1.1.2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян.
Период VI-IX вв. — время, когда в среде восточнославянских племен начинаются процессы, приведшие к качественному скачку в развитии общества. К середине 1-го тыс. н.э. «селища» славян-земледельцев представляли собой патриархально-семейные общины численностью до 150-200 человек. Отдельные дома общинников окружали «площадь», на которой располагались мастерские и общинные хранилища зерна. Настоящей «научно-технической революцией» стало для древнего человека «открытие» технологии выплавки и обработки железа (древнейшие известные в Центральной Европе железные изделия относятся к началу 1-го тыс. до н.э.). Железо, в отличие от меди, встречается в природе гораздо чаще (у нас в виде болотных руд), и производительность железных орудий намного выше каменных и бронзовых; это позволяло активнее вырубать леса, отвоевывать землю под пашню.
После потрясений эпохи Великого переселения народов славяне принесли в лесную зону новый хозяйственный уклад, основанный на пашенном земледелии и широком распространении ржи. Переход с VIII в. к трехпольной системе земледелия (включающей в себя посев яровых, озимых и отдыхающий под паром клин) привел к выделению крестьянских семей, ведущих самостоятельное хозяйство. Такой переход от родовой к соседской общине делал крестьянина более независимым и мобильным, давал возможность отдельным семьям и группам семей выделиться и отправиться на освоение новых земель, что ускорило процесс их колонизации. Соседская община на протяжении веков, конечно, менялась, но все же вплоть до ХХ в. являлась одним из основных институтов русского общества.
Вся жизнь земледельца протекала в рамках общины. Памятник древнерусского законодательства XI-XII вв. — «Русская правда» — говорит о том, что община — «вервь» (позднее выступавшая в документах под названием «мир») объединяла своих членов круговой порукой, выплачивала штрафы князю за преступления кого-либо из членов и несла ответственность за происшествия на своей земле. Каждый крестьянин имел право на надел пахотной земли, который можно было передать по наследству; угодья (выгоны, сенокосы, леса, воды) находились в общем и нераздельном пользовании всей общины.
Крестьянская соседская община существовала и на Западе. Однако там экономическое развитие привело к раннему появлению товарного хозяйства и стимулировало утверждение частной собственности на землю, в результате чего община сохранялась как форма местного самоуправления, но не регулировала повседневную экономическую жизнь крестьянина.
На востоке Европы условия жизни были иными. В ставшей историческим центром Российского государства нечерноземной Северо-Восточной Руси рабочий сезон крестьянина был очень коротким — с мая по сентябрь (во Франции он продолжался в два раза дольше) и требовал в страду огромного напряжения сил всей семьи, включая женщин, стариков и 10-12-летних детей. При этом крестьянин успевал вспахать землю под озимые и яровые 2-3 раза, в то время как в западноевропейских странах поля обрабатывали по 4-6 раз. Кроме того, всего за один месяц нужно было заготовить сена для скотины на весь год, запасов часто не хватало, поэтому малорослых лошадей и коров приходилось кормить соломой. В итоге крестьянин успевал обработать 1,5-2 десятины (десятина примерно равна гектару) на мужскую «душу», а остальная земля оставалась «в пусте». Бедные почвы и худшие климатические условия давали низкие урожаи — 4-5 центнеров с гектара (во Франции — в два раза выше). Обычным урожаем в Нечерноземье был «сам-два», «сам-три», хорошим считался «сам-четыре», т.е. около пяти центнеров с гектара (на Западе — до «сам-десять»). Примерно каждый седьмой-восьмой год в средневековой Руси был неурожайным. В таких условиях неустойчивость индивидуального хозяйства делали необходимым сохранение общины как регулятора производства и органа социальной поддержки своих членов.
Община выполняла важнейшие хозяйственные задачи: регулировала порядок пользования землей, разрешала споры из-за межей (границ надельных полос) и занималась раскладкой повинностей между общинниками, т.е. определяла размер вклада каждого в выплатах князю и в расходах на общинные нужды. Решались эти вопросы на сходе, где собирались все женатые мужики — главы хозяйств. Сход избирал, обычно на год, общинные власти — старосту, сотских и десятских; организовывал общие работы, распределял и собирал подати, разбирал споры и ссоры крестьян и наказывал провинившихся. Такая община оказалась поразительно устойчивой к внешним воздействиям и успешно сохраняла традиционный уклад жизни. Из поколения в поколение повторяющийся цикл крестьянских забот и довольно узкий кругозор (даже в XIX в. для многих русских крестьян поездка в город была событием) формировали определенный тип личности и ее духовный мир.
Крестьянин до тонкостей знал и понимал окружавшую его природу. Крестьяне создали свой народный календарь, обобщавший вековые наблюдения за природными явлениями и их связью с повседневными работами — севом, сенокосом, уборкой, созреванием овощей и злаков. В народной медицине использовались десятки трав и растений и изготовленные на их основе снадобья.
Другим важным фактором распада родового общества стало появление начиная с VIII в. первых городских центров — протогородов, которыми становились и центры известных по летописям союзов племенных объединений или княжений полян, северян, кривичей, словен (Киев, Чернигов, Псков, Изборск, Полоцк), и поселения торгово-ремесленного характера на оживленных торговых путях (Старая Ладога, Рюриково городище под Новгородом,Гнездово в 12 км от нынешнего Смоленска). Новым явлением стала концентрация в таких центрах ремесленных мастерских — кузнечных, ювелирных, косторезных, гончарных (в X в. появился гончарный круг), хозяева которых считались богатыми и уважаемыми людьми. К Х в. такие центры превращаются в «нормальные» средневековые города с укрепленным «детинцем» (кремлем) в центре, окруженным торгово-ремесленным посадом.
В ходе славянского расселения была разрушена старая племенная структура: племенные старейшины уступили место князьям, не связанным с родовыми традициями. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, упоминая о вторжениях в империю славян-язычников, живших «в народоправстве», сообщал о выделении славянской знати — «рексов» и «архонтов» — и о наличии у славян рабов.
Вместе с князьями выделяются и профессиональные воины-дружинники, о чем свидетельствуют их захоронения IX-X вв. Ученый-географ и министр почт Арабского халифата Ибн-Хордадбех рассказывал в своей «Книге путей и стран», как в IX в. из страны славян купцы — «русы» привозили в Константинополь на кораблях или морским же путем на южный берег Каспия, а далее караванами в столицу халифата Багдад ценные меха и мечи. Ученый-энциклопедист Х в. Ибн-Рустэ знал о наличии у славян городов с искусными ремесленниками, знахарями-жрецами и о ежегодном сборе славянским князем дани с подданных. Историк Х в. аль-Истахри выделил три центра «русов» во главе с «царями»: Куйяба (Киев), Славийа (новгородские словене) и загадочный город Арса. Так образовались крупные объединения («союзы племен», или «племенные княжения») полян, древлян, вятичей, словен, радимичей и другие, известные нам по «Повести временных лет».
Древние славяне были язычниками. Древнерусское язычество — это сложная система появившихся в разные исторические эпохи мифологических и космологических представлений со своими магическими культами, сопровождавшими древних людей от рождения до смерти; тысячелетние языческие верования в течение многих веков уживались с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени.
По сообщению «Слова об идолах» безымянного русского писателя XII в., древнейшие славянские культы представляли собой поклонение «упырям (вампирам) и берегиням» и, скорее всего, восходили ко временам каменного века с их представлениями о добрых и злых духах.
С переходом к земледелию появились аграрный календарь и культ земледельческих небесных божеств Рода и «рожаниц». Для периода VI-X вв. уже характерна развитая система космологических представлений: Земля представлялась славянам неподвижной, вокруг нее вращались планеты и звезды, а Солнце ночью проплывало по предполагаемому подземному океану. Земным миром ведала богиня плодородия Мокошь, над ним существовали два неба — небесная твердь и «верхнее небо» с запасами дождевой воды.
