Изменения в социальной структуре российского общества
Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Первое сословие. 2) Крестьяне. 3) Городское население. 4) Духовенство. 5) Казачество. |
Тип урока |
Комбинированный. |
Ресурсы урока |
Учебник, § 19. Карта. |
Основные понятия и термины |
Сословие. Владельческие и черносошные крестьяне. Барщина. Натуральный и денежный оброк. Подворная подать. Белые слободы. Наёмный труд. Казачество. |
Основные даты |
1682 г. — отмена местничества. |
Персоналии |
Алексей Михайлович. Фёдор Алексеевич. |
Домашнее задание |
§ 19 учебника. |
[post_ads_shortcode]
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Влияет ли, на ваш взгляд, экономическое развитие страны на её социальную структуру? Как изменилась социальная структура российского общества в XVII в.? |
Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны. |
Беседа. |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Что такое сословная структура, сословие? Что такое феод? Кого в Европе называли феодалами? Как формировалось сословное общество в России в XVI в.? Какие факторы влияли на этот процесс? В чём состояли различия этих процессов в России и в Западной Европе? Кто в России в начале XVII в. Мог владеть землёй? |
Актуализировать знания из курса всеобщей истории, предметные знания. |
Беседа. |
Содержательно-операционный |
Объясните происхождение слов крепостной, белые слободы. По материалам § 19 выделите: — различия в положении черносошных и владельческих крестьян; — основные повинности, которые несли крестьяне; — на карте укажите, где преимущественно расселялись черносошные крестьяне. Объясните выводы. Определите основную категорию землевладельцев в России. В чём причины изменения положения дворянства в XVII в.? Были ли бояре и дворяне окончательно уравнены в правах? Докажите примерами. Какими привилегиями пользовались жители «белых слобод»? Какие категории духовенства существовали в XVII в.? Какие виды продукции производили монастыри в XVII в.? Оцените значение монастырей в хозяйственной жизни России. Какие экономические выгоды давало государству казачество? Составьте схему социальной структуры населения России в XVII в. (см. дополнительный материал). Действительно ли структура общества упростилась? |
Пояснять смысл терминов и понятий. Аргументировать выводы на основе материалов параграфа. Анализировать сведения исторической карты. Составлять схему (с помощью учителя), анализировать произошедшие изменения в сравнении с предыдущим периодом. |
Работа со словарём, учебником, схемой. Беседа. |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Расскажите, как проходило формирование сословий в России. В чём состояли главные различия сословных структур России и западноевропейских обществ? (Используйте схему.) С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о жизни крепостных крестьян в России в XVII в. Представьте в виде иллюстрированной презентации или доклада. Какими источниками информации вы пользовались? Какие из них оказались наиболее информативными? |
Рассказывать о формировании сословной структуры российского общества, выделять различия. Представлять результаты познавательной деятельности в классе. Оценивать значимость источников информации. |
Рассказ. Презентация. Беседа. |
Дополнительный материал
Социально-сословная структура российского общества в ХVII в.
Социально-сословная структура российского общества в XVII в.
Название сословия |
Состав сословия |
Служба или повинность |
Вотчинники |
Землевладельцы, распоряжавшиеся землёй |
Вотчинники и помещики несли государеву службу на общих основаниях |
Помещики |
Владели поместьем за исполнение государевой службы |
|
Крестьяне |
Крестьяне вотчинников и помещиков; монастырские и церковные; дворцовые; черносошные (государственные); лично свободные |
Работали на земле |
Духовенство |
Белое (в основном приходские священники); чёрное (монахи) |
Церковная служба. Белое духовенство вносило платежи церковным и светским властям |
Посадские люди |
Ремесленно-торговое население городов |
Платили налоги (тягло) |
Приказные люди |
Служащие государственных учреждений |
Служили в государственных учреждениях. По статусу приравнивались к дворянам |
Приборные люди |
Стрельцы, пушкари, городовые казаки, проживавшие в приграничных районах и городах |
Несли военную, сторожевую службу. Получали государственное содержание |
Казаки |
Военное население Дона, Яика и Терека |
Несли военную службу |
Ясачные люди |
Нерусские народы: манси, ханты, ненцы, буряты и др. |
Платили подать мехами |
Окончательное оформление крепостного права (по Соборному уложению 1649 г.)
- Отмена Юрьева дня.
- Установление бессрочного сыска беглых крестьян, т. е. фактическое прикрепление крестьян к земле и к землевладельцу (поземельная зависимость окончательно сменяется личной).
- «Урочные лета» отменены, зависимость крестьян от землевладельцев становится потомственной.
- Землевладелец получает право наказывать крестьянина, который становится юридически бесправным (его можно продавать, обменивать, дарить и т. д.).
- Укрывательство беглых крестьян наказывается тюрьмой, кнутом.