Введение в изучение курса «Обществознание». 8 класс
Урок обществознания в 8 классе
Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса, его целями и задачами, объяснить его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Планируемые результаты: предметные: формулировать основные вопросы курса; характеризовать общественные науки; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; создавать относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; использовать и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; личностные УУД: формирование и развитие стартовой мотивации учения, интереса к изучению обществознания; осмысление важности изучения обществознания; усвоение базовых ценностей современного российского общества, гуманистических и демократических ценностей.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Мы продолжаем путешествие в мир знаний об обществе и человеке.
— Вспомните, какие вопросы мы изучали в 7 классе на уроках обществознания?
(Ответы учеников.)
Представьте, что вы раскрываете книгу по занимательной астрономии. Перед вами — карта звездного неба. На ней тысячи звезд и туманностей, которые соединяются в созвездия и галактики. Все они рождаются, развиваются, живут и умирают по определенным законам.
Человеческое общество можно сравнить с картой звездного неба. В нем множество личностей, объединенных в различные социальные группы, которые, в свою очередь, формируют нации и народы, общества и цивилизации. В этой карте есть свои черные дыры и туманности, которые нам предстоит исследовать.
III. Введение в новый материал
В 8 классе в рамках курса «Обществознание» вы узнаете об основных проблемах современного общества, о сущности молодежных субкультур, о традициях и ценностях, нормах и правилах поведения в обществе.
История человечества — это история развития и разрушения различных обществ. Мыслителей разных эпох интересовали вопросы: Что такое общество? как оно рождается? есть ли связи между обществом и природой? что заставляет общество развиваться? каким оно будет в далекой перспективе? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо накопить определенный объем знаний. В этом нам поможет предмет «Обществознание».
Тема урока «Введение в изучение курса «Обществознание. 8 класс»».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Задачи и содержание курса «Обществознание. 8 класс».
2. Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности.
3. Знакомство со структурой учебника и формами работы.
Проблемные вопросы
— Почему так важно изучать обществознание?
— Чему вы можете научиться на уроках обществознания?
IV. Работа по теме урока
1. Задачи и содержание курса «Обществознание. 8 класс»
— Откройте оглавление учебника «Обшествознание. 8 класс», прочитайте названия глав. Разделившись на четыре группы, представьте краткую характеристику определенной главы.
Первая группа знакомится с главой I «Личность и общество».
Вторая группа знакомится с главой II «Сфера духовной жизни».
Третья группа работает с главой III «Социальная сфера».
Четвертая группа работает с главой IV «Экономика».
(Презентация результатов работы групп.)
Таким образом, познакомившись с материалом главы I «Личность и общество» вы узнаете о проблемах современного общества, о некоторых общественных отношениях, исследуете жизненные ценности и ориентиры, необходимые для становления личности. Изучив главу II «Сфера духовной жизни», вы проанализируете проблему морального выбора, узнаете о принципах работы систем образования и науки, о религиозных организациях и объединениях, роли религии в жизни человека и общества. О социальных структурах, социальных группах, социальном статусе, социальных ролях, социальной мобильности, социальных конфликтах и межнациональных отношениях расскажут материалы главы III. В ней рассматриваются социальные отношения в современном обществе. Изучая главу IV «Экономика», вы расширяете знания об основных экономических процессах. В ней представлен широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономические системы, рынок, собственность, ограниченность ресурсов), рассматриваются вопросы отношений между отдельными хозяйствующими субъектами и некоторые макроэкономические проблемы (государственное регулирование экономики, безработица, международная торговля).
Вы познакомитесь с основами социологии, экономики, политологии, социальной психологии и права.
— Работая с интернет-ресурсами, определите круг наук, которые помогут нам понять основные закономерности взаимодействия общества и человека, и заполните таблицу.
Обществоведческие науки
Наука |
Предмет изучения |
Экономика |
Как люди используют имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих потребностей, как финансы, промышленность и торговля организованы в обществе |
Социология |
Общество как целостная система, состоящая из различных социальных институтов и отношений, складывающихся в ходе социального взаимодействия |
Психология |
Психическая деятельность человека и групп людей, влияние на нее внешних факторов, взаимодействие между индивидами, взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью |
Политология |
Политическая власть и управление, закономерности развития политических отношений, действие политических систем и институтов |
Юриспруденция |
Совокупность правовых знаний, практическая деятельность юристов, система их подготовки |
Философия |
Познание мира и общественного сознания на основе общих сущностных характеристик человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях |
Культурология |
Культурная жизнь в различных обществах, особенности и достижения различных культур, их взаимодействие |
(Проверка выполнения задания.)
2. Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности
Гуманным называют великодушное, доброе отношение к людям, готовность понять другого, стремление видеть в нем равного себе, достойного уважения человека.
Совершим виртуальное путешествие в страну «Гуманизм».
Рабочий материал
Слайд 1. Гуманизм — исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.
Слайд 2. Происхождение понятия «гуманизм» связывают с эпохой Возрождения (XIV-XVI вв.). В это время вырос интерес к человеку, вера в его способности и возможности.
Слайд 3. Среди гуманистов высокого Возрождения были известные ученые, философы, писатели и художники: Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.
Слайд 4. «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку» (Ж.-Ж. Руссо).
«Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего» (М. Горький,).
«Во внутреннем мире человека доброта — это солнце» (В. Гюго).
«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру…» (Л. Толстой).
«Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А.П. Чехов).
По мнению гуманистов, все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.
— Что же мешает человеку всегда совершать только добрые поступки?
(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)
Истинный гуманизм заключается в ответственности человека за свои дела и поступки. Гуманное общество — это общество справедливое, в котором главное — человек, его благо.
— Как вы представляете гуманное общество?
— Кто в нашем обществе больше всех нуждается в помощи и заботе?
— Почему необходимо заботиться о слабых?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
3. Знакомство со структурой учебника и формами работы
Нашим навигатором в путешествии в мир знаний об обществе и человеке станет учебник обществознания. Давайте познакомимся с ним.
В начале урока вы убедились, что материал учебника делится на главы (темы), которые, в свою очередь, разделены на параграфы. В каждой главе представлены материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Однако основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.
(Используя прием комментированного чтения, ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в учебнике.)
V. Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1. Объясните причины, по которым французский философ О. Конт поставил на вершину знания науку об обществе. Как вы думаете, прав ли он с точки зрения современной науки?
2. «География — это наука, отвечающая на вопросы «где?», «куда и откуда?», «почему, здесь, там?», «почему, туда, сюда?»», — утверждал знаменитый ученый-географ П.П. Семенов-Тян-Шанский. А на какие вопросы должно отвечать обществознание? Сформулируйте эти вопросы.
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
Написать эссе на тему «Почему так важно изучать обществознание».