4.15 Федеративное устройство Российской Федерации

Основные понятия: федерализм, конституционный статус субъектов РФ, принципы федерализма в Российской Федерации, предмет ведения, разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов


В области государственно-территориального устройства Россия является федеративным государством.

Федерализм в России

Является одним из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на её территории

Способствует демократизации управления государством: децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть

Создание различных форм национальной государственности народов России

Предоставление отдельным регионам самостоятельности в решении вопросов их жизни

Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения её субъектов, которое было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ.

Основы конституционного статуса субъектов РФ

Принцип образования

Вид субъекта РФ (их количество)

Его статус

Признаки статуса субъекта РФ

Национально-территориальный

Республика (22)

это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ

— Конституция республики.

— Республиканское законодательство.

— Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.

— Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.

— Республиканское гражданство.

— Государственный язык.

— Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица

Автономная область (1)

Автономный округ (4)

это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ

— Устав субъекта РФ.

— Законодательство субъекта РФ.

— Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ.

— Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ

Территориальный

Край (9)

Область (46)

Города федерального значения (3): Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Пути изменения состава РФ

  • Добровольное вхождение в РФ иностранного государства
  • Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:
    • Путём объединения двух или более субъектов в один
    • Путём разделения одного субъекта с образованием новых
    • Путём выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой
    • Путём вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ

    В соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный; Приволжский; Южный; Дальневосточный; Центральный; Уральский; Сибирский; в январе 2010 г. образован восьмой — Северо-Кавказский, в марте 2014 г. — Крымский.

    Президент РФ назначает своих полномочных представителей в каждый из этих федеральных округов.

    Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципах федерализма.

    Принципы федерализма в Российской Федерации

  • Государственная целостность
  • Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права

  • Равенство и самоопределение народов
  • Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России

  • Единство системы государственной власти
  • Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ

  • Верховенство федерального права
  • Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ

  • Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами
  • Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности

  • Равенство субъектов Российской Федерации
  • Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов — один из принципов федеративного устройства России.

    Под предметом ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ.

    Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов

    Принадлежность предмета ведения и полномочий

    Перечень вопросов

    Особенность действия нормативных правовых актов

    Российская Федерация

    Внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др.

    Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ

    Российская Федерация и её субъекты (совместное ведение)

    Защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право

    Федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные правовые акты. Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам по данным вопросам

    Субъекты Российской Федерации

    Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере

    Нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные по данным вопросам, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, так как они находятся вне пределов компетенции Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.