Введение в изучение курса

Урок обществознания в 6 классе

Цели и задачи: познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания; обсудить ключевые понятия и термины: человек, деятельность, познание, потребности, общение; сформировать положительную установку на изучение нового предмета.

Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о ключевых темах курса, выделять их существенные признаки; овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий; научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных заданий, работе в группе.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД): предметные: выявлять характерные черты нового предмета, его роль в развитии общества, объяснять значение ключевых понятий курса обществознания; метапредметные — 1) коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; 3) познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 4) личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; осмысление важности изучения обществознания.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: изучение нового материала.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Жил-был один китайский император. Он недавно взошел на престол, был молод и любознателен. Император уже знал очень много, и ему хотелось знать еще больше, но, увидев, сколько еще осталось непрочитанных книг во дворцовой библиотеке, он понял, что не сможет их все прочитать. Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества.

Долго трудился мудрец. Проходили годы, затем десятилетия, и вот наконец слуги внесли в покои император пятьсот книг, в которых была описана вся история человечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже немолод, тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил сократить повествование, оставив только самое важное.

И снова долгие годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочесть и эти книги, и попросил мудреца оставить только самое-самое главное.

Мудрец опять принялся за работу, и спустя какое-то время ему удалось уместить всю историю человечества всего лишь в одну книгу, но когда он принес ее, император лежал на смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть книгу. И тогда император попросил выразить все еще короче и прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной. Мудрец открыл книгу и написал на последней странице одну фразу: человек рождается, страдает и умирает…

Вопросы к классу

— О чем эта притча? В чем ее смысл?

(Ответы учеников.)

— Что это за предмет — обществознание?

— Какую роль он играет в жизни общества?

— Чему он учит?

Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на наших первых двух уроках.

Тема уроков: «Введение в изучение курса «Обществознание» 6 класс».

План уроков

1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 6 классе.

2. Знакомство со структурой учебника.

3. Знакомство с формами работы по предмету.

Проблемные вопросы уроков

— Почему важно изучать обществознание?

— Чему вы можете научиться на уроках обществознания?

III. Введение в новый материал

Мы продолжаем путешествие в мир знаний об обществе и человеке, начатое в 5 классе. Оно обещает быть интересным. Путеводителем в этой экскурсии станет учебник обществознания.

IV. Работа по теме уроков

1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 6 классе

Задание: открыв оглавление учебника «Обществознание» для 6 класса, прочитайте названия глав. Разделитесь на три группы, разработайте и представьте графически содержание главы, обращая внимание на ключевые понятия.

Первая группа — глава I «Человек в социальном измерении»;

Вторая группа — глава II «Человек среди людей»;

Третья группа — глава III «Нравственные основы жизни».

Если при знакомстве с названиями параграфов встречаются слова и термины, не совсем вам понятные, то это необходимо отразить в своих схемах с помощью вопросительных знаков и подчеркивания.

(Во время выполнения задания составляются следующие схемы.)

Презентация работы первой группы

Презентация работы второй группы

Презентация работы третьей группы

— Почему вы выделили некоторые слова вопросительными знаками?

— Интересны ли вам выделенные темы? Почему?

— Чему этот материал вас может научить?

(Ответы учеников.)

Исследуйте следующую схему и ответьте на вопрос: какие науки помогут нам разобраться в этих сложных вопросах? Вспомните их.

(Ученики, выполняя задание, при необходимости работают со следующей схемой.)

2. Знакомство со структурой учебника

Когда вы путешествуете, то вам помогает ориентироваться в незнакомом пространстве путеводитель. А нам поможет в путешествии в мир знаний учебник обществознания.

Текст учебника разбит на главы (темы), а они, в свою очередь, — на параграфы.

Откройте с. 7 учебника.

— Как называется первая глава?

— С каких двух сообщений она начинается? (О чем мы узнаем и Человек в социальном измерении.)

— Как вы думаете, почему авторы учебника начинают главу с этих установок?

(Ответы учеников.)

Задание: откройте § 1, текст необходимо читать, обращая внимание на выделенные жирным шрифтом слова. Эти слова объяснены в словаре, который расположен в конце учебника.

Проверим, насколько хорошо вы поняли замысел авторов. Найдите на с. 8 выделенное жирным шрифтом слово общение. Затем откройте словарь на с. 108 и найдите объяснение этого понятия.

Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками. Используя прием комментированного чтения, познакомьтесь с дополнительными источниками информации в § 1.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: разделившись на группы, каждая из которых будет работать с отдельной рубрикой учебника, ответьте на следующие вопросы.

— Для чего применяется данная рубрика?

— Объясните алгоритм работы с рубрикой.

Первая группа — рубрика «Жил на свете человек» на с. 15;

вторая группа — рубрика «Путешествие в прошлое» на с. 13;

третья группа — рубрика «Картинная галерея» на с. 10, 11;

четвертая группа — рубрика «Обсудим вместе» на с. 8;

пятая группа — рубрика «Проверим себя» на с. 16;

шестая группа — рубрика «В классе и дома» на с. 16;

седьмая группа — рубрика «Учимся узнавать и оценивать себя» на с. 24-25;

восьмая группа — рубрика «Практикум» на с. 48.

(Проверка выполнения задания.)

3. Знакомство с формами работы по предмету

Общение с друзьями, ситуации, происходящие вокруг нас и в мире, анализ литературных произведений наталкивают нас на размышления, на выбор того или иного решения. Предмет «Обществознание» поможет приумножить личный опыт и лучше ориентироваться в сложном мире людей. Его главная задача — научить вас размышлять, задавать вопросы и искать ответы на них. Хотите попробовать свои силы? Тогда в путь!

Проблемное задание. Разделитесь на пять групп, каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает притчу), а затем ответит на вопросы.

— В чем смысл приведенной притчи?

— Как бы вы ее назвали?

— Чему она нас учит?

— Может ли притча помочь нам сегодня? Как?

(В конце каждой притчи приведены и индивидуальные вопросы для каждой группы.)

Дополнительный материал для первой группы

Красота души

Скучно было Цветку стоять целыми днями на одной ножке посреди клумбы. Он вырос и распустил свои лепестки намного раньше остальных цветов, и поэтому общаться ему было совершенно не с кем. И вот в один из дней на него села незнакомая, очень красивая Бабочка. Она, наверное, прилетела издалека, потому что таких красивых крыльев Цветок еще никогда не видел. Пока Бабочка, сложив крылья, отдыхала, Цветок пожаловался ей на свое одиночество и рассказал о том, как скучно ему живется. Сжалилась Бабочка над одиноким Цветком, решила не лететь дальше, а поселиться поблизости. Ей захотелось почаще прилетать к Цветку и рассказывать ему о тех местах, где она уже успела побывать.

Бабочка несколько раз в день прилетала к Цветку с новостями, а он, широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо этого поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал пожидать Бабочку. Вскоре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и воскликнул:

— Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что сказать.

Как только Бабочка подлетела к Цветку, то тут же оказалась в сачке. Она хотела вырваться из плена, но у нее ничего не получалось. Вдруг край сачка приподнялся, и Бабочка увидела руку, тянущуюся к ней. Чьи-то пальцы пытались ее схватить. Бабочка металась, билась крыльями и вырвалась на волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сломался. Он без движения лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим сломанным и молчащим другом и, горько плача, говорила:

— Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек.

Вопросы для первой группы

— Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?

— Как поступил Цветок по отношению к Бабочке? (Некрасиво и безобразно.)

— А может быть, кто-то считает, что Цветок поступил красиво, ведь он спасал свою жизнь? (На ответ «да»: если он поступил красиво, значит, вы хотели бы с ним дружить, если бы были Бабочкой?)

— Вам понравился мальчик или нет? Почему?

— Что важнее: красота души или красота внешняя?

Дополнительный материал для второй группы

Дом высокой культуры

Прогуливаясь по городу, Сергей заметил на старом многоэтажном доме маленькую табличку с непонятной надписью: «Дом высокой культуры» — и решил зайти через ворота во двор и узнать, что же это такое — высокая культура.

Он увидел красивый чистый двор с множеством цветов и деревьев — настоящий сад. Сажавшие кусты дети поздоровались с Сергеем, а одна девочка подошла к нему.

— Ты, наверное, первый раз в нашем дворе? — спросила она.

— Ага, — произнес Сергей.

— Меня зовут Настя, если хочешь, я покажу тебе наш двор. Сергей удивился вежливости и дружелюбию незнакомой девочки и пошел следом за ней. Он заметил большую беседку со старыми шторами, перед которой стояло много скамеек.

— Зачем вам занавески на беседке и столько скамеек? — спросил он у Насти.

— Это наш театр. По субботам и воскресеньям мы показываем взрослым сказки или кукольные спектакли.

— А почему в беседке магнитофон?

— Мы часто здесь танцуем, а кто не хочет танцевать, играет, а заодно слушает музыку.

Сергей увидел множество детских рисунков вдоль стены дома между подъездами.

— Почему у вас на доме столько картин висит? — спросил Сергей.

— Это выставка, которую мы сделали немножко для себя, но в основном для наших родителей и остальных взрослых. Папы и мамы, идя на работу или с работы, любуются картинами, их настроение улучшается и усталость проходит.

— А почему так низко скворечники висят? До них можно рукой дотянуться.

— У нас свои дворовые птицы, мы их не обижаем, заботимся о них, вот они и стали ручными.

Настя достала из маленького ящичка у дерева кусок хлеба, накрошила его на ладонь, выставила руку вперед и стала птиц звать: — Гули-гули-гули. Из всех скворечников слетелись птицы. Они садились Насте на плечи, на руки и клевали хлебные крошки прямо с ладони.

— У нас не только птицы живут, — улыбнулась Настя. — Вон там, за маленьким заборчиком, кролик, козленок и две утки. А еще у нас общие игрушки, книги.

— Как это общие? — удивился Сергей.

Настя повела Сергея в красивый подъезд, с цветами, нарисованными на стенах героями мультфильмов и открыла большую комнату, которая чуть ли не до потолка была заставлена полками с игрушками, а у одной стены стояли три больших шкафа с детскими книжками.

— Кто вам столько игрушек купил? — спросил Сергей.

— Мы все свои игрушки и книжки из дому принесли сюда, поэтому их так много, — ответила Настя. — Каждый из детей, кто приносит сюда все свои игрушки и книжки, получает ключ от комнаты и может пользоваться всем чем угодно.

Сергей вспомнил о своем дворе с поломанными и скрипучими качелями, выпачканными скамейками и грязным песком в песочнице. А в этом дворе каждый с удовольствием делал хорошее для других, старался придумать что-то интересное, чтобы жизнь вокруг стала красивее.

— А можно мне к вам во двор приходить? — спросил Сергей.

— Конечно, — ответила Настя. — Но есть одно правило: перед тем как играть, каждый должен сделать для двора и других людей что-нибудь нужное и красивое.

Сергей стал приходить в новый двор, ему нравилось работать сообща с другими детьми, делать жизнь чуточку красивее, лучше и интереснее. Он помогал копать яму для маленького пруда, строил возле песочницы небольшой замок с башнями из камней и глины и т. д. Но больше всего Сергею нравилась его собственная выдумка. Он лепил из глины фигурки гномов, раскрашивал их и расставлял под кустами или рассаживал на ветках деревьев.

Теперь он знал смысл слов «высокая культура» и что значит жить среди культурных людей. Часто перед сном он мечтал о завтрашнем дне, о том, как еще лучше украсить жизнь и принести радость и пользу другим людям.

Вопросы для второй группы

— Почему двор был таким красивым, интересным и необычным? (В нем жили культурные дети.)

— Когда людей называют культурными? (Когда они не только любят красоту, но и создают ее вокруг себя, становясь лучше сами.)

— Вам все равно, с кем жить: среди культурных людей или некультурных?

— Что будет, если в дом высокой культуры переедут жить некультурные дети, которым красота не нужна?

— Вы бы отнесли все свои игрушки и книжки в общую комнату или захотели бы ничего не отдавать и играть только своими игрушками?

— Если человек живет в чистоте и наводит в доме порядок, это значит, что он культурный? (Аккуратный, но это не значит, что у него культурный и богатый внутренний мир.)

— Можно ли назвать человека культурным, если ему лишь нравится красота? (Мало смотреть на красоту, надо еще становиться лучше и что-то делать для других людей.)

Дополнительный материал для третьей группы

Холмик и звезда

В горной стране на склоне большой Старой Горы приютился маленький Холмик. Он очень хотел вырасти и стать большой горой. Ведь тогда он смог бы видеть много интересного вокруг себя. Он смог бы даже потрогать облака и получше разглядеть далекие мерцающие звезды. А пока Холмику приходилось довольствоваться рассказами Старой Горы, которая много повидала в жизни, была всезнающей и умной.

Но эти рассказы часто были скучными и неинтересными. Старая Гора много знала, но, к сожалению, она давно уже разучилась мечтать и рассказывала только о том, что видела вокруг себя. Маленький Холмик мечтал о волшебных далеких странах и чудесах, которые ему никак не удавалось увидеть самому. Со всех сторон его окружали высокие горы, и потому Холмик мог, мечтая, смотреть только вверх, на бесконечно таинственное и загадочное звездное небо.

Однажды небо сжалилось над Холмиком и послало ему маленькую Звезду. Звезда, ярко вспыхнув, пролетела над горами через все небо и упала прямо на маленький Холмик. За многие скучные годы он впервые почувствовал себя по-настоящему счастливым. Радостный, он заботливо укрыл Звездочку между своими камнями от ветра и дождя и стал ею любоваться.

Звезда и впрямь была красива. Она искрилась и переливалась разными цветами, ее сияние было прекрасно, и эта красота восхищала Холмик. Оказалось, что маленькая сверкающая гостья умела говорить. Звезда по ночам тихо рассказывала множество мифов, легенд и космических историй. Несмотря на то что гостья была совсем маленькая, она знала гораздо больше, чем огромная Старая Гора. Рассказы ее были удивительно красивыми, необычными и таинственными. Она поведала о жизни на других планетах, о путешествиях комет, о космических пространствах, о рождении звезд и их гибели. Звезда успела побывать так далеко и увидеть так много разных миров, что маленький Холмик каждый раз с нетерпением ждал ночи, чтобы услышать новые рассказы о полетах и путешествиях в бескрайнем и многообразном космосе.

Однажды утром, когда Старая Гора проснулась, маленький Холмик решил рассказать ей об упавшей прекрасной Звезде. Но Старая Гора в ответ только громко рассмеялась. Ведь она считала себя очень умной и всезнающей и потому не поверила словам Холмика. Уже давно Старая Гора разучилась смотреть на небо. И тогда Холмик решил показать ей Звезду. Он раздвинул камни, но в лучах утреннего солнца Звезда совсем перестала светиться и стала похожа на самый обыкновенный камешек. Ничего не оставалось делать Холмику, как замолчать и снова спрятать Звезду.

— Не расстраивайся, — вдруг шепнула Холмику Звезда. — Совсем неважно, что другим не нравятся рассказы о небе. Главное — это то, что ты можешь верить и мечтать о звездах, а значит, когда-нибудь твои мечты непременно сбудутся и ты обязательно научишься летать.

С этого утра у Холмика появилась маленькая тайна: он решил стать звездой. О своей тайне он никому не рассказывал, боясь, что кто-нибудь опять станет над ним смеяться.

Прошло много лет. Старая Гора, рассыпавшись, превратилась в песок. А на небе появились две яркие новые звезды. Они летали всегда вместе. И тот, кто умеет прислушиваться к тихому шепоту звезд, сможет услышать:

— Холмик, не отставай, мы должны лететь дальше.

Вопросы для третьей группы

— Кто из героев сказки вам понравился больше: маленький Холмик или умная, всезнающая Старая Гора? Почему?

— Мечтать и придумывать — это хорошо или плохо?

— Скажите, чья жизнь была интереснее: Старой Горы или Холмика? Почему? (Холмик стремился к новому и неизвестному, поэтому его жизнь была интереснее, а Старая Гора неумела мечтать и верить в чудеса.)

— Встречали ли вы взрослых, которые не любят мечтать и не верят в чудеса и волшебство?

— Кто из вас любит мечтать и хотел бы иметь свою прекрасную тайну?

Дополнительный материал для четвертой группы

Не вижу — значит, этого нет

Всегда, когда девочка Алина не могла что-то увидеть или понять, она уверенно повторяла: «Раз я этого не вижу, значит, этого нет. Все невидимое — просто выдумки людей, они специально пугают, для того чтобы их слушались». Так она любила говорить до тех пор, пока в ее жизни за три дня не произошло три неприятных случая.

Во дворе за сараями росли яблони, и Алине вместе с подружками захотелось спелых яблок. Девочки взобрались на сарай и увидели мальчишек, которые лезли на дерево.

— Они сейчас все спелые яблоки оборвут, а нам зеленые и кислые оставят. Надо и нам успеть, — сказала Алина и собралась прыгать с сарая.

