1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Религиозная теория |
Теория палеовизита |
Естественно-научные (материалистические) теории |
|
Ч. Дарвин — английский естествоиспытатель, создатель эволюционной (от лат. evolutio — развёртывание) теории |
Ф. Энгельс — немецкий социальный мыслитель, политический деятель |
||
Божественное происхождение человека. Душа — источник человеческого в человеке |
Человек — создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа |
Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими |
Главная причина появления человека — труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности |
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на психофизическое состояние человека энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое (природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Человек — биосоциальное существо |
|
Биологическое существо |
Социальное существо |
Принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы -> возможность приспосабливаться к различным условиям существования |
Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. |
условие, предпосылка существования человека |
сущность человека |
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Биологизаторский подход |
Социологизаторский подход |
Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы |
Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова |
Основные отличия человека от животного
— Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.
Коммуникативные возможности имеют и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди обладают способностью выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
— Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
Моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные роли |
Обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов |
Выражает ценностное отношение к действительности |
Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
— Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
— Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.
— Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек |
||
существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершённое) |
существо универсальное (способное к любому виду деятельности) |
существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала) |
Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность»
Определение |
||
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств |
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей |
Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни |
Характерные признаки |
||
Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки |
Индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации |
Направленность (влечение, желание, стремление, идеал, ценности, установка, мировоззрение), социальные потребности, социальный статус, социальная роль, сознательные цели |
Человек как отдельная особь среди других людей |
Человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д. |
Человек с социально значимыми качествами |
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. (см. тему 3.12. Социализация индивида.)
Развитие человека -> Социальный опыт, человеческая культура -> Социализация индивида -> Личность
Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, она меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на неё внешних обстоятельств.