Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Урок истории в 5 классе
Цели: ознакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний; на положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Микены и Троя«
1. Подготовка устного ответа по карточке № 25.
КАРТОЧКА № 25
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему началась Троянская война?»
Для этого вспомни:
— Что рассказывает миф о начале Троянской войны?
— Кого не позвали на свой пир греческие боги?
— Из-за чего поссорились богини Гера, Афина и Афродита?
— В кого влюбился царь Трои Парис?
— Какова действительная причина этой войны?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Богиню ссор и раздоров греческие боги не пригласили на свой пир. Она бросила среди гостей золотое яблоко. Три богини Гера, Афина и Афродита стали спорить, кому оно будет принадлежать. Решили, что спор рассудит царь Трои Парис. Парис увозит Елену Прекрасную из Спарты к себе. Тогда ее муж собирает большое войско и осаждает Трою. Так рассказывает о начале войны миф. Но на самом деле греческим царям нужны были земли на территории полуострова Малая Азия. Таким образом, в 1200 г. до н. э. царь Микен повел свое войско в Трою.
2. Работа с классом. Тест.
3. Устный ответ ученика по карточке № 25 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
Более ста лет назад вопрос о древнейшей Греции еще не ставился. Даже поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, совершенно не связанными с действительной жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они — соединения различных мифов. И только археолог Г. Шлиман подошел к ним как к историческим источникам. Вот и мы, на двух наших уроках, будем знакомиться с содержанием этих поэм и попробуем провести простейшие исследования: отделим вымысел от настоящих фактов, которые расскажут нам о жизни древних греков.
Задача для учащихся: ознакомиться с содержанием поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Информация для учителя
Поскольку содержание поэмы изучается на уроке, то текст ее, напечатанный мелким шрифтом, целесообразнее зачитывать на уроке самому учителю. Перед изучением новой темы новые слова лучше прочитать вслух с классом.
IV. Изучение новой темы
План
1) Сведения о жизни Гомера.
2) Поэма Гомера «Илиада».
3) Поэма Гомера «Одиссея».
На доске: тема урока, новые слова: г. Илион, Гектор, Гомер, Приам, Ахиллес, Алкиной, Наесикая, Демодок, Посейдон, Полифем, Гефест.
1. Сообщение учащегося о жизни древнегреческого поэта Гомера.
2. Рассказ учителя.
В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем — десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от другого имени города Троя — Илион. В наши дни ученые считают, что поэмы созданы были в VIII в. до н. э.
В этих поэмах боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. В «Илиаде» поэт ярко изображает быт военного времени — битвы, подвиги героев, жестокости войны. В «Одиссее» же он рисует главным образом картины мирной жизни. В VI в. до н. э. правитель города Афин Писистрат составил специальную комиссию, которой было поручено записать тексты обеих поэм, что она и сделала. С тех пор изучение текста обязательно в Греции для всех школьников. Высоко оценил эти произведения Платон: «Гомер воспитал всю Грецию».
На берегу Черного моря, в одной из колоний Греции, археологи нашли обломки камня с вырезанным на его поверхности началом «Илиады». Надпись была сделана явно неопытной рукой, так как в ней были найдены ошибки. Археологи предположили, что высек эти строчки начинающий камнерез, которому поэмы была дана в качестве упражнения.
3. Комментированное чтение текста учебника (пп. 2, 3, 4, 5 на с. 122-126 Вигасина или п. 2 на с. 133-134 Михайловского).
4. Беседа по прочитанному.
— События какой войны отражены в поэме Гомера «Илиада»? (События Троянской войны.)
— Кто является одним из сильнейших греческих воинов? (Это Ахиллес.)
— Почему Ахиллес обладал большой силой? (Его мать, богиня Фетида, выкупала младенца в реке, текущей в подземном «царстве мертвых».)
— Почему он отказался сражаться с троянцами? (Царь Агамемнон отобрал у него любимую девушку.)
— Какое место на теле Ахиллеса было единственно уязвимым? (Это пятка, так как его мать во время купания держала его за это место.)
— Кто убил самого близкого друга Ахиллеса Патрокла? (Военный вождь троянцев — Гектор.)
— Удалось ли Ахиллесу отомстить за смерть своего друга? (Да.)
— Какую, на ваш взгляд, достоверную информацию мы можем получить из этой поэмы о жизни греков? (Мы видим, что у греков существует рабовладельческое государство, так как в тексте есть упоминание о царе и рабыне. Греческие цари ведут войны, так как текст посвящен военным событиям. Рабами у греков становились пленные. Греки были храбрыми воинами и очень яростно сражались. Греческие воины облачались в специальные доспехи, которые были сделаны из металла: голову защищал шлем, грудь — специальный панцирь.)
— Какие качества ценят греки в человеке? (Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.)
— Попробуйте оценить поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? (Ответы детей.)
5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать пп. 1, 2, 4 § 27 Вигасина или п. 3 на с. 135-137 Михайловского.
6. Беседа по прочитанному.
— Откуда возвращался Одиссей, герой поэмы Гомера «Одиссея»? (Он возвращался с Троянской войны.)
— Какой царь дал приют Одиссею? (Царь Алкиной.)
— О каких испытаниях рассказывает Одиссей? (О встрече с циклопом Полифемом, с сиренами, о чудовищах Сцилле и Харибде, о расправе его с женихами в своем доме…)
— Нравятся ли вам герои «Одиссеи»? Если да, то чем?
— Осуждаете ли вы какие-нибудь их поступки? Какие?
— Какие положительные качества в людях ценили греки? (Смекалку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремленность. Любовь к своим ближним…)
V. Закрепление изученного материала (на доске)
1. Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).
2. Определите, из какого литературного произведения взят этот отрывок. О каком эпизоде он рассказывает?
«…Нет, недостойное дело, бывши главою народа, в беды вовлекать нас, ахеян! Слабое, робкое племя, ахеяны мы, не ахейцы! В домы свои отплываем, а его (Агамемнона) мы оставим под Троей, здесь насыщаться чужими наградами…» (Отрывок из поэмы «Илиада».)
VI. Подведение итогов уроков
Домашнее задание: прочитать § 26, 27 Вигасина или § 23 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имеют поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»?»; для любознательных: что обозначают выражения «между Сциллой и Харибдой», «ахиллесова пята» и «Троянский конь»? Для выполнения задания воспользуйся лингвистическим словарем.