К богам нужно было обращаться при помощи магических заклинаний, а просьбы сопровождать соответствующими обрядами и жертвоприношениями. Образовался устойчивый календарь аграрных, в своей основе языческих, молений и празднеств, которые уже «в рамках» христианства дожили до наших дней. В новогодние святки устраивались маскарады «ряженых»; гадали о предстоящем годе (девушки — о замужестве); ко дню весеннего солнцестояния была приурочена масленица с ее проводами зимы и непременными обрядовыми блинами (символ солнца). Главным же летним событием был день Купалы — древний общеславянский праздник Русалий, день летнего солнцеворота, когда нужно было совершать моления о дожде, плодородии полей и разжигать костры по берегам рек с пением, плясками и «игрищами неподобными». Помимо особых праздничных молений, люди стремились всеми возможными способами оградить себя и свой дом от воздействия чужих, враждебных сил — упырей-вампиров и мертвецов — «навий». Для этого служили особые заговоры и специальные знаки, наносимые на жилище, утварь и одежду. Такими знаками служили изображения солнца и вспаханной земли под крышей русской избы, на наличниках окон, ковшах, прялках, вышитые фигуры языческих богинь на полотенцах, деревянные фигурки бородатых домовых-пращуров.
В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития изменяется русская погребальная обрядность: захоронение урн с прахом сожженного покойника в деревянных избушках-домовинах (что отразилось в известном сказочном сюжете об «избушке на курьих ножках») сменяется погребением праха в курганах, а затем происходит еще один перелом в религиозном сознании — переход от сожжения тела к его захоронению в кургане с разведением ритуальных костров.
В VI-X вв. возникали и крупные культовые центры — святилища. На обнаруженных археологами таких городищах (Богит и Звенигород на р. Збруч на Украине) имелись специальные капища — вымощенные камнем площадки с фигурами идолов, где совершались моления и приносились жертвы. В жертвенных ямах находили кости животных, зерно, обычные предметы обихода: стеклянные браслеты (круг — символ солнца), металлические замки и ключи (символы сохранности), ножи, косы, стрелы (для защиты от злых сил). Рядом с капищами находились большие общественные постройки, где выпекался культовый хлеб и проходили ритуальные пиры-братчины. Руководили такими культовыми центрами языческие жрецы — волхвы. Они разрабатывали систему обрядов, тексты молений и их календарные сроки, знали лекарственные травы и организовывали многодневные общественные празднества.
Наконец, именно с языческой Русью связано также возникновение письменности. Сохранилось несколько свидетельств Х в. (договоры с Византией 911 и 944 гг., данные арабского путешественника Ибн-Фадлана и автора жития славянского просветителя Кирилла) о загадочных «русьскых письменах», о характере и происхождении которых до сих пор спорят ученые. Нет полной ясности и в вопросе о происхождении двух cлавянских алфавитов — кириллицы и глаголицы (по-видимому, появление их связано с именами просветителей Кирилла и Мефодия); во всяком случае очевидно, что оба они использовались на Руси с конца IX — начала Х в., попав сюда из Болгарии или из Чехии. Широкого распространения письменность, однако, не получила. Языческая культура Руси ориентировалась на устную традицию и была тесно связана с устным народным творчеством.
Устно передавались из поколения в поколение и произведения исторического эпоса — былины. Героями наиболее раннего былинного цикла стали пахарь Микула Селянинович и крестьянский сын Илья Муромец, который, несмотря на свои обиды, служил великому князю Владимиру, положившему начало строительству оборонительных рубежей на южных границах
Таким образом, вторая половина 1-го тыс. н.э. — это время, когда внутреннее развитие восточнославянских племен привело к появлению первых городов и торговли, усложнению социальной структуры, образованию межплеменных союзов и первых политических центров, стремившихся объединить эти племена. Такое объединение и произошло в конце IX в.