Первый властелин единого Китая

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. — III в. н. э.».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Китайский мудрец Конфуций»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 23.

КАРТОЧКА № 23

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»
Для этого вспомни:
— Как нужно было относиться к старшим (родителям, братьям и сестрам)?
— Почему Конфуций считал, что мудрость заключается в знании старинных книг?
— Каким должен быть настоящий ученый?
— Какой китаец считался воспитанным и учтивым?
— Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня? Почему?
Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося
Известный китайский мудрец Конфуций считал, что нужно соблюдать традиции, которые установились с давних времен. Младшие должны уважать и слушаться старших. Для того чтобы стать мудрым человеком, нужно много читать, приобщаться к мудрости древних. Воспитанным считался тот человек, который обладал хорошими манерами. Например, при входе в дом нужно снимать обувь, сидеть нудно было подогнув под себя ноги, есть двумя палочками, волосы заплетать, быть вежливым. Любой правитель государства должен заботиться о своих подданных. Он не должен быть жестоким. Таким образом, многие положения учения Конфуция современны и сегодня. Особенно отношение к старшим, к учениям.

2. Индивидуальная работа с учащимися.
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 88 (с. 73-74).
б) Реши задачу.
Из китайских народных песен:
Наши крысы, наши крысы,
Не грызите вы посевы.
Мы живем у вас три года,
А наград от вас не видно.
Бросим вас, уйдем подальше,
В страны счастья мы уйдем.
Посмотри на крысу: у нее есть шкура,
А у господ нет и благородства.
Если человек не имеет благородства,
Что ему еще делать, как не умирать?
— Кого авторы песен показывают в образе вредителей посевов — крыс?
— Какие мысли и чувства народа переданы в этих песнях? (В образе вредителей посевов — богатые люди, эксплуатировавшие бедных, которые мечтали о лучшей жизни.)

3. Работа с классом.
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 87 (с. 73).
б) Решите задачу.
На гадательных костях были найдены вопросы к богам:
Правильно ли принести в жертву военнопленных?
Правильно ли закапывать рабов или нет?
Принести в жертву 30 человек, 10 быков?
Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?
— Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве, строе, верованиях древних китайцев? (Данные надписи свидетельствуют о существовании у древних китайцев религиозных верований, о жертвоприношениях, о существовании рабства, о жестоком обращении с рабами.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 23 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221 г. до н. э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

— Какое значение имело для жителей Древнего Китая объединение страны в единое государство?

IV. Изучение новой темы

План
1) Объединение Китая в 221 г. до н. э.
2) Управление государством Цинь Ши Хуаном.
3) Открытия китайцев.

На доске: тема урока, новые слова: Цинь Ши Хуан, гунны, бойница, Южно-Китайское море.

1. Рассказ учителя.
Итак, в 221 г. до н. э. правителем единого китайского государства стал Цинь. Он принял новый императорский титул Цинь Ши хуанди.
Его министр Ли Сы — очень умный и жестокий человек — провел важнейшие преобразования и реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император знал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, которых назначал император. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих почитателей учений Конфуция. Кроме этого император затеял военные походы в другие страны. Для чего? Это вы объясните сами.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2 § 23 на с. 107 Вигасина или п. 2 § 20 на с. 115 Михайловского.

3. Беседа по прочитанному.
— С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные походы? (Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.)
— Куда были организованы походы? (На побережье Южно-Китайского моря.)
— С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.)

4. Сообщение о строительстве Великой Китайской стены (делает 1 ученик).

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Чем отличается режим правления Цинь Ши хуанди от государственного механизма в Древнем Египте?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

V. Закрепление изученного материала

— Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.)
— Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: повторить к контрольно-обобщающему уроку: а) новые термины, которые изучали в разделе «Древний Восток»; б) § 13, 16, 18, 20 Вигасина, § 15, 16, 17, 18 Михайловского.

Дополнительный материал

В это время китайская государственность изменялась медленно, зато наука, литература и ремесла развивались быстро. Именно в то время китайцы научились выращивать гусениц бабочки-шелкопряда и делать шелковые ткани. Росло производство железа, а из бронзы делали красивые сосуды и статуи.
В V в. до н. э. началось строительство Великой Китайской стены, которая отделяет плодородные земли Китая от сухих степей, населенных кочевниками. У кочевников (гуннов) китайцы научились ездить верхом; появилась боевая конница. Китайские оружейники изобрели арбалет (самострел) для борьбы с конными лучниками.
Китайская наука достигла в это время больших успехов. Астрономы и математики Китая не уступали своим коллегам из Египта, Вавилона и Греции. В Китае впервые был изобретен компас из намагниченного железа, помогавший воинам и купцам находить верный путь через степи и леса.
Китайские путешественники в это время проникли в горные джунгли за рекой Янцзы, а на западе они достигли Средней Азии и завязали торговлю с жителями Самарканда и других городов. Постоянная торговля с Западом по Великому шелковому пути началась после объединения всей страны империей Хань (II в. до н. э.).
В это время китайцы писали на бамбуковых дощечках, а важные документы записывали кисточкой на шелке. Позднее они научились делать бумагу из ветоши и древесной коры.
В Китае (одновременно с Грецией) возникла наука о государственном управлении. Китайские ученые часто становились министрами. Около 500 г. до н. э. ученый Конфуций (Кун Цю) основал первый университет и привел в систему летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.

Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994. С. 55.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.