Труд — основа жизни

Урок обществознания в 5 классе

Цели: дать представление о том, какую роль труд играет в жизни каждого человека; объяснить, почему труд оценивается по-разному; показать взаимосвязь между качеством работы и поощрением и наказанием работника; охарактеризовать виды труда; определить правила успешного труда; раскрыть значение понятий труд, товар, благотворительность.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся различать виды труда; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; метапредметные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Случилось это в Средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
— Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, — сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
— Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, — ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
— Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, — улыбнувшись, ответил третий каменщик.

— О чем эта притча?

— Как вы ее понимаете?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Как выстроить свою жизнь? На этот сложный вопрос вы не один раз будете искать ответы. Для определения главных и второстепенных целей и задач человека психологи используют следующий тест.

Вам необходимо нарисовать дерево, корень которого обозначает момент вашего рождения, ствол — всю вашу дальнейшую жизнь, ветви — те задачи, которые вам предстоит решать в течение жизни. В качестве вершины необходимо обозначить самое важное в вашей жизни.

— Откройте тетради и нарисуйте свое «дерево жизни».

(Проверка выполнения задания, подведение итогов.)

Вы убедились, что ветвей на вашем дереве много, но самыми главными являются те, которые связаны с вашей трудовой деятельностью и семейным положением.

— Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на следующие вопросы.

— Что вам известно о различных профессиях и ремеслах?

— Какие пословицы и поговорки, посвященные труду, богатству и бедности, вы знаете?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: «Труд — основа жизни».

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

План уроков

  1. Каким бывает труд.
  2. Что создается трудом.
  3. Как оценивается труд.
  4. Богатство и бедность.
  5. Богатство обязывает.

III. Работа по теме уроков

Слушая сказки, которые вам в детстве читали ваши родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся трудолюбивый человек и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.

— Внимательно прочитайте приведенные на экране пословицы и ответьте на вопросы.

(На экране слайды.)

  • Лентяй да шалопай — два родных брата.
  • Хочешь есть калачи — не лежи на печи.
  • Труд человека кормит, а лень портит.

— Объясните смысл пословиц.

— О каком отношении к труду в них говорится?

— Каким образом издавна передавался жизненный опыт людей?

— На примере этих пословиц попытайтесь самостоятельно сформулировать те правила, которые старались соблюдать наши предки.

(Ответы учеников.)

1. Каким бывает труд

— Мы часто слышим фразу: «Труд создал человека». Так ли это?

— Какие ассоциации возникают у вас при слове труд?

(Ответы учеников, составление схемы.)

  • Труд — это определенная деятельность человека
  • Эта деятельность всегда приводит к результатам
  • Требует определенных навыков
  • Требует определенных знаний

Человек трудится всю жизнь. Давайте убедимся в этом. (На экране слайды.) . .

Слайд 1. (Изображение грудного ребенка.)

— Объясните, почему, несмотря на свой малый возраст, ребенку приходится постоянно трудиться? В чем заключается его труд?

Слайд 2. (Изображение ребенка-дошкольника.)

— Как трудится в этом возрасте ребенок? Что он уже умеет делать?

Слайд 3. (Изображение школьника.)

— Как трудится в этом возрасте подросток? Что он умеет делать?

Слайд 4. (Изображение юноши.)

— Как трудятся в этом возрасте молодые люди?

Слайд 5. (Изображение взрослого человека.)

— Как трудятся люди в этом возрасте?

Слайд 6. (Изображение пожилого человека.)

— Трудятся ли пожилые люди? Как?

(Ответы учеников.)

Мы доказали с вами, что труд сопровождает нас всю жизнь. Если в какой-то момент своей жизни человек будет лениться, чему-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придется это наверстывать.

Проблемный вопрос. Для чего трудится человек?

— Ответим на этот вопрос, используя прием «Добавь следующее».

(Ученики по очереди называют цели труда человека. По ходу составляется кластер.)

Для чего трудится человек?

  • Пища
  • Одежда
  • Жилище
  • Предметы быта
  • Рост профессионализма
  • Саморазвитие
  • Произведения искусства
  • Ценности страны

Труд различается по содержанию и сложности.

— Работая с текстом на с. 74 учебника, познакомьтесь с видами труда и дайте их характеристику.

(Проверка выполнения задания.)

— Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей.

(Учитель раздает карточки. На первой карточке — таблица с названиями профессий, на второй — антонимы, характеризующие тот или иной труд.)

— Подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и впишите в таблицу.

Карточка 1

Профессия Характеристика труда
Шахтер
Учитель
Художник
Домашняя хозяйка
Дворник
Программист
Космонавт
Продавец
Полицейский
Художник

Карточка 2

Постоянный — временный; простой — сложный; умственный — физический; оплачиваемый — безвозмездный; добровольный — принудительный; ручной — автоматизированный; творческий — традиционный; коллективный — индивидуальный.

(Проверка выполнения задания.)

— Сыграем в игру «Угадайка».

(На слайде логические цепочки.)

— Угадайте, кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны указанные предметы.

  • Шампунь, ножницы, фен, расческа;
  • градусник, скальпель, бинт, зеленка;
  • мел, указка, журнал, глобус;
  • кирпич, цемент, краска, мастерок;
  • диск, дисплей, мышь, модем;
  • краски, холст, кисти, мольберт;
  • трактор, комбайн, плуг, семена.

(Проверка выполнения задания.)

— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 75 учебника.

— Каким трудом заняты герои картины?

— Какие обязанности они выполняют?

— Смог ли художник отразить отношение людей к труду?

— Всмотритесь в их лица: какие чувства испытывают труженики от процесса труда?

(Ответы учеников.)

— Исходя из тех выводов, которые мы сделали во время работы с картиной, давайте выделим важные аспекты труда человека. К ним относятся:

  • мотивы труда;
  • социальная (общественная) значимость труда;
  • отношение людей к труду и его результатам;
  • взаимоотношения участников совместного труда.

2. Что создается трудом

«Воля и труд человека дивные дива творят» — так говорил выдающийся русский поэт Н.А. Некрасов.

Классики оставили нам много мудрых высказываний о труде, о его красоте и приносимой им радости, о его необходимости и пользе.

  • Труд создал самого человека. (Ф. Энгельс)
  • Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)
  • Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.П. Чехов)
  • Только в труде велик человек. (М. Горький)

Вековая народная мудрость воплощена во множестве пословиц и поговорок.

  • Землю красит солнце, а человека — труд.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Терпение и труд все перетрут.

Все, чем мы сегодня пользуемся, — это результаты труда предыдущих поколений и живущих ныне. Все, что окружает нас, исключая природу, создано умом и руками тружеников. Заводы -гиганты и сверхглубокие скважины, воздушные и морские лайнеры, нефтяные и газовые вышки на земле и в морях, автомобили на улицах городов, электроника и атомные реакторы, колосящиеся поля — все это человек создал, чтобы жить, иметь крышу над головой, хлеб и тепло. Также трудом создаются вещи для души, которые дарят нам эстетическое наслаждение.

Рукотворным чудом, дошедшим до наших дней, считаются пирамиды египетских фараонов. До сих пор, несмотря на огромный исследовательский труд многих поколений ученых, эта страница истории человечества не прочитана. Как могли построить эти сооружения в те далекие времена, остается загадкой. Пока ясно только одно: они созданы тяжелейшим трудом людей, работавших в течение многих лет. Как стражи пустыни, веками стоят пирамиды, оберегая свою тайну.

Восхищение, преклонение и огромную благодарность вызывает у всех нас труд крестьянина, землепашца, нашего кормильца. Видели вы когда-нибудь пшеничное или ржаное зернышко? Сухое, безжизненное, безвкусное и очень-очень маленькое. Величайшее из див — это зазеленевшая земля, куда труженики вбро-сили тысячи таких семян. Путь от этого зерна до сдобной булочки, купленной в магазине, оплачен тяжелым трудом.

Адам Смит, великий английский экономист, утверждал: «Не на золото и серебро, а именно трудом были первоначально приобретены все богатства мира».

— Так ли это? Давайте попытаемся определить, насколько справедливы слова ученого.

(Рассуждения учеников.)

Трудом создаются различные продукты. «Пока в пространстве кружится планета, на ней, пропахшей солнцем, никогда не будет дня, чтоб не было рассвета, не будет дня, чтоб не было труда!» — писал Р. Рождественский.