— Не прыгай, там внизу крапива, обожжешься, — закричали мальчишки.

Посмотрела Алина вниз, увидела обыкновенную высокую траву, а огня нигде нет.

— Чем же тут обжечься можно, — подумала она, — раз я огня не вижу, значит, его нет. Это мальчишки придумали, чтобы им все яблоки достались, — решила Алина и спрыгнула в траву. Первый раз в своей жизни узнала Алина, как может жечься крапива. Яблок ей расхотелось, а очень хотелось плакать, и она побежала домой, чтобы пожаловаться маме на крапиву, которая обжигается так сильно, как будто и вправду листья у нее горячие.

На следующий день ноги и руки у Алины чесались и были красными, а кое-где выскочили волдыри, прямо как после ожога. Но день был хороший, жаркий и солнечный, и ей хотелось погулять.

— Сегодня солнце очень жаркое. Пожалуйста, не снимай панамку с головы, а то можешь получить солнечный удар, — предупредила мама.

— Мама выдумала какой-то солнечный удар, — решила Алина. — Как будто я маленькая и не знаю, что солнце не может драться. Сто раз я гуляла без панамки, и солнце меня не колотило.

Она сняла панаму, положила ее в свою сумочку и полдня пробегала под жарким солнцем. После обеда, когда солнце стало припекать еще сильнее, неожиданно голова у Алины сильно разболелась, закружилась и она потеряла сознание. Очнулась девочка в машине скорой помощи по дороге в больницу, голова у нее болела так, словно по ней ударили.

В больнице было скучно: лежишь на кровати, ни игрушек тебе, ни погулять нельзя. От нечего делать Алина заинтересовалась электрической розеткой над своей кроватью. Конечно, она помнила слова мамы о том, что электричество может ударить током, но, если сказать честно, то этому не верила. Лампочку электричество, конечно, может зажечь, но чтобы там, в этих двух маленьких дырочках, поместился какой-то здоровый, страшный и бьющийся ток… Алина поднялась с кровати и заглянула в дырочки, но никого там внутри не увидела. Она даже дунула туда, чтобы ток проснулся.

— Может быть, этот ток в больнице не любит жить и куда-нибудь ушел, — подумала девочка. И опять вспомнила любимые слова: «Раз я ничего не вижу, значит, этого нет».

Алина сняла с волос маленькую металлическую заколку и смело сунула ее в розетку. В больничной тишине раздался ужасный крик и рев. Все врачи сбежались на плач в палату, где Алина плакала так громко, что ее никак не могли успокоить.

После больницы Алина вернулась домой совсем другой.

— Алина, — сказала ей как-то раз мама, — не сиди долго на балконе под солнцем, а то получишь солнечный ожог.

Девочка, как и раньше, не понимала, как теплое солнышко может сильно обжечь, но теперь она верила маме. Ведь на свете много невидимого и непонятного, и лучше сразу следовать советам, чтобы потом не совершать в жизни ошибок. Алина хорошо выучила урок о том, что невидимое и непонятное существует, а свои любимые слова «не вижу — значит, этого нет» решила позабыть.

Вопросы для четвертой группы

— Какие любимые слова были у Алины? (Не вижу — значит, этого нет.)

— Почему Алина совершила в жизни столько ошибок? (Не слушала советов, а главное, не верила в невидимое и непонятное.)

— Лучше учиться на чужих ошибках и слушать советы мамы или лучше учиться на своем опыте?

— Чему вас научили ошибки Алины? (Надо слушать советы, быть осторожным с крапивой, солнцем и электричеством.)

— Как вы думаете, много ли в мире невидимого?

Дополнительный материал для пятой группы

Святой человек

Однажды в деревню пришел длиннобородый старик и рассказал людям о том, что среди непроходимых джунглей у подножия снежной горы живет необычный святой человек, носящий под одеждой несметные сокровища.

— Трудно дойти до него, — поведал странник. — Многие пугаются диких зверей и долгой тяжелой дороги. Но если найдется храбрец, который сможет увидеть сокровище, спрятанное под одеждой святого человека, то он обретет счастье на всю жизнь.

Лишь один юноша поверил словам странника и стал собираться в нелегкий путь. Ему очень нужно было найти счастье для своей тяжелобольной матери. Люди смеялись над юношей, они сомневались, что он сможет пройти к снежной горе через нескончаемые джунгли со свирепыми зверями, и не верили в существование святого человека с сокровищем под одеждой.

Долго юноша шел по джунглям, прятался в зарослях от диких зверей, убегал от ядовитых змей, ночевал под проливным дождем. Однажды на его пути появился огромный рычащий тигр. Вспомнил юноша давние слова своего отца, что если от тигра не убегать и не поворачиваться к нему спиной, а смело смотреть в глаза, то он на человека не бросится. Он пересилил свой страх, остался стоять на месте и храбро посмотрел прямо в желтые глаза зверя. Тигр порычал о чем-то своем и, повернувшись, скрылся в джунглях.

Пошел юноша дальше и повстречал огромного черного медведя. Медведь встал на задние лапы, заревел и приготовился напасть. Вспомнил юноша совет учителя — от медведя можно защититься, если поднять как можно выше руки с одеждой или сумкой, чтобы стать больше зверя, и он не нападет на того, кто выше его ростом. Юноша поднял сумку одной рукой, а другой стал раскачивать над головой толстую палку с шапкой на конце. Медведь решил не связываться с неизвестным высоким чудищем и ушел в лес.

Юноша продолжил путь, шел днями и ночами, по камням и болотам, по непролазным зарослям, пока не подошел к подножию снежной горы. Тут он заметил над деревьями дым от костра и, направившись, в эту сторону оказался у большого шалаша из веток и листьев. В шалаше юноша увидел знакомого странника, удивился и обрадовался. Юноша рассказал о трудном и опасном пути, о том, как сильно хочет помочь своей матери выздороветь и поэтому ищет святого человека с сокровищами, спрятанными под одеждой. Улыбнулся старик, расстегнул рубаху и показал юноше грудь, на которой ярко блистало огненное сердце. Оказалось, что странник и был тем самым святым человеком.

— Ты умеешь доверять людям и веришь в честность и искренность людей, — сказал старик. — Ты один из всей деревни поверил сердцем моим словам. Только сильная вера в твоем сердце дала тебе силы прийти ко мне.

Затем старик закрыл глаза и обратился с молитвой к Богу. Вдруг из огненного сердца старика появился луч, который осветил грудь юноши и наполнил сердце приятным теплом.

— Я просил у Бога, чтобы он помог тебе и твоей матери и сделал вас счастливыми, — сказал старик. — Твоя мать станет здоровой, а у тебя будет особенное сердце и счастливая жизнь. Отправляйся домой, но никому не рассказывай о том, что ты здесь видел. Те, кто не верил моим словам и смеялся над тобой, имеют холод в сердцах и потому пусть ничего не знают.

На прощание юноша хотел поблагодарить старика, но тот ответил ему:

— Благодари не меня, а Бога, это Его светом теперь наполнено твое сердце, а я лишь его слуга.

Вопросы для пятой группы

— Почему из всей деревни только один юноша пошел искать святого человека? (Он один поверил страннику.)

— Почему юноша не испугался трудного и опасного пути? (Вера помогает преодолевать трудности.)

— Почему люди в деревне насмехались над юношей? (Сомневались в том, что юноша дойдет, не доверяли страннику.)

— Что спасло жизнь юноши в джунглях? (Доверие к словам отца и совету учителя.)

— Почему старик решил помолиться Богу за юношу и его мать? (Он увидел веру и горячее, открытое сердце.)

— Красиво ли поступали люди, которые смеялись над верой юноши и сильным желанием помочь матери?

(Проверка выполнения заданий.)

V. Рефлексия

— Составьте синквейн со словом обществознание.

Синквейн — это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

Правила написания синквейна

На первой строчке записывается одно слово — существительное, это и есть тема синквейна.

На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему.

На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке — короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к данной теме.

Пятая строчка — это слово-резюме (обычно существительное), которым автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данной темой.

VI. Подведение итогов уроков

Игра «Свободный микрофон». Представьте, что вам дали возможность высказать свое мнение о знакомстве с новым предметом, употребив следующие фразы:

— Я узнал (а)…

— Я понял (а)…

— Я хочу…

— Мне кажется…

Домашнее задание

1. Прочитать на с. 4-6 инструкцию «Как работать с учебником».

2. Выполнить письменное задание на тему «Мое знакомство с новым предметом».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.