Политическая раздробленность на Руси

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Время политической раздробленности в Европе.

2) Формирование системы земель — самостоятельных государств на Руси.

3) Роль церкви в условиях распада Руси.

4) Идея единства Руси.

5) Отношения Руси с кочевниками.

6) Государственное управление в период раздробленности.

7) Международные связи русских земель.

8) Развитие русской культуры: формирование региональных центров.

9) Последствия раздробленности Руси

Тип урока

Урок изучения нового материала

Ресурсы урока

Учебник, § 12. Карта «Русь в XII-XIII вв.»

Основные понятия и термины

Удел. Раздробленность

Основные даты

1132 г. — смерть Мстислава Великого. Окончательный распад Древнерусского государства.

1185 г. — поход князя Игоря Святославича на половцев

Персоналии

Мстислав. Игорь Святославич

Домашнее задание

§ 12 учебника. Составьте перечень причин раздробления Древнерусского государства.

*Мини-проекты к урокам 19-21. Подготовьте слайды, презентации для воображаемых экскурсий по городам — столицам отдельных русских земель.

*Подготовьте сообщение о возникновении Москвы и происхождении её названия

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Какое государство могущественнее — единое или раздробленное? Почему в Средние века многие государства переживали период распада, раздробленности? Не избежала этой участи и Киевская Русь. Почему? Всегда ли последствия раздробленности носили только негативный характер?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие важные события происходили в ХI — ХII вв. в Германии, Франции, Англии?

Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?

Вспомните экономические и политические причины распада средневековых государств.

Какую роль играла католическая церковь в Западной Европе в период раздробленности?

Как на Руси зачастую решался вопрос: кто из наследников имел преимущества старшинства при вокняжении — младший по возрасту брат князя или старший по годам княжеский сын? К каким последствиям это приводило?

Привлекать межкурсовые, межпредметные знания

Беседа

Содержательно-операционный

Выберите из текста параграфа цитаты, подтверждающие создание на Руси условий (предпосылок) для политической раздробленности.

Прочитайте отрывок в классе из «Слова о полку Игореве» (см. дополнительный материал). Какое событие в нём описано? Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»? Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?

Что препятствовало полному распаду Руси? Определите роль Церкви в сохранении стремления к восстановлению единства на Руси

Аргументировать вывод цитатами из параграфа.

Анализировать художественное произведение с исторической точки зрения.

Различать достоверную и вымышленную информацию.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Раскрывать роль Церкви в укреплении государства

Работа с текстом.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Каковы причины наступления периода раздробленности на Руси? Можно ли было, на ваш взгляд, предотвратить этот процесс? Своё мнение обоснуйте.

Покажите на карте крупнейшие земли и княжества Древнерусского государства первой трети XII в. О каком из княжеств вы хотели бы узнать подробнее?

Определять главные причинно-следственные связи событий и процессов.

Давать оценку последствиям исторического события, процесса.

Определять свои познавательные интересы

Работа с картой.

Беседа

Дополнительный материал

«Слово о полку Игореве» (фрагмент)

Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича?

Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы…

(Далее перевод с древнерусского)

Начнём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, что отвагою закалил себя, заострил сердца своего мужеством и, исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую. <…>

Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него всё войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!» Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. «Хочу, — сказал, — копьё преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону». <…>

Игорь к Дону воинов ведёт. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клектом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червлёные щиты. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом! <…>

Были века Трояновы, прошли лета Ярославовы; были походы Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял; ступит в золотое стремя в городе Тмутаракани — звон тот слышит старый великий Ярославов сын Всеволод, а Владимир каждое утро уши себе закладывает в Чернигове. Бориса же Вячеславича похвальба на суд привела и на ковыль-траве покров смертный зелёный постлала за обиду Олегову — храброго и юного князя. С той же Каялы Святополк прилелеял отца своего между угорскими иноходцами ко святой Софии к Киеву. Тогда при Олеге Гориславиче засевалась и росла усобицами, погибала отчина Даждьбожьего внука, в крамолах княжих век человечий сокращался. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы себе деля, а галки свою речь говорили, лететь собираясь на поживу. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано. <…>

Уже, братья, невесёлое время настало, уже степь силу русскую одолела. Обида встала в силах Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, взмахнула лебедиными крылами на синем море у Дона: прогнала времена счастливые. Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали князья про малое «это великое» говорить, а сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходят с победами на землю Русскую. <…>

О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским. Стали стяги его ныне Рюриковы, а другие Давыдовы, но врозь они веют, несогласно копья поют.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *