Греки и критяне
Урок истории в 5 классе
Цели: ознакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран.
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», современная карта мира.
Ход урока
I. Организационный момент
Информация для учителя
Поскольку прошлый урок был контрольно-обобщающим, то этот урок нужно полностью посвятить изучению новой темы.
II. Изучение новой темы
ВАРИАНТ 1
План
1) Природа и местонахождение Древней Греции и о. Крит.
2) Миф о Тесее и Минотавре.
3) Откуда мы знаем о древних греках.
На доске: тема урока, новые слова: Балканский полуостров, о. Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины — города, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал.
1. Рассказ учителя.
Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя — эллинами. (Греками их называли римляне, историю которых мы будем изучать позже). Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с природными условиями Древней Греции.
2. Работа по карте, с. 115 Вигасина, с. 127 Михайловского.
— Каким знаком на карте обозначены границы территории, заселенные греческими племенами в конце II тыс. до н. э.? (Коричневой линией.)
— Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским морями.)
— Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины.)
— Назовите самый большой остров, бывший частью Греции. (Это остров Крит.)
— Какой город является современной столицей Греции? (Город Афины.)
3. Рассказ учителя.
Берега полуострова гористые, сильно изрезанные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В море водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. Земли, пригодной под пашню, в Греции немного. Лето здесь жаркое и засушливое, а зима прохладная, без снега, но с частыми бурями. Крупных рек нет. Почти все греческие города стоят у моря.
Подобно египтянам и вавилонянам древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки. Изучая мифы, мы попытаемся понять, что является вымыслом, а что — реальностью, то есть попробуем использовать их как исторический источник.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Задание: прочитать миф о Тесее и Минотавре.
— Что сказочного в мифе о Тесее? (Чудовище Минотавр, имевшее голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря.)
— Что могло соответствовать исторической действительности? (Наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», «дань». Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей.)
5. Сообщение учащегося о том, как мы узнаем о жизни древних греков (на примере раскопок на о. Крит).
ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК
Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «египтяне» и «греки». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Египта, другие — Греции.
Игра
Учитель на доске чертит таблицу.
Египет | Греция |
Ученики, защищая преимущества климатических условий Египта и Греции, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:
1) реки;
2) море;
3) острова;
4) плодородие почвы.
По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.
III. Закрепление изученного материала
Прочтите в учебнике Вигасина на с. 117 «Миф о Дедале и Икаре». Ответьте на вопрос:
— Какие знания о далеком прошлом можно почерпнуть из этого мифа? Что свидетельствует в мифе о зарождении классового общества на Крите? Обоснуйте свои выводы.
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 24 Вигасина или § 22 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как мы узнаем о жизни древних греков?»; для любознательных: объясните значение выражения «нить Ариадны». Воспользуйтесь лингвистическим словарем.
Дополнительный материал
Археологи откопали тысячи древнегреческих предметов и сооружений — как на суше, так и в море. По всей Греции и в греческих колониях, в частности в Южной Италии, были открыты целые поселения и города. Водолазы обнаружили на дне моря обломки древнегреческих судов, некоторые, как ни странно, с сохранившимся грузом. Греческие предметы находили в других странах — туда их привозили купцы. Например, сосуды, сделанные на Крите, обнаружены в египетских гробницах.
Греки славились своей керамикой, украшенной сценами из мифологии и повседневной жизни. Эти рисунки являются источником, из которого ученые черпают знания о жизни, одежде, домах и мебели древних греков.
Когда римляне во втором тысячелетии до н. э. захватили Грецию, их так поразили греческое искусство и архитектура, что они сделали тысячи копий того, что нашли там. Хотя многие греческие оригиналы утрачены, сохранилось большое количество римских копий.
Греки плодотворно работали в области истории, политики, философии и литературы, но не многие из их рукописей сохранились. И вновь историки полагаются на римлян, которые сделали копии греческих сочинений. Источником информации служат также монеты, глиняные таблички и общественные памятники.
Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. М., 2001. С. 6-7.