Проблемный вопрос. Как вы думаете, почему говорят, что труд является источником всякого богатства?

(Ответы учеников.)

— Познакомьтесь с предложенной схемой и прокомментируйте ее.

Труд создает различные продукты

  • Результаты труда
    • Материальные
      • Вещи, разные изделия (продукты труда, изготовленные для обмена, продажи)
    • Нематериальные
      • Услуги, например бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь
  • Продукты труда используются человеком:
    • для удовлетворения собственных нужд
    • для продажи

(Проверка выполнения задания.)

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Заполните таблицу, используя следующие слова и словосочетания.

Стрижка в парикмахерской, тетрадь в клетку, фотоальбом, велосипед, поездка в метро, книга, удаление зуба, ремонт сломанного замка на куртке, ремонт сломанного телевизора, мороженое.

Товар Услуга

(Проверка выполнения задания.)

3. Как оценивается труд

Труд человека чаще всего оценивается по количеству сделанного.

— Обсудите в парах примеры вознаграждения людей по этому критерию.

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом можно оценить труд плотника, токаря, парикмахера и т. д. Но как оценить труд ученого, учителя, врача? В этом случае вступает в силу вопрос о качестве труда.

Люди научились определять величину вложенного труда и ценить не только сложность выполняемых трудовых операций, но и общественное значение результатов труда.

— Сейчас я зачитаю стихотворение, которое условно разделила на две логические части. Послушайте его и определите причины этого.

Часть первая

Странное дело,
А может быть, нет —
Жил-был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
Сорок пять лет,
Но про него говорили:
— Художник!

— Как вы думаете, почему про него так говорили?

Часть вторая

Странное дело,
А может быть, нет —
Жил-был на свете
Когда-то художник.
Был он художником
Семьдесят лет,
Но про него говорили:
— Сапожник!

(Р. Сеф «Странное дело»)

— Как вы думаете, почему труд художника сравнили с трудом сапожника?

— Какой еще вывод можно сделать из этого стихотворения?

(Ответы учеников.)

Вы правильно сказали, что речь в стихотворении идет о мастерстве и профессионализме людей. Человек, знающий свое дело, — профессионал — всегда востребован. Поэтому его труд оплачивается лучше по сравнению с менее опытными работниками. Очень важно помнить, что в любую работу нужно вкладывать душу. Тогда простой каменщик способен будет создать Шартрский собор (старинный готический собор во Франции).

— Как еще оценивается труд?

— Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

Качественный труд работника заслуживает поощрения

  • Материальная оценка труда
    • Премия или дополнительная оплата (надбавка)
  • Моральная оценка труда
    • Благодарность, повышение в должности, одобрение, похвала

(Проверка выполнения задания.)

— Работая в группах, обсудите предложенные вопросы и ответьте на них.

— Чем, кроме заработной платы, можно оценить труд?

— Когда благодарность важнее денег?

— Почему трудовые заслуги людей отмечают почетными наградами?

— Существует ли труд без расчета на вознаграждение? Как можно назвать такой труд

(Проверка выполнения задания.)

Вы верно заметили, что речь идет о бескорыстном труде, который выполняется человеком не ради себя, а ради общего блага и который делает лучше самого трудящегося.

— Послушайте историческую притчу.

Ходила молва о том, как Петр I, сажая желуди, заметил, что на лице одного из присутствующих мелькнула скептическая улыбка. Разгневанный царь, заметив ее, сказал: «Понимаю! Ты мнишь, не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты — дурак! Я оставляю пример прочим, чтобы, делая то же, потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь».

— О чем эта притча?

— Как вы поняли ее смысл?

— Как бы вы ее озаглавили?

(Ответы учеников.)

Не всегда труд людей оценивался справедливо.

— Вспомните, используя знания, полученные в начальной школе, всегда ли труд людей оплачивался.

— Что вы знаете о труде рабов и крепостных крестьян?

(Ответы учеников.)

4. Богатство и бедность

— Послушайте притчу.

