Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», картина «Гончарная мастерская».

Информация для учителя

В ходе изучения истории Древнего мира учащиеся должны научиться давать устный отзыв на ответы своих одноклассников. Для более эффективной работы над этим требованием программы учитель может предложить учащимся специальную памятку. Целесообразно положить ее на каждый стол, за которым сидят ученики. Устный ответ слушают все, а подробно анализирует кто-то один. Остальные учащиеся дополняют или высказывают свою точку зрения.

План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание, по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.

5. Есть ли вывод в конце выступления.

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» — в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила»

1. Подготовка устного ответа у доски по карточке № 9.

КАРТОЧКА №9

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?»

Для этого вспомни:

— Где находится Египет?

— Какой климат и рельеф имеет страна?

— Какую роль в жизни египтян играла река Нил?

— Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния?

— Какие занятия существовали у жителей Египта? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются песчаные и каменистые пустыни. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливался. В ноябре вода спадала, оставляя черный плодородный ил. Такая земля давала хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Кроме земледелия развивалось ткачество, гончарное производство, ювелирное дело. Таким образом, труд людей преображал долину Нила. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тыс. до н. э. превращался в густонаселенную страну.

2. Индивидуальная работа (письменно) по карточкам (5 человек).

Задание: внимательно прочитай отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?»

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

3. Работа с классом.

а) Заполните контурную карту «Древний Египет».

Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 23 (с. 20).

б) Фронтальная беседа по вопросам:

— Как назывался правитель Древнего Египта? (Фараон.)

— Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус.)

— Какой город был столицей Египта? (Мемфис).

— Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н. э.)

4. Заслушивание устного ответа по карточке № 9. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. выше).

III. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла.

— Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта?

IV. Изучение новой темы

План

1) Жители Египта.

2) Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.

3) Сбор налогов.

На доске: тема урока, новые слова.

1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

— Прочитайте п. 1 § 7 на с. 35 Вигасина или пп. 1,2 § 12 на с. 70-71 Михайловского.

— Ответьте на вопрос: «На какие группы делилось население Древнего Египта?» (Фараоны, вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники.)

Информация для учителя

Прежде чем начать работу по документу, можно смоделировать игровую ситуацию. Например, сказать детям, что они сегодня настоящие исследователи и что в их руках древнегреческий папирус. Поскольку текст документа достаточно большой, то в зависимости от уровня развития детей его можно разделить на три части (так он и размещен ниже). Каждую часть документа можно распределить между тремя группами учащихся (или рядами). Задание для каждой группы одно. Выяснить: какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники? В тетрадь вписать виды ремесел.

2. Работа с историческим документом.

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Для 1-й группы

О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, оружие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.

Для 2-й группы

Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб — отдает он его домой; избиты, избиты его дети…

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»… Устает он… и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.

Для 3-й группы

Ткач — внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет…

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, .. .рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Неспокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 40-41.

3. Беседа по вопросам к документу.

Записи в тетрадь видов ремесел Древнего Египта. О работе горшечников можно рассказать по картине «Гончарная мастерская».

4. Работа над новым понятием.

Налоги — это платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, сделанной продукцией) господину зависимым населением или налоги — это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона.

V. Закрепление изученного материала

— На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы.)

— Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т. д.)

— Что обозначает понятие «налоги»? (Платеж чем-либо фараону или государству.)

— Кто платил налоги? (Все зависимые от знати категории населения.)

— Как называли сборщиков налогов? (Писцы.)

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Вариант урока 10. Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I. Игра

Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от чужеземного странника «Путешествуя по Фивам». При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенности восприятия XVIII в. до н. э. На задание дается 25 минут.

Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

II. Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что весь Египет служил фараону, обслуживал хозяйственные надобности дворца. Это накладывало свой отпечаток и на образ жизни египтян Нового царства.

Домашнее задание: прочитать § 7 Вигасина или § 12 Михайловского; составить рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед, описать дом, в котором он жил.

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Регина:

    Спасибо, мне очень нравится ваш блог.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.