Экономическая политика Петра I
Технологическая карта урока истории в 8 классе
Основные вопросы изучения материала |
1) Роль государства в экономике. 2) Развитие промышленности. Мануфактуры. 3) Развитие торговли, транспортных путей и налоговой системы. 4) Развитие сельского хозяйства. 5) Итоги экономического развития |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Ресурсы урока |
Учебник, § 6. Карта. Фрагменты документов, трудов историков |
Основные понятия и термины |
Крепостная мануфактура, кумпанства, протекционизм, меркантилизм, отходники, посессионные крестьяне, подушная подать |
Основные даты |
1718-1724 гг. — проведение подушной переписи и первой ревизии. 1724 г. — введение Таможенного тарифа |
Персоналии |
Пётр I. Н. Демидов |
Домашнее задание |
§ 6. Задания к контурным картам. * Покажите на современной карте водные каналы, построенные и заложенные при Петре I. Используя Интернет и дополнительные материалы, подготовьте слайдэкскурсию по одному из ныне действующих каналов, созданных в петровское время. С помощью дополнительных источников информации проведите исследование и напишите краткое эссе на тему «Роль Петра I в создании российского флота» |
[post_ads_shortcode]
Модули урока |
Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Каковы были особенности развития экономики России к концу XVII в.? Какие проблемы необходимо было решать? Что позволило России совершить в начале ХVIII в. огромный рывок в своём экономическом развитии? |
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Вспомните о достижениях в хозяйственном развитии Западной Европы в начале XVIII в. В чём состояли особенности производства на мануфактурах? Какая система налогообложения существовала в России до реформы Петра I? Когда в России было окончательно установлено крепостное право? Какие проблемы существовали в экономике России XVIII в.? |
Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя) |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Дайте определение понятий протекционизм, меркантилизм. Рассмотрите карту. Найдите на карте территории, где располагались крупнейшие предприятия, основанные во времена Петра I. Узнайте, какие из них сохранились до нашего времени. Какие товары в XVIII в. ввозились в Россию? Какие товары вывозились из России? Прочитайте в учебнике отрывок из Берг-привилегии. Каким образом Берг-привилегия стимулировала развитие промышленности и предпринимательства в России? Почему Пётр I пошёл на ограничение права собственности владельцев земли? Должен ли был промышленник платить владельцу земли долю прибыли от разработки полезных ископаемых? Объясните свои выводы, используя цитаты из документа. Прочитайте п. 3 § 6. В чём суть налоговой реформы Петра I? В чём разница между подушной и дворовой податью? Что было выгоднее для государства? для налогоплательщиков? На основании материалов параграфа сделайте вывод об особенностях развития экономики России и вашего края в XVIII в. В чём проявилась роль государства в экономике России в первой четверти XVIII в.? |
Давать определение понятий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе электронных. Использовать карту как источник информации. Аргументировать вывод материалами параграфа. На основе анализа текста выявлять примеры и тенденции экономического развития страны. Привлекать краеведческие сведения по теме |
Работа с текстом, картой. Составление схемы. Беседа |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Какие отрасли промышленности стали приоритетными в период правления Петра I? Как развивалось сельское хозяйство в первой четверти XVIII в.? Какие новые черты в сфере экономического развития появились в России в XVIII в.? Систематизируйте ответ в форме таблицы (новые черты; примеры их проявления). Сравните экономическое развитие России и европейских стран в XVIII в. В чём отличие развития мануфактурного производства в России от развития аналогичного производства в Западной Европе? Перечислите особенности экономической политики Петра I. Какие преимущества давала проводимая Петром I политика протекционизма? Согласны ли вы с мнением историка С. Ф. Платонова об экономической политике Петра I? * Докажите на примерах, что развитие рыночных отношений в России тормозилось крепостнической системой. Используйте мнение историка А. Б. Каменского (см. учебник). Прочитайте мнения историков об экономической политике Петра I. Дополните их новыми данными, обнаруженными в Интернете. Какая точка зрения историков вам кажется более аргументированной? Почему вы так думаете? |
Определять причинно-следственные связи, последствия событий и процессов. Сравнивать исторические объекты. Высказывать аргументированные суждения. Выделять характерные черты, особенности процесса. Приводить примеры для подтверждения вывода, позиции. Давать оценку деятельности исторической персоны |
Составление таблицы. Сравнительный анализ. Анализ текста. Беседа |
Дополнительный материал
Памятка для анализа экономического развития страны
- Природно-географическое положение страны и его влияние на специализацию хозяйства, распределение предприятий, районов сельского хозяйства и т. д.
- Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.
- Особенности промышленного развития: специализация регионов, формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; техническая оснащённость, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объёмы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).
- Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объёмы производимой продукции и пути её реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.
- Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.
- Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
- Место страны в мировом производстве.
С. Ф. Платонов об экономической политике Петра I (извлечение)
В экономической политике Петра, в её задачах и результатах также нельзя видеть переворота. Пётр ясно определил ту задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него, — задачу поднятия производительных сил страны. Его программа развития национальной промышленности и торговли была знакома в XVII в. теоретически — Крижаничу, практически — Ордину-Нащокину. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народного хозяйства на новое основание. Главным источником народного богатства и при Петре остался земледельческий труд, и Россия, имея после Петра более 200 фабрик и заводов, была всё-таки земледельческой страной, с очень слабым торговым и промышленным развитием.
[post_ads_shortcode]