Однажды Бедность и Богатство поспорили между собой, кто из них красивее. Они долго не могли разрешить этот вопрос самостоятельно, поэтому решили обратиться к первому встречному человеку.
— Пусть первый встретившийся нам мужчина разрешит наш спор, — решили они и отправились в путь.
Навстречу им шел мужчина средних лет. Он не сразу заметил, что к нему с двух сторон подскочили Бедность и Богатство.
— Только ты можешь разрешить наш спор! — затараторили они. — Скажи, кто из нас красивее!
— Вот беда! — подумал про себя мужчина. — Скажу, что Бедность красивее — Богатство обидится и уйдет от меня, а если скажу, что Богатство, тогда Бедность может разозлиться и напасть на меня. Что же делать?
Мужчина подумал немного и говорит им:
— Я так сразу не могу сказать, когда вы на месте стоите. Вы сначала немного пройдитесь по дороге туда-сюда, а я погляжу.
Стали Бедность и Богатство разгуливать по дороге. И так пройдут, и эдак. Каждому хочется выглядеть получше.
— Ну? — закричали они наконец в один голос. — Кто же из нас красивее?
Мужчина улыбнулся им и ответил:
— Ты, Бедность, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Богатство, просто превосходно, когда поворачиваешься лицом и приходишь!

— О чем эта притча?

— Как вы поняли ее смысл?

— Как вы считаете, что такое богатство?

(Ответы учеников, составление схемы.)

Богатство

  • Возможность ни в чем не нуждаться и жить в изобилии
  • Возможность проявить творческое начало
  • Возможность профессионального роста и достижения успеха
  • Отсутствие долгов
  • Возможность иметь столько денег, сколько необходимо для того, чтобы делать то, что хочется

— В обществе существует неравенство. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

Неравенство

  • Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества
    • Деньги
    • Власть
    • Образование
    • Престиж

Проблемный вопрос. Предположите, каким образом человек приобретает богатство.

(Ответы учеников, составление схемы.)

Способы получения богатства

  • Высокие организаторские способности, смекалка
  • Наследство
  • Удачная карьера
  • Выдающийся талант
  • Особое везение
  • Трудолюбие

В стремлении к богатству нет ничего предосудительного. Важно учитывать способы получения богатства и различать цели, на которые оно употребляется.

В отношении богатых людей существует много заблуждений. Предлагаю вам обсудить некоторые из них и высказать собственное мнение.

Заблуждение 1. Только богатые по-настоящему счастливы

Многие люди думают приблизительно так: «Если бы у меня были вилла на Багамах, несколько иномарок, яхта и деньга на счету в швейцарском банке, я был бы счастлив. А у меня вместо виллы на Багамах двухкомнатная квартира в панельном доме, вместо иномарки старенькие «жигули», вместо яхты десять сото» земли под картошку, а вместо счета в швейцарском банке невыплаченная за полгода зарплата. Все это и есть причина того, что я несчастлив».

В действительности же взаимосвязь счастья и богатства не так уж очевидна, как это порой кажется. Об этом свидетельствуют исследования психологов. Так, в ходе одного из них, проведенного Германским обществом рациональной психологии, около 3000 немцев в возрасте до 65 лет отвечали на вопрос: «Что делает вас счастливыми?» Оказалось, что самым главным для немцев являются любящий(ая), нежный(ая) супруг (супруга), счастливая семья, здоровые дети, успех на работе, выполненная работа, собственное здоровье, любимые увлечения. И только на шестнадцатом месте по значимости оказались деньги.

Серьезное исследование того, что делает человека счастливым, проводилось в течение нескольких лет и в Америке. Результаты его также подтвердили, что богатство не является определяющим условием счастья. Даже те, кто входит в сотню богатейших людей Америки, практически не отличаются от среднестатистических американцев в ощущении счастья.

Финансист Стивен Поллен отмечает: «Деньги не самоцель. Они нужны лишь для достижения ваших личных целей. Относитесь к работе как к механизму для добывания средств, необходимых для покупки свободного времени и личного счастья». Полнен рассуждает о накопительстве как о препятствии к счастливой жизни. Он пишет: «Вместо того чтобы всю жизнь копить в надежде на бессмертие (лично я с ним еще никогда не сталкивался), пользуйтесь жизненными благами, спешите помогать близким». Много лет назад индийский поэт Бхартрихари написал следующие строки:

Я радуюсь одежде из коры,
Ты — дорогому платью,
Но радость одинакова у нас,
И потому равны мы.
Бедняк не тот, кто нищ, а тот, кого
Снедает жар желаний.
Когда же в сердце радость и покой,
Кто бедный, кто богатый?

Впрочем, для большинства из нас эти слова послужат слабым утешением. Видимо, чтобы понять, что не в деньгах счастье, нужно их для начала иметь. Так что остается делать? Нужно, не откладывая на потом, не оправдываясь отсутствием условий, попытаться научиться быть счастливыми.

Заблуждение 2. «Мне бы выиграть миллион в лотерею, я был бы счастлив…»

Исследования показали, что в случае быстрого обогащения наступает нарушение душевного равновесия и первоначальная радость сменяется совсем другими чувствами. Английские психологи провели опрос почти двухсот счастливчиков, выигравших очень крупные суммы в лотерею. Все они отметили, что с помощью денег им удалось решить многие тяготившие их проблемы, по в результате они приобрели новые. Многие из них стали ощущать зависть и даже враждебность со стороны соседей или родственников и т. д. Некоторые из них, переехав в более престижный район, столкнулись с неприятием и отторжением со стороны людей, стоящих на более высокой ступени социальной лестницы. Семьдесят процентов получивших крупный выигрыш бросили работу, в результате чего начали испытывать одиночество. По мнению исследователей, несмотря на повышение жизненного уровня этих людей, нельзя сказать, что многие из них стали более довольны жизнью.

(Ученики обсуждают данные проблемы и высказывают собственное мнение.)

— Как вы считаете, является ли богатство синонимом большого дохода или наличия дорогой собственности?

Деньги — это еще не богатство. Их количество не может служить мерой богатства (вернее, может, но лишь косвенно). На самом деле сами по себе деньги вообще не имеют никакой ценности, это всего лишь кусочки бумаги с цифрами. Ценность деньгам придают люди, согласные обменять эти бумажки на что-то нужное именно вам. Известно такое выражение: «В пустыне кружка воды стоит миллионы». Действительно, при отсутствии возможности покупать что-либо деньги становятся абсолютно ненужными.

Как можно оценить богатство руководителя компании, который зарабатывает очень много денег, но у которого нет времени побыть со своей семьей? Кто богаче — миллионер, умирающий от тяжелой болезни, или человек без средств, но с отличным здоровьем?

5. Богатство обязывает

«Богатство обязывает» — в этих двух словах заключена основа благотворительности. Кому и что должны богатые? Разве не свободны они в своих поступках, хотя бы потому, что богаты?

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

(Ответы учеников.)

— Запишите в тетрадях слово благотворительность и объясните, из каких двух слов оно состоит.

(Проверка выполнения задания.)

Давайте совершим виртуальную экскурсию в прошлое, чтобы узнать, как складывалась традиция благотворительности в нашем государстве.

Слайд 1. Еще в древности великий князь Владимир Мономах в своем знаменитом Поучении так наставлял тех, у кого были блага: «Будьте отцами сирот, не оставляйте сильным губить слабых, не оставляйте больных без помощи». На протяжении многих веков эта традиция приумножалась.

Слайд 2. Исследователь благотворительных дел русского купечества Владимир Рябушинский писал: «Конечно, громадное большинство людей, которые жили по этому обязательству, в формулы свои ощущения не укладывали, да и не хотели укладывать, но знали и нутром чувствовали, что не о хлебе одном жив будет человек».

Слайд 3

Богатство обязывает (направления благотворительной деятельности)

  • Строительство и реставрация храмов
  • Пожертвования на борьбу с захватчиками
  • Помощь нуждающимся
  • Забота о просвещении народа
  • Коллекционирование икон и произведений искусства

Слайд 4. Нижегородский предприниматель Николай Александрович Бугров, будучи крупнейшим домовладельцем в городе, регулярно выделял часть средств на содержание построенного еще его отцом «Вдовьего дома», рассчитанного примерно на 600 неимущих людей. Почти половину своих доходов он выделял на благотворительные цели ежегодно. При его участии в Нижнем Новгороде был построен водопровод, которым люди могли пользоваться бесплатно. И это далеко не все.

Слайд 5. В память о рано умершем сыне выстроила больницу и Москве купчиха Феодосия Ермиловна Морозова. Ее стараниями создавались старообрядческие училища и школы.

Слайд 6. В собрании крупнейшего коллекционера живописи Михаила Павловича Рябушинского находились картины великих художников — В. М. Васнецова («Снегурочка»), М.А. Врубеля («Демон»), Б. М. Кустодиева («Японская кукла»), Э. Дега («Певица кафе-концерта») и многие другие. К 1909 г. в коллекции насчитывалось около ста полотен стоимостью примерно 150 тыс. руб. В 1917 г. он передал их Третьяковской галерее, часть из них и ныне находится там, часть — в Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства и др.

— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 78-79 учебника. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

— Что вы узнали о героях рубрики?

— Какую память оставили о себе братья Третьяковы в России?

— Правильно ли они поступали?

Слайд 7. До 800 книжных памятников XV-XIX вв. находилось в собрании московского купца-старообрядца Ивана Никитича Царского. Он, как писал о Царском историк М. П. Погодин, «во всю свою жизнь уделял часть своих избытков не на мраморные стены, не на бархатные подушки, не на золотые карнизы и не на лихих рысаков и златокованую сбрую, но на собрание и сохранение драгоценнейших отечественных памятников, во славу Отечества».

Слайд 8. Известный предприниматель и меценат К. Т. Солдатенков издал «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева, сочинения В. Г. Белинского, Н.А. Некрасова, А.А. Фета и многих других классиков, в том числе зарубежных. Согласно завещанию, из капиталов выдающегося книгоиздателя после его смерти выделялись средства на строительство в Москве больницы для бедных независимо от их звания и вероисповедания. Сейчас это Городская клиническая больница им. С. П. Боткина, возле административного здания установлен бюст Солдатенкова.

Слайд 9. Существовало еще одно направление благотворительной деятельности — пожертвования на борьбу с захватчиками России во время войн — от Отечественной 1812 г. до Великой Отечественной 1941-1945 гг. Во всякое время, военное или мирное, определяющим правилом, руководившим деятельностью известных русских предпринимателей, были евангельские слова: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 19-21).

— Куда уходит корнями благотворительность?

— О каких направлениях благотворительной деятельности вы узнали?

— Как вы думаете, почему люди занимались благотворительностью?

— Как вы считаете, следует ли продолжать традиции благотворительности и в наши дни?

(Ответы учеников.)

— Работая с текстом на с. 79 учебника и дополнительным материалом, докажите, что дело меценатов живет и в наши дни.

Дополнительный материал

В современной России существуют благотворительные фонды, специализирующиеся на поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощи детским домам, больницам, предоставлении средств на дорогостоящее лечение и иные нужды. Такими организациями стали фонд Владимира Потанина, фонд Дмитрия Зимина «Династия», фонд «Виктория», Фонд культурных инициатив и др.

Одним из первых меценатов современности стал Мстислав Ростропович. Здесь же следует назвать имена Галины Вишневской, Владимира Спивакова, Владимира Крайнева. Эти люди являются создателями и деятельными участниками благотворительных фондов, поддерживающих российскую национальную культуру.

Толчком для создания благотворительного фонда стала трагедия и Беслане. В попытке помочь пострадавшим детям модель Наталья Водянова организовала фонд «Обнаженные сердца». Она задалась целью построить в Беслане игровой парк, чтобы хоть немного порадовать детей, и пусть не сразу, но она воплотила этот план в жизнь. Сейчас благодаря «Обнаженным сердцам» построено уже множество игровых площадок но всей стране. Также фонд проводит программу под названием «Каждый ребенок достоин семьи!». Работа направлена на поддержку семей, воспитывающих детей с особыми нуждами.

Чулпан Хаматова — не только любимая зрителями актриса, но еще и известный благотворитель. Уже не первый год звезда кино и театра старается оказать помощь тем, кому она так нужна. Заниматься благотворительностью Чулпан стала вместе с актрисой Диной Корзун.

В 2005 г. Хаматова и Корзун организовали на сцене театра «Современник» благотворительный концерт «Подари мне жизнь», чтобы помочь больным детям. Год спустя актрисы основали одноименный благотворительный фонд, главной целью которого стала помощь детям, страдающим онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями. С тех пор фонд проводит всевозможные мероприятия в пользу маленьких пациентов нескольких российских медицинских учреждений. Фонд «Подари жизнь» помогает оплатить детям дорогостоящие анализы и лекарства, организовать лечение за рубежом тем, кому не могут помочь в России, закупить медицинское оборудование для российских клиник, организовать работу волонтеров в больницах, оказать пациентам психологическую помощь — и это даже неполный список дел, которыми занимается организация.

