Религия древних египтян

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян; продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

Оборудование: карты Средиземноморья и мира, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 12.

КАРТОЧКА № 12

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?»

Для этого вспомни:

— Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

— Как было вооружено войско фараона?

— Как выглядели боевые колесницы?

— Что привозили из походов их участники?

— Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное — рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

2. Индивидуальная письменная работа (на листочках). Два уровня — на выбор учителя.

Первый уровень

— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта 1. …
2. … 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.
3. Фараон 3. …
4. … 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. … 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.
6. … 6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия 7. …
8. … 8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 — место, где река делилась на несколько рукавов; 2 — папирус; 3 — повелитель всего Египта; 4 — крестьянин; 5 — ремесленник; 6 — архитектор; 7 — вера в сверхъестественные существа; 8 — налог.

Второй уровень

Дается детям, наиболее подготовленным ученикам, или работа над этим заданием выносится на факультативное занятие.

— Найдите ошибки в тексте.

Молодой фараон Тутмос III, вскочив на коня, поскакал осматривать строительство своей пирамиды. Его приближенные ехали на верблюдах. Владыку Египта сопровождали послы от вавилонского царя Хаммурапи, а также из стран Урарту и из государства хеттов. Ярко блестели стальные мечи греков — наемных телохранителей фараона.

Руководитель строительства Птахотеп, верховный жрец бога Антона, рассказал царю о ходе работ и пожаловался, что не хватает рабов для обжига кирпичей, — иначе стройка шла бы гораздо быстрее. Фараон сказал, что скоро он отправится воевать с ассирийцами и приведет много новых рабов. Тогда стройка быстро закончится и гробница Тутмоса превзойдет высотой гробницы его великих предков—Джосера и Хеопса. Фундамент пирамиды в этот раз сделали достаточно глубоким, так что она не утонет в песке, как случилось с гробницей невезучего фараона Эхнатона.

Ответы:

1) При Тутмосе III в XV в. до н. э. египтяне еще не ездили верхом, а запрягали лошадей в колесницы.

2) У Тутмоса III не было пирамиды, а только подземная гробница.

3) Верблюдов тогда в Египте еще не было, они появились около 1000 г. до н.э.

4) Хаммурапи правил в Вавилоне еще раньше, т. е. до Тутмоса III.

5) Страна Урарту во времена Тутмоса III еще не существовала. Она возникла в IX в. до н. э.

6) Государство хеттов в Малой Азии уже существовало при Тутмосе III, но египтяне с ним не сталкивались.

7) Стальные мечи в XV в. до н. э. еще нигде не умели делать.

8) Египтяне почти не применяли кирпич в строительстве, у них было много дешевого камня-известняка.

3. Работа с классом по карте.

— Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)

— В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину Сирию, Финикию.)

4. Беседа по вопросу.

— Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства. (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране — это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)

5. Заслушивается устный ответ по карточке № 12, дается отзыв на ответ по плану-памятке (см. образец, урок № 10). Собираются на проверку индивидуальные задания.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг и т. д. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

— Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

IV. Изучение новой темы

План

1) Боги древних египтян.

2) Религиозные верования древних египтян.

3) Религия и власть фараона.

На доске: тема урока.

Информация для учителя

Данный урок можно построить на изучении фрагментов исторических документов: «Книга мертвых», «История в девяти книгах» древнегреческого историка Геродота или текста учебника. Поскольку материал урока содержит большое количество названий египетских богов, то не следует просить детей запоминать их. Целесообразно подвести их к пониманию религиозных верований древних египтян: веру в загробную жизнь и культурных животных, показать связь власти фараонов с религией.

1. Работа с текстом учебника.

Прочитайте п. 2 § 10 Вигасина, п. 2 § 14 Михайловского.

Выясните, какие боги существовали у древних египтян.

Заполните таблицу в тетрадях.

Боги Какие силы природы и занятия они отражали

2. Работа с историческими документами.

«Книга мертвых» (вера в загробную жизнь)

«Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость… Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей… Я чист, я чист, я чист, я чист…»

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 47.

— Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

— Где человек произносил подобную клятву? (На суде Осириса.)

— Для чего нужна была эта клятва? (Для того чтобы попасть на чудесные поля царства мертвых.)

Геродот. История (культ животных)

66 …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.

67. …Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…

69. …Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу…

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М.,1987. С. 49.

— Культ каких животных существовал в Древнем Египте? (Кошек, собак, крокодилов.)

3. Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

— О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра (бога Солнца). Бог Солнца — царь среди богов, фараон (его сын) — царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия — важнейшая опора государственной власти в Египте.)

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока вам следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «жрецы» и «вельможи».

Игра

Урок должен представлять собой диспут двух противоборствующих сторон о том, кто приносит больше пользы Египту. Выступления должны быть аргументированными, с ссылками на исторические факты. Причем выступающие должны стараться говорить с позиции своих героев, а не сегодняшнего дня. Ученики должны задавать вопросы выступающим. Выступающие могут задавать вопросы друг другу. Также и учитель может вмешиваться в дискуссию. Подытоживая, учитель примиряет стороны, объясняя, что и жрецы, и вельможи были в равной степени важны для функционирования древнеегипетского государства. Наиболее активные и подготовленные ученики получают оценку пять.

V. Закрепление изученного материала

— Дайте определение понятию «религия».

— Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

— Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия — опора государственной власти.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 10 Вигасина или § 14 Михайловского; подготовить ответ на вопрос: «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 33 (с. 29), придумайте окончание сказки.

Дополнительный материал

Приведенные выше отрывки из исторических документов говорят о своеобразии древнегреческой религии, которое заключается в прочности и живучести религиозных традиций (например, культа животных) и в значении заупокойного культа. Культ животных восходит к родоплеменным верованиям — к тотемизму.

В связи с заупокойным культом в Древнем Египте были распространены учение о загробном мире, мумификации, строительстве гробниц. Поэтому помещенный материал из труда Геродота «История в девяти книгах» может стать дополнительной информацией к уроку.

Бальзамирование покойников

Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования… Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают (родных), за какую цену (и каким способом) те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания (растворяющих) снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой (ароматическая смола), касией (дикая корица, ароматическое растение) и прочими благовониями (кроме ладана)… (его) снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают (его) повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготавливают деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 49-50.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.