Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

Традиционные подходы, шаблонные решения, накатанные пути — хорошо это или плохо? На самом деле хорошо — потому что привычный тип мышления дает нам возможность, не задумываясь, делать многие вещи автоматически. И одновременно плохо — потому что стандартный подход лишает нас альтернатив, свежих идей, открытий, возможности развития творчества.

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

В свое время меня очень заинтересовала методика Эдварда де Боно, изложенная в его книге «Шесть шляп мышления» и нацеленная на развитие мышления творческого, нестандартного. Приемы, разработанные де Боно, неоднократно и успешно использовались в преподавательской деятельности.

Вокруг историй создания оригинальных методик обычно слагаются легенды. Есть она и у метода «Шесть шляп мышления». Ее автор — Эдвард де Боно — родился на Мальте, рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса. Эдвард де Боно — один из очень немногих людей, про которых можно сказать, что они повлияли на то, как мы думаем.

Возможно, одной из уникальных особенностей метода де Боно является широкий спектр его применения: от обучения пятилетних детей в детских садах, учащихся в школах и студентов в институтах до подготовки руководителей крупнейших корпораций мира. Термин «латеральное мышление» (или «боковое мышление»), когда-то введенный ученым, теперь прочно вошел в английский язык: его можно услышать как на лекции по физике, так и в телевизионной комедии для домохозяек. Доктор де Боно — автор двух серий телепередач. На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ученому была присуждена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышления в школах.

В основе метода де Боно лежит идея параллельного мышления. Это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, а это вызывает путаницу и смятение.

Чтобы методика лучше усваивалась, нужен яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание «надеть чью-либо шляпу» означает «заниматься какой-либо конкретной деятельностью». Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ним ассоциируется.

Белая шляпаинформация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы — вот что ляжет ровными строчками на белый лист.

Черная шляпакритика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черный цвет мрачный, недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность.

Желтая шляпалогический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтый цвет — солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества.

Красная шляпачувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказаться о своих чувствах и интуитивных догадках, не вдаваясь в объяснения. Красную шляпу надо надевать на короткий промежуток времени. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств.

Зеленая шляпакреативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем даем креативности зеленый свет. Зеленый свет — это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Синяя шляпауправление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

Четыре типа использования шляп

1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить ученика надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут:

— Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме?

2. Снять шляпу. Мы можем попросить ученика снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент его мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим ученика уйти от этого типа мышления:

— Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу.

3. Сменить шляпу. Мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении:

— Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты.

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать.

Как показывает опыт работы, применение метода де Боно на уроках имеет следующие преимущества:

1) Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. «Шесть шляп» позволяют сделать ее красочной и увлекательной. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

2) Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

3) Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей — и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Даже когда мы имеем все основания считать себя людьми достаточно грамотными и способными обходиться без метода «шести шляп», его рассмотрение, безусловно, пойдет нам только на пользу, поскольку работа нашего мозга станет еще более эффективной. Талантливый человек всегда сумеет извлечь из каждого предложения значительно больше пользы и тем для рождения новых идей, нежели любой другой.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *