Греки и критяне

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», современная карта мира.

Ход урока

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку прошлый урок был контрольно-обобщающим, то этот урок нужно полностью посвятить изучению новой темы.

II. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

1) Природа и местонахождение Древней Греции и о. Крит.

2) Миф о Тесее и Минотавре.

3) Откуда мы знаем о древних греках.

На доске: тема урока, новые слова: Балканский полуостров, о. Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины — города, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал.

1. Рассказ учителя.

Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя — эллинами. (Греками их называли римляне, историю которых мы будем изучать позже). Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с природными условиями Древней Греции.

2. Работа по карте, с. 115 Вигасина, с. 127 Михайловского.

—  Каким знаком на карте обозначены границы территории, заселенные греческими племенами в конце II тыс. до н. э.? (Коричневой линией.)

—  Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским морями.)

—  Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины.)

—  Назовите самый большой остров, бывший частью Греции. (Это остров Крит.)

—  Какой город является современной столицей Греции? (Город Афины.)

3. Рассказ учителя.

Берега полуострова гористые, сильно изрезанные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В море водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. Земли, пригодной под пашню, в Греции немного. Лето здесь жаркое и засушливое, а зима прохладная, без снега, но с частыми бурями. Крупных рек нет. Почти все греческие города стоят у моря.

Подобно египтянам и вавилонянам древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки. Изучая мифы, мы попытаемся понять, что является вымыслом, а что — реальностью, то есть попробуем использовать их как исторический источник.

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание: прочитать миф о Тесее и Минотавре.

—  Что сказочного в мифе о Тесее? (Чудовище Минотавр, имевшее голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря.)

— Что могло соответствовать исторической действительности? (Наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», «дань». Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей.)

5. Сообщение учащегося о том, как мы узнаем о жизни древних греков (на примере раскопок на о. Крит).

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «египтяне» и «греки». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Египта, другие — Греции.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

 Египет  Греция

Ученики, защищая преимущества климатических условий Египта и Греции, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) реки;

2) море;

3) острова;

4) плодородие почвы.

По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

III. Закрепление изученного материала

Прочтите в учебнике Вигасина на с. 117 «Миф о Дедале и Икаре». Ответьте на вопрос:

— Какие знания о далеком прошлом можно почерпнуть из этого мифа? Что свидетельствует в мифе о зарождении классового общества на Крите? Обоснуйте свои выводы.

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 24 Вигасина или § 22 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как мы узнаем о жизни древних греков?»; для любознательных: объясните значение выражения «нить Ариадны». Воспользуйтесь лингвистическим словарем.

Дополнительный материал

Археологи откопали тысячи древнегреческих предметов и сооружений — как на суше, так и в море. По всей Греции и в греческих колониях, в частности в Южной Италии, были открыты целые поселения и города. Водолазы обнаружили на дне моря обломки древнегреческих судов, некоторые, как ни странно, с сохранившимся грузом. Греческие предметы находили в других странах — туда их привозили купцы. Например, сосуды, сделанные на Крите, обнаружены в египетских гробницах.

Греки славились своей керамикой, украшенной сценами из мифологии и повседневной жизни. Эти рисунки являются источником, из которого ученые черпают знания о жизни, одежде, домах и мебели древних греков.

Когда римляне во втором тысячелетии до н. э. захватили Грецию, их так поразили греческое искусство и архитектура, что они сделали тысячи копий того, что нашли там. Хотя многие греческие оригиналы утрачены, сохранилось большое количество римских копий.

Греки плодотворно работали в области истории, политики, философии и литературы, но не многие из их рукописей сохранились. И вновь историки полагаются на римлян, которые сделали копии греческих сочинений. Источником информации служат также монеты, глиняные таблички и общественные памятники.

Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. М., 2001. С. 6-7.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.