Первый властелин единого Китая

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. — III в. н. э.».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Китайский мудрец Конфуций»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 23.

КАРТОЧКА № 23

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»
Для этого вспомни:
— Как нужно было относиться к старшим (родителям, братьям и сестрам)?
— Почему Конфуций считал, что мудрость заключается в знании старинных книг?
— Каким должен быть настоящий ученый?
— Какой китаец считался воспитанным и учтивым?
— Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня? Почему?
Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося
Известный китайский мудрец Конфуций считал, что нужно соблюдать традиции, которые установились с давних времен. Младшие должны уважать и слушаться старших. Для того чтобы стать мудрым человеком, нужно много читать, приобщаться к мудрости древних. Воспитанным считался тот человек, который обладал хорошими манерами. Например, при входе в дом нужно снимать обувь, сидеть нудно было подогнув под себя ноги, есть двумя палочками, волосы заплетать, быть вежливым. Любой правитель государства должен заботиться о своих подданных. Он не должен быть жестоким. Таким образом, многие положения учения Конфуция современны и сегодня. Особенно отношение к старшим, к учениям.

2. Индивидуальная работа с учащимися.
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 88 (с. 73-74).
б) Реши задачу.
Из китайских народных песен:
Наши крысы, наши крысы,
Не грызите вы посевы.
Мы живем у вас три года,
А наград от вас не видно.
Бросим вас, уйдем подальше,
В страны счастья мы уйдем.
Посмотри на крысу: у нее есть шкура,
А у господ нет и благородства.
Если человек не имеет благородства,
Что ему еще делать, как не умирать?
— Кого авторы песен показывают в образе вредителей посевов — крыс?
— Какие мысли и чувства народа переданы в этих песнях? (В образе вредителей посевов — богатые люди, эксплуатировавшие бедных, которые мечтали о лучшей жизни.)

3. Работа с классом.
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 87 (с. 73).
б) Решите задачу.
На гадательных костях были найдены вопросы к богам:
Правильно ли принести в жертву военнопленных?
Правильно ли закапывать рабов или нет?
Принести в жертву 30 человек, 10 быков?
Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?
— Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве, строе, верованиях древних китайцев? (Данные надписи свидетельствуют о существовании у древних китайцев религиозных верований, о жертвоприношениях, о существовании рабства, о жестоком обращении с рабами.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 23 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221 г. до н. э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

— Какое значение имело для жителей Древнего Китая объединение страны в единое государство?

IV. Изучение новой темы

План
1) Объединение Китая в 221 г. до н. э.
2) Управление государством Цинь Ши Хуаном.
3) Открытия китайцев.

На доске: тема урока, новые слова: Цинь Ши Хуан, гунны, бойница, Южно-Китайское море.

1. Рассказ учителя.
Итак, в 221 г. до н. э. правителем единого китайского государства стал Цинь. Он принял новый императорский титул Цинь Ши хуанди.
Его министр Ли Сы — очень умный и жестокий человек — провел важнейшие преобразования и реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император знал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, которых назначал император. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих почитателей учений Конфуция. Кроме этого император затеял военные походы в другие страны. Для чего? Это вы объясните сами.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2 § 23 на с. 107 Вигасина или п. 2 § 20 на с. 115 Михайловского.

3. Беседа по прочитанному.
— С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные походы? (Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.)
— Куда были организованы походы? (На побережье Южно-Китайского моря.)
— С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.)

4. Сообщение о строительстве Великой Китайской стены (делает 1 ученик).

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Чем отличается режим правления Цинь Ши хуанди от государственного механизма в Древнем Египте?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

V. Закрепление изученного материала

— Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.)
— Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: повторить к контрольно-обобщающему уроку: а) новые термины, которые изучали в разделе «Древний Восток»; б) § 13, 16, 18, 20 Вигасина, § 15, 16, 17, 18 Михайловского.

Дополнительный материал

В это время китайская государственность изменялась медленно, зато наука, литература и ремесла развивались быстро. Именно в то время китайцы научились выращивать гусениц бабочки-шелкопряда и делать шелковые ткани. Росло производство железа, а из бронзы делали красивые сосуды и статуи.
В V в. до н. э. началось строительство Великой Китайской стены, которая отделяет плодородные земли Китая от сухих степей, населенных кочевниками. У кочевников (гуннов) китайцы научились ездить верхом; появилась боевая конница. Китайские оружейники изобрели арбалет (самострел) для борьбы с конными лучниками.
Китайская наука достигла в это время больших успехов. Астрономы и математики Китая не уступали своим коллегам из Египта, Вавилона и Греции. В Китае впервые был изобретен компас из намагниченного железа, помогавший воинам и купцам находить верный путь через степи и леса.
Китайские путешественники в это время проникли в горные джунгли за рекой Янцзы, а на западе они достигли Средней Азии и завязали торговлю с жителями Самарканда и других городов. Постоянная торговля с Западом по Великому шелковому пути началась после объединения всей страны империей Хань (II в. до н. э.).
В это время китайцы писали на бамбуковых дощечках, а важные документы записывали кисточкой на шелке. Позднее они научились делать бумагу из ветоши и древесной коры.
В Китае (одновременно с Грецией) возникла наука о государственном управлении. Китайские ученые часто становились министрами. Около 500 г. до н. э. ученый Конфуций (Кун Цю) основал первый университет и привел в систему летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.

Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994. С. 55.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий