Собственность

Урок обществознания в 8 классе

Цели и задачи: познакомить с имущественными отношениями; характеризовать основные формы собственности.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий имущественные отношения, собственность, право собственности; описывать формы собственности, основания приобретения права собственности; характеризовать имущественные отношения; оценивать роль государства в защите собственности; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; 3) познавательные: давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Экономическая система, основанная на широком использовании ручного труда и натуральном обмене:

1) рыночная экономика

2) традиционная экономика

3) командная экономика

4) централизованная экономика

2. Из двух суждений: а) технология — это знание о том, как производить товар; б) использование новых технологий производства позволяет повысить конкурентоспособность предприятия:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Из двух суждений: а) смешанная экономика — это современное хозяйство большинства стран мира; б) смешанная экономика в состоянии решить проблему ограниченности ресурсов:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов:

1) натуральное хозяйство

2) альтернативная стоимость

3) издержки производства

4) экономическая эффективность

5. Характерный признак традиционной экономики:

1) высокая производительность труда

2) удовлетворение минимальных потребностей

3) использование новых технологий

4) государственное регулирование

6. Из двух суждений: а) командная экономика — экономическая система СССР; б) командную экономику характеризует государственная собственность на средства производства:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Основные вопросы экономики:

1) когда производить?

2) для кого производить?

3) где производить?

4) что производить?

5) как производить?

6) сколько производить?

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Собственность возникла на заре развития человечества. Вначале она выражалась в индивидуальном, а потом и в коллективном присвоении древними людьми своей добычи. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах.

Во время перехода к рыночной экономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.

Так что же такое собственность? Каковы ее основные виды и формы? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Собственность».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Имущественные отношения.

2. Собственность.

3. Формы собственности.

4. Защита права собственности.

Проблемные вопросы

— Что значит быть собственником?

— Должна ли быть собственность священна и неприкосновенна?

IV. Работа по теме урока

1. Имущественные отношения

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «имущество»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «имущество».)

Запись в тетради

Имущество — это совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся во владении человека, семьи, группы лиц, организации или государства в целом, которыми они могут распоряжаться.

Имущественные отношения — это отношения по поводу имущества, в основе которых лежит право собственности.

Имущественные отношения подразделяются на два вида:

1) принадлежность имущества правовому субъекту (лицу, группе лиц, предприятию и т. д.);

2) переход имущества от одного правового субъекта к другому.

Первая группа рассматривает как отношения по изменению имущества владельца либо вида своей собственности, так и временную передачу его лицам, не являющимся собственниками (например, по договору аренды). Ко второй группе относятся отношения, порожденные гражданско-правовыми договорами, наследованием.

2. Собственность

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «собственность»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске.) Познакомьтесь с определениями понятия «собственность».

Рабочий материал

Собственность — принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности (Большой экономический словарь).

Собственность — 1) как экономическая категория представляет собой общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами — индивидуумами и коллективами — предметов природы, естественных и созданных трудом; 2) как юридическая категория означает принадлежность имущества определенным лицам — индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах (Юридический словарь).

Собственность — система отношений между людьми по поводу принадлежности средств и результатов производства (Словарь бизнес-терминов).

Мы видим, что в определении понятия «собственность» ключевое слово — «принадлежность». Отношения собственности — основа любой экономической системы. Отношение собственности — это система исключений из доступа к материальным и не материальным ресурсам, т. е. если определенные ресурсы принадлежат одному субъекту (собственнику или группе собственников), то они не могут принадлежать никому другому.

Некоторые ученые полагают, что собственность — это проявление биологической природы человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения, наследственно.

— Работая с п. 2 § 19 учебника, определите понятия «владение собственностью», «распоряжение собственностью» и «использование собственности» и запишите их в тетрадь.

Запись в тетради

Владение собственностью — фактическое обладание вещью (имуществом), дающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на него.

Использование собственности — это извлечение из имущества полезных свойств.

Распоряжение собственностью — возможность изменения ее принадлежности, состояния, назначения, включая полную или частичную передачу прав на имущество другим лицам.

— Работая с п. 2 § 19 учебника, назовите и охарактеризуйте субъекты права собственности.

(Проверка выполнения задания.)

3. Формы собственности

— Изучив таблицу и дополнительный материал, охарактеризуйте формы собственности.

Формы собственности

Вид

Характеристика

Пример

Частная собственность

Абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства.

Обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и ответственность собственника. Собственник может сам трудиться, а может привлекать наемный труд. За деятельность своего предприятия он отвечает всем своим имуществом

Квартира, дача, частное предприятие

Общественная собственность

Собственность, формальным собственником которой является общество как коллективный неорганизованный субъект. Средства и результаты производства принадлежат всему обществу. Результаты общего труда коллективно присваиваются всеми работниками.

В экономической эффективности проигрывает частной собственности, имеющей ответственного хозяина и стимулы к ее рациональному использованию

Заводы и фабрики в СССР и в других социалистических странах

Коллективная собственность

Совместная собственность членов трудового коллектива. Возникает за счет как объединения имущественных, денежных взносов, так и распределения выкупленной трудовым коллективом собственности на соответствующие доли. Единственный собственник — сам коллектив, а его члены имеют право на определенную часть дохода, на участие в управлении, изъятие своей доли (в денежном выражении) при выходе из коллектива

Товарищества, кооперативы, общая собственность собственников многоквартирного дома (крыша, подъезд, подвал)

Государственная собственность

Предполагает непосредственную деятельность центральных органов власти. В Российской Федерации это федеральная собственность и собственность субъектов РФ

Государственные предприятия, природные ресурсы, объекты историко-культурного наследия, имущество Вооруженных сил

Муниципальная собственность

Имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления

Детский сад, школа, поликлиника

Дополнительный материал

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени РФ и ее субъектов выступают органы государственной власти, а от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

4. Защита права собственности

— Работая с п. 4 § 19 учебника, определите, каким образом человек становится собственником.

(Проверка выполнения задания.)

К сожалению, находятся люди, которые нарушают права собственности, присваивая чужое имущество.

Существует несколько правовых способов защиты права собственности:

1) требование собственника к тому, кто владеет его имуществом, о том, чтобы оно было возвращено;

2) требования собственника об устранении препятствия в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом;

3) требование собственника имущества о констатации того факта, что он является собственником спорного имущества.

В первом случае собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать о незаконности своего владения, возмещения всех доходов, извлеченных этим лицом за все время владения вещью. Недобросовестный владелец возвращает собственнику все доходы, полученные им от пользования вещью, начиная с того времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности своего владения либо когда получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

— Используя прием «Мозговой штурм», предложите способы защиты права собственности.

(Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует на доске основные из них. Составляется перечень.)

V. Подведение итогов урока

Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке — пифосе. Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном. Аристипп утверждал, что нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу.

— Согласны ли вы с Аристиппом?

(Ответы учеников.)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Объясните, как вы понимаете высказывание Пифагора, приведенное на с. 167 учебника.

2. Выполните задания 1-3 рубрики «В классе и дома» на с. 166, 167 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 19 учебника.

2. Выполнить задания 4 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 167 учебника (на выбор).

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.