Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Москва — центр объединения Северо-Восточных русских земель.

2) Русь готовится к борьбе за свободу.

3) Поход Мамая на Русь.

4) На поле Куликовом.

5) Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 21. Карта «Русские земли в XIV-XV вв.». Схема «Куликовская битва».

Видеофильм «Дмитрий Донской» из серии «Правители Руси»

Основные понятия и термины

Засадный полк

Основные даты

1359-1389 гг. — правление Дмитрия Донского в Москве.

1378 г. — битва на реке Воже.

8 сентября 1380 г. — Куликовская битва.

1382 г. — разорение Москвы Тохтамышем

Персоналии

Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Князь литовский Ольгерд. Мамай. Хан Тохтамыш

Домашнее задание

§ 21 учебника. Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». При выполнении задания используйте карту, схему.

*Напишите эссе на тему «Полководческое искусство Дмитрия Донского»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Эпиграф к уроку:

Земля Русская, упоенная кровию, усыпанная пеплом, сделалась жилищем рабов ханских, а Государи ея трепетали… Казалось, что Россия погибла навеки. Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, от презрения к его маловажности долго именуемый селом Кучковым, возвысил главу и спас Отечество. Да будет честь и слава Москве!

Н. М. Карамзин

Как вы понимаете, что такое чудо? Только ли чудо возвысило Москву? Как можно объяснить «внезапное» усиление Московского княжества в этот период?

Объяснять смысл высказывания в историческом контексте.

Различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию.

Формулировать познавательную проблему урока

Работа с текстом, словарём.

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Назовите год, под которым впервые в летописи упоминается Москва. К какому веку относится этот год?

Когда и кто из русских князей получил первый ярлык на великое княжение владимирское?

Расскажите, как боролось население русских земель с ордынцами. Чем закончились известные вам сражения между русскими и монголами?

Называть дату, соотносить её с историческим периодом.

Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Беседа.

Рассказ

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 1 параграфа. Как князю Дмитрию Ивановичу удалось укрепить свою власть в Северо-Восточной Руси?

Сравните политику Ивана Калиты и Дмитрия Донского по отношению к Орде. Какие факторы оказывали влияние на эту политику? Играли ли, на ваш взгляд, роль личные качества правителей?

Почему литовский князь Ольгерд выступил союзником тверского князя в его борьбе с Московским княжеством? Чем закончилась московско-литовская война?

Что позволило князю Дмитрию Ивановичу бросить открытый вызов Орде?

Покажите на карте путь русского войска к месту решающей битвы с ордынцами. Найдите на карте, в какой области современной России находится место Куликовской битвы. Каковы причины и последствия похода Тохтамыша на Москву? Почему большинство русских князей не поддержали Дмитрия Донского в борьбе с Тохтамышем? На какие уступки была вынуждена идти Москва?

Сравнивать способы достижения политических целей.

Устанавливать причинно-следственные связи событий.

Показывать на примерах роль личностных качеств политика.

Определять по карте местоположение исторического объекта

Работа с текстом, картой.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Прочитайте фрагмент «Жития Сергия Радонежского» (см. рубрику «Изучаем документ»). В чём видит автор причины победы русских войск на по ле Куликовом? Согласны ли вы с его мнением? Считает ли автор документа борьбу с Мамаем религиозной войной? Докажите свой вывод.

В честь великой победы народ прозвал московского князя Дмитрия Донским, а князя Владимира Храбрым. Почему стала возможна победа русских дружин на поле Куликовом?

Почему в памяти русского народа имя Сергия Радонежского стоит в одном ряду с именами победителей на Куликовом поле (см. дополнительный материал, «Сказание о Мамаевом побоище» о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском)?

Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий в истории нашей страны?

Использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.).

Раскрывать историческое значение события

Работа с текстом.

Беседа

Дополнительный материал

«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ» о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском

Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал к Живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от святой той обители. <…> Преподобный Сергий окропил его священной водою и всё христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш». Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро собраться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тотчас послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочёных возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники», — и сказал им: «Мир вам, братья мои, твёрдо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за всё православное христианство с погаными…» И осенил Христовым знамением всё войско великого князя — мир и благословение.

Сказание о Мамаевом побоище // Сказания и повести о Куликовской битве / Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Л., 1982. — С. 155.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога «Учитель в небольшом городе»

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *