занимал видные государственные посты: А. А. Закревский, выпускник 1802 г., стал генерал-губернатором Финляндии, министром внутренних дел и московским военным генерал-губернатором; М. И. Леке — товарищем министра внутренних дел; В. Р. Марченко занимал должность государственного секретаря.

Выпущенные в 1799 г. в конную артиллерию Я. В. Захаржевский и Тибеньков, стали хорошо известны в ходе Отечественной войны 1812 г.

24 января 1807 г. Гродненский кадетский корпус по ходатайству дворянства Смоленской губернии был перемещен в составе двух рот в Смоленск и переименован в Смоленский кадетский корпус. В нем стали готовить к военной службе детей дворян как Смоленской, так и Витебской, Могилевской, Виленской и Гродненской губерний.

В 1811 г. из Смоленского корпуса впервые были отправлены в Петербург 13 кадет «для обучения порядку военной службы» при 2-м кадетском корпусе. В 1812 г. все кадеты, предназначенные для выпуска из Смоленского корпуса, были направлены в Дворянский полк при 2-м кадетском корпусе.

С началом Отечественной войны 1812 г. 73 кадета Смоленского кадетского корпуса были эвакуированы в Тверь, затем в Ярославль, а к исходу августа того же года — в Кострому, при этом корпус сохранил название Смоленского.

В Костроме Смоленский кадетский корпус был до июля 1824 г., до перевода его в Москву. После переезда в Москву он с 3 августа 1824 г. стал именоваться Московским кадетским корпусом. Высочайшим повелением комплект воспитанников увеличился до 500 человек, а корпусу отвели здание Головинского дворца, построенного в 1774 г. архитекторами Ринальди и Кваренги и зодчим Компорези.

В 1828 г. для Московского КК было издано новое Положение, по которому предназначалось иметь кроме четырех строевых рот еще одну роту для воспитанников от 10 до 12 лет и особое малолетнее отделение для детей до 10-летнего возраста; численность каждой роты определялась в 110 воспитанников.

Малолетнее отделение на 100 воспитанников открылось 1 июня 1830 г. в помещении на Немытной улице.

Директорами Гродненского (Смоленского, Московского) кадетского корпуса последовательно были генералы В. К. Кетлер (со 2 апреля 1800), А. К. Готовцев (с 1812), П. С. Ушаков (с 1819), П. П. Годеин (с 1831), Н. П. Анненков (с 1837), М. Ф. фон Брадке (с 1844), П. А. Грессер(с 1849), В. П.Желтухин (с 1851), В. Н. Лермонтов (с 1854), И. В. Жданов-Пушкин (с 1864), М. Я. Попелло-Давыдов (с 1872).

Во время директорства генерала Анненкова кадетский корпус был переименован в 1-й Московский (1838) в связи с открытием в Москве в 1837 г. еще одного учебного заведения этого типа. В 1864 г. корпус преобразован в 1-ю Московскую военную гимназию, но в 1882 г. последняя снова стала называться 1-м Московским кадетским корпусом.

5 ноября 1903 г. кадетский корпус, возглавляемый генерал-майором Завадским, отметил 125-летие своего основания. В честь этого юбилея ему было присвоено наименование 1-го Московского императрицы Екатерины II кадетского корпуса; при корпусе открылся музей.

За годы существования корпуса многие его выпускники своими делами и подвигами на полях сражений прославили воспитавшее их учебное заведение. На 1910 г. среди них было 14 георгиевских кавалеров; генералом от инфантерии, командующим войсками Казанского военного округа стал выпускник 1833 г. А. О. Бруннер, генералом от инфантерии Н. В. Исаков (1839); главными начальниками военно-учебных заведений, генерал-адъютантами — П. С. Ванновский (1840) и В. Н. Троцкий (1853). Славу известного художника приобрел выпускник 1833 г. П. А. Федотов, исследованиями в области военной истории оставил заметный след генерал-инженер В. И. Ашхарумов (1845), стал профессором Николаевской академии Генерального штаба и редактором газеты «Русский инвалид» П. С. Лебедев (1836), персидским посланником — выпускник 1894 г. Мирза Хасан Хан.

ПАЖЕСКИЙ КОРПУС

Учрежден 10 октября 1802 г. по проекту графа Шереметева и генерал-майора Клингерна как отдельное учебно-воспитательное учреждение для детей высокопоставленных и знатных семейств России, которых готовили в свиту Его Императорского Величества и в гвардию.

С 1832 г. этим правом могли пользоваться сыновья военных и гражданских лиц первых четырех классов, с 1837 г. — только сыновья лиц первых трех классов.

Свое старшинство корпус ведет с 1742 г. от специального заведения, получившего в 1769 г. название Придворного пансионата.

В корпусе положено было иметь три пажеских и один камер-пажеский класс. Устав корпуса, определяя цель его учреждения в «образовании нравов и характера, и в котором имеют быть преподаваемые нужные офицеру познания», указывал на необходимость обхождения с пажами и камер-пажами вежливого, непринужденного, благопристойного и без грубости не только на деле, но и на словах, «так как не страх, а убеждение в их обязанностях долженствует ими руководствовать».

В число изучаемых в корпусе предметов входили закон божий, русский, французский и немецкий языки, история, география, арифметика, алгебра, начальная и высшая геометрия, тригонометрия, физика, статика и механика, артиллерия и фортификация, рисование и черчение, танцевание, фронт, верховая езда и фехтование; учеников камер-пажеского класса особо предписано было знакомить с «историей о трактатах и негоциациях государственных», о «политическом отношении государства и о правлениях европейских», а также упражнять в деловом слоге на трех упомянутых языках».

В 1810 г. в силу вступил новый штат Пажеского корпуса на 50 пажей и 16 камер-пажей, ему предоставили для размещения дворец канцлера Воронцова на Садовой улице.

С 1819г. Пажеский корпус находился в подчинении Главного директора кадетских корпусов, срок обучения был увеличен, как и в кадетских корпусах, до семи лет.

В 1827 г. штат Пажеского корпуса состоял из 134 пажей и 16 камер-пажей.

Устав корпуса с самого начала определил его привилегированное положение по отношению к кадетским корпусам, которое сохранилось и после различных организационных преобразований. Даже по реформе 1862-1863 гг., когда кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии и утратили право выпуска офицеров, за Пажеским корпусом осталось право выпуска пажей и камер-пажей, закончивших специальные классы, в войска офицерскими чинами.

К концу XIX в. в Пажеском корпусе сложилась система выпуска в войска, включавшая четыре разряда.

Первые три разряда давали право выбора места службы даже сверх комплекта и получение от 300 до 500 рублей на обмундирование, что составляло два и более годовых жалованья.

Среди воспитанников Пажеского корпуса имена генерал-фельдмаршалов светлейшего князя Варшавского, графа Эриванского И. Ф. Паскевича, выпускника 1800 г., И. В. Гурко (1846); открывателя и исследователя Дальнего Востока генерал-губернатора Амурского края графа Н. Н. Муравьева-Амурского (1822); военного министра князя А. И. Чернышева (1802); автора исторических трудов Н. К. Шильдера (1860); писателей А. Н. Радищева (1766) и А. В. Дружинина (1843); музыканта Бахметьева (1826); графа С. Р. Воронцова (1761); генерала от кавалерии генерал-адъютанта графа П. А. Шувалова (1845); князя Н. А. Орлова (1845) и других видных государственных и военных деятелей России.

За сто лет существования (с 1802 по 1902) 103 воспитанника Пажеского корпуса стали георгиевскими кавалерами. В их числе полный георгиевский кавалер И. Ф. Паскевич, обладатели ордена св. Георгия 2-й степени И. В. Гурко, А. П. Тормасов, Д. С. Дохтуров; 3-й степени -князь В. И. Васильчиков, П. А. Шувалов, Н. И. Святополк-Мирский, князь Имеретинский.

В Отечественную войну 1812 г. стали широко известными имена воспитанников Пажеского корпуса генерала от кавалерии графа Александра Петровича Тормасова — Главнокомандующего 3-й обсервационной резервной армией, командующего 6-м пехотным корпусом генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова, командира легкоконного партизанского отряда Александра Ивановича Чернышева — одного из лучших русских разведчиков того периода.

ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОЕННО-СИРОТСКИЙ ДОМ

Основан 23 декабря 1798 г. на основе Каменноостровской и Гатчинской школ для сыновей погибших и инвалидов, объединенных в 1795 г. в одно заведение под названием Сиротского дома.

Императорский Военно-сиротский дом (ИВСД) имел два отделения: первое на 200 человек из числа сыновей неимущих дворян и офицеров, предпочтительно сирот. Воспитанники этого отделения назывались кадетами и выпускались в армию юнкерами и портупей-прапорщиками, а лучшие из них производились в офицеры.

Второе отделение предназначалось для 800 сирот с последующим их выпуском в армию унтер-офицерами. Из числа лучших воспитанников второго отделения, отличившихся примерным поведением и достигнутыми успехами в учебе, разрешалось ежегодно отбирать до 50 человек для продолжения обучения в кадетских классах ИВСД.

ИВСД имел также отделения при гарнизонных полках в других городах.

С 1811 по 1825 г. воспитанники ИВСД, предназначенные к выпуску в офицеры, прикомандировывались к Дворянскому полку «для узнания правил фронтовой службы».

ГОРНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

Образован 19 ноября 1804 г. из Горного училища, учрежденного 21 октября 1773 г., для подготовки горных чиновников.

С момента основания Горный кадетский корпус находился в ведении Горного департамента, хотя общие правила поведения, обучения и воспитания заимствованы были из устава военно-учебных заведений.

Воспитанники четырех низших классов назывались кадетами, двух следующих — кондукторами, а в высших классах обучались офицеры.

В 1833 г. Горный кадетский корпус переименовали в Горный институт и в связи с этим в следующем году корпус прекратил свое существование.

Основные сведения о первых кадетских корпусах России приведены в таблице 1.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.