4.9 Средства массовой информации в политической системе
Основные понятия: средства массовой информации, признаки СМИ, функции СМИ
В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве (наряду с законодательной, исполнительной и судебной).
Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.
Печатные издания (пресса) |
Электронные СМИ |
Газеты, журналы, альманахи, бюллетени и др. |
Телевидение, радио, Интернет |
Отличительные признаки СМИ |
|
С появлением СМИ в политике произошла настоящая революция.
Основные последствия появления СМИ в политике:
- Прямое общение политических лидеров с населением делает ненужным участие в этом процессе партий, которые начинают терять своё значение в политической системе
- Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения
- Возможно всепроникающее воздействие власти на все сферы общественной жизни (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием
Функции СМИ |
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение |
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий |
Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события |
Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству |
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоев населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения |
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения |
Роль СМИ возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением:
- именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем — одно из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти;
- многие темы, неприятные для власти, могут если и не замалчиваться СМИ, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации;
- эффективное средство манипулирования общественным мнением со стороны СМИ — наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. д. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением;
- создание СМИ социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.
Теории развития СМИ
Название теории |
Её сущность |
Основные средства осуществления |
Авторитарная |
СМИ должны находиться под полным контролем государства |
Цензура — прямой запрет на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей неугодных власти; экономическое и политическое давление со стороны власти |
Либеральная |
СМИ должны быть независимыми прежде всего от государства, а не от их собственника |
Существование множества СМИ, принадлежащих частным собственникам, которые в совокупности представляют весь спектр политических позиций, в том числе и государственную |
Социальная |
СМИ свободны от контроля государства, однако необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления |
Установление ограничений в деятельности СМИ должно находиться под контролем общества, а не государства, что выражается в общественном контроле за наиболее важными СМИ, прежде всего телевидением |
В РФ деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является ФЗ «О средствах массовой информации» (1991 г.)» который:
- устанавливает норму о свободе СМИ, под которой понимаются отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ; владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ. Цензура в РФ запрещается;
- запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. их использование в целях: совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
- регулирует порядок создания СМИ: в частности, установлена необходимость регистрации средства массовой информации в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания СМИ не допускается.