(Проверка выполнения задания.)

— Внимательно послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Хинг Ши не был богатым человеком, притом что у него была процветающая школа, в которой обучались юноши, приезжавшие к нему со всего Китая. Однажды один из учеников спросил его:
— Учитель, слава твоя гремит по всей стране, ты мог бы быть богатым человеком, не знающим, что такое забота о завтрашнем дне. Почему же ты не стремишься к богатству?
— У меня есть все, что мне нужно для жизни, — ответил Хинг Ши.
— Но ведь ты мог бы иметь гораздо больше, — возразил ученик.
— Человек, собирающий вокруг себя непомерные блага, похож на путника, который по пути собирал все ценное, что попадалось ему, а потом нес это, сгибаясь под неимоверной тяжестью своей ноши. Когда же он почти достиг своей цели, оказалось, что дорогу ему преграждает высокая стена, которую следовало непременно преодолеть, но нельзя было ни обойти, ни сломать, лишь перелезть, да и то бросив все то, что он нес с собой. У человека не было иного выбора, поэтому он остави у стены все, что с таким трудом тащил на своей спине. Хинг Ши сделал небольшую паузу, а потом добавил:
— Мы приходим в этот мир с пустыми руками и уходим из него, оставляя все, что нажили. Так есть ли смысл собирать то, что не является необходимым, лишь из жадности, зная, что потом придется не только нести на себе непомерный груз, но и бросить его в конце своего пути? Не лучше ли пройти свой путь налегке?

— О чем эта притча?

— Какое отношение она имеет к обозначенной проблеме богатства и ответственности?

IV. Подведение итогов уроков

— Подумайте, от чего зависит достаток в вашем доме.

— Как оценивается учеба — ваш главный труд?

— Подберите к указанным пословицам близкие по смыслу

  • Без дела жить — только небо коптить.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Худое ремесло лучше доброго воровства.

Давайте обсудим ситуацию. Два подростка возвращаются после уроков домой. Один из них делится своими переживаниями с другом: «Старший брат Сергей не смог поступить летом в институт. Эх, теперь придется ему идти в работяги…»

— Как вы оцениваете отношение подростка к людям рабочих профессий?

— Встречались ли вы с пренебрежительным отношением своих сверстников к людям непрестижного труда? Подумайте, чем оно вызвано.

— Стоит ли стесняться работы чересчур будничной, неинтересной?

— Многие ли профессии сегодня можно назвать романтичными, яркими?

— Объясните, в чем ценность будничного труда.

— Что такое богатство? В чем его ценность?

— Возможность учиться можно считать богатством?

— Вспомните жадного раджу, героя мультфильма «Золотая антилопа». Какими средствами обогащения он пользовался?

— Почему стремление к богатству привело его к гибели?

(Ответы учеников.)

V. Рефлексия

— Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Ответили мы на них?

— Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где вы находитесь:

  • если вы все поняли, то на верхней ступеньке;
  • если у вас остались вопросы, то на средней;
  • если вам ничего не понятно, то на нижней.

(Ученики выполняют задание.)

— Поднимите руки те, кто отметил себя на нижней ступеньке. Кто на средней? А на верхней?

Домашнее задание

  1. Прочитать § 9, с. 74-81 учебника.
  2. Написать эссе на основе предложенной притчи.

Планета круглая

Репортер как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом выращивания своей кукурузы, которая из года в год выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздает лучшие початки для засева всем своим соседям.
— Зачем же раздавать лучшие зерна соседям, если они постоянно наряду с вами участвуют во всех конкурсах и являются конкурентами?
— Видите ли, — улыбнулся фермер. — Ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. А как уж каждый из нас будет ухаживать за своими посевами — это другой вопрос. Подобное происходит и в жизни людей. Тот, кто хочет быть успешным, должен заботиться о ближних и помогать им добиваться успеха, потому что чем лучше живется людям вокруг, тем лучше тебе самому. Мы все взаимосвязаны в этом мире.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *