Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы III

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Причины раздробленности на Руси.

2) Последствия наступления периода раздробленности на Руси.

3) Особенности развития русских земель в период раздробленности.

4) Правители русских княжеств

Тип урока

Повторительно-обобщающий

Ресурсы урока

Учебник, глава 3. Карты

Основные понятия и термины

Дидактические единицы темы 3

Основные даты

 

Персоналии

 

Домашнее задание

Составить таблицу по материалам главы 3 «Русские земли и княжества в XII — середине XV в.».

*Мини-проекты к уроку 24 (видеоряд, презентация, рассказ): «Вторжение монгольских войск в Рязанскую землю», «Разгром Владимирского княжества», «Поход на Новгород», «Нашествие на Южную Русь. Оборона Киева»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Как проходил период раздробленности в странах Западной Европы?

Этот исторический период нередко характеризуют как время упадка во всех сферах жизни людей, деятельности государства. Так ли это?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Формулировать проблемный вопрос по теме урока (с помощью учителя)

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Что такое политическая раздробленность? Каковы причины раздробленности на Руси?

Назовите и покажите на карте русские земли и княжества, утвердившиеся в период раздробленности. Назовите правителей различных русских княжеств

Применять ранее полученные знания

Беседа.

Работа с картой, генеалогической схемой

Содержательно-операционный

Можно ли говорить о сходстве причин наступления периода раздробленности на Руси и в странах Западной Европы? В чём состояли различия этих процессов?

В чём состояли главные положительные и отрицательные последствия наступления периода раздробленности на Руси?

Определять главные причинно-следственные связи исторических процессов

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Сравните особенности развития ряда русских земель в период раздробленности в форме таблицы. Определите самостоятельно линии сравнения.

Организуйте дебаты на тему «Время раздробленности — время упадка государства Русь». Приведите аргументы за и против.

Что нового вы узнали при изучении темы? Чему научились? Составьте собственные задания по теме урока

Использовать памятку (алгоритм) при выполнении учебной задачи.

Составлять таблицу по самостоятельно намеченным линиям сравнения.

Участвовать в дискуссии (дебатах).

Формулировать вопросы по теме урока.

Оценивать собственные результаты учебной деятельности

Работа с памяткой (алгоритмом).

Сравнительная таблица.

Дискуссия (дебаты)

Дополнительный материал

Русские земли и княжества в XI — XIII вв

 

Владимиро-Суздальское княжество

Галицко-Волынское княжество

Новгородская земля

Природно-климатические условия

Скудные земли, суровый климат, лесная зона — защита от степняков

Плодородные земли, мягкий климат. Набеги кочевников. Большая протяжённость границ с иностранными государствами

Малоплодородные почвы, суровый климат. Опасность западной агрессии (форпост)

Хозяйство

Приток населения с юга — освоение новых земель, рост городов

Давний центр земледелия и торговли (залежи соли). Крупное вотчинное землевладение, укреплённые боярские усадьбы

Активная торговля с Волжской Булгарией, Прибалтикой, северо-немецкими городами, Скандинавией

Политическое устройство

Вечевые порядки слабы, слабое боярство и сильная княжеская власть

Могущественное независимое боярство, соперничавшее за власть с князем. Вмешательство иностранцев (венгров, поляков) в дела княжества

Вечевые традиции. Слабая княжеская власть (приглашённый князь). Сильное боярство и купечество с реальной политической властью

Культура

Церковь Покрова на Нерли, Успенский, Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире. Большее влияние романского стиля и отход от киевской традиции

Большее влияние романского стиля и разрыв с киевской традицией

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде. Икона «Ангел Златые власы» и др.

Князья

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо

Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Романович

Александр Невский

Последствия раздробленности — закономерного этапа в развитии средневековых государств

Положительные

Отрицательные

Обустройство «отчин» князьями: рост городов, ремёсел и торговли. Хозяйственное развитие удельных земель.

Возникновение архитектурных и живописных школ. Шедевры художественной культуры

Самостоятельность местных князей и бояр, защищавших интересы земель, ослабление центральной княжеской власти.

Ослабление обороноспособности Киевской Руси


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *