Афинская демократия при Перикле

Урок истории в 5 классе

Цели: углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Культура Древней Греции»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 35.

КАРТОЧКА № 35

Внимательно прочитай задание:

— Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

Для этого вспомни:

— Со скольки лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?

— Почему в афинской школе учили только мальчиков а сейчас учат всех?

— Чему учили детей?

— До какого возраста обучались дети?

— Что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В афинской школе учили только мальчиков с семи лет, в наших школах учат всех детей с 6 лет. Считалось, что женщинам надо владеть только домоводством. Детей учили грамоте, основам арифметики, заучивали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», занимались очень серьезно физическим развитием детей, давали музыкальное образование, учили танцевать. Дети из бедных семей учились только грамоте, дети из состоятельных семей учились до 18 лет. Но были молодые люди, которые, став взрослыми, посещали гимнасии, где поддерживали свою спортивную форму и слушали разных философов.

2. Работа с классом.

а) Решение задачи.

Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок. Попытайтесь их разгадать.

— Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым.)

— Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало.)

— Не говори ничего и ты выразишь мое имя, но если ты назовешь меня, говоря мое имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание.)

б) Беседа с классом.

— Кто заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон.)

— Дайте определение понятию «демократия». (Демократия -народовластие.)

— Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании.)

3. Устный ответ ученика по карточке № 35 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия — это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

— Что же изменилось в управлении государством в период правления Перикла?

IV. Изучение новой темы

План

1) Управление государством при Перикле.

2) Перикл, его друзья и враги.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (п. 1 § 40 Вигасина или п. 2 § 30 Михайловского).

а) Прочитать текст.

б) Ответить на вопрос:

— Чем занималось Народное собрание в Афинах?

в) Заполнить таблицу (схема на доске).

Функции народного собрания:

  • Выбирало стратега.
  • Принимало законы.
  • Объявляло войну.
  • Утверждало мирные договоры.
  • Распоряжалось казной.

2. Работа с историческим документом.

а) С. 184 Вигасина, «Из речи Перикла перед согражданами».

б) Беседа по вопросу к документу.

3. Рассказ учителя.

При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.

Город и порт Пирей были укреплены крепостными стенами. Учителями Перикла были замечательные ученые. Например, Анаксагор изучал явление природы и считал, что Солнце и Луна — это не боги, а огромные раскаленные камни. Творец «Антигоны» Софокл, создатель статуй Фидий, «отец» истории Геродот — это люди, с которыми общался Перикл, участвовал с ними в ученых спорах.

Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстаять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убедились в честности этого человека.

Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады.

V. Закрепление изученного материала

— Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его верховной власти. В Древних Афинах существовала система коллективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.)

— Можно ли считать Афинское государство образцовым? (Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 40 Вигасина или § 30 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как управлялось Афинское государство при Перикле?»; устно ответить на вопрос 2 на с. 188 в конце § 40 Вигасина; подготовить сообщение о вооружении македонской армии (1 ученик).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.