Динамика общественного развития

Урок обществознания в 10 классе

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание противоречий общественного развития, глобальных проблем человечества;

— установка на оценку уровня общественного развития на основе гуманистического критерия прогресса;

метапредметных:

— умение классифицировать социальные явления (типы обществ, глобальные проблемы) на основе определённых, в том числе самостоятельно выявленных оснований сравнения;

— критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные подходы к освещению и интерпретации социальных изменений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

— способность давать обоснованные оценки отдельным событиям, иллюстрирующим прогрессивные или регрессивные тенденции в развитии общества;

предметных:

— владение понятиями «общественное развитие», «общественный прогресс», «глобализация»;

— целостное представление о социальной динамике, основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

— понимание связей между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

— умение находить информацию для характеристики многообразия социального развития и противоречивого характера общественного прогресса.

Задачи занятия:

1) представить многообразие путей и форм общественного развития;

2) показать глобализацию как неоднозначный процесс становления единства человечества;

3) систематизировать знания школьников о глобальных проблемах современности;

4) раскрыть сложность проблемы общественного прогресса, его противоречивый характер;

5) помочь школьникам осознать место России в современном мире.

II. Место темы в системе учебных занятий

Первичные знания о единстве современного мира, многовариантности общественного развития и социальной динамике даются в основной школе: общество рассматривается как единый большой дом человечества, изучаются основные типы обществ, глобальные проблемы современности, вводятся понятия общественного прогресса и ускорения мирового общественного развития. На уроках в 10 классе изучение этих понятий углубляется, они включаются наряду с вводимым понятием «глобализация» в целостную систему базовых понятий по теме, излагаются различные подходы к трактовке направленности социальной динамики, формируется представление об универсальном критерии общественного прогресса. Акцент делается на проблемном характере изучаемых социальных явлений, необходимости их разностороннего видения, переплетении, казалось бы, противоположных состояний и тенденций единства исторического процесса, многовариантности социального развития, целостности современного мира, его противоречивости.

Изучение темы опирается на материал двух предшествующих параграфов об обществе и его системном характере и служит основой для последующего изучения современного общества.

Материал, иллюстрирующий единство исторического процесса, его прогрессивные и регрессивные проявления («изломы истории», подъёмы и спады), можно почерпнуть из учебных пособий по истории и литературных произведений, входящих в школьную программу; материал, касающийся мирового хозяйства, — из курса географии, а факты, касающиеся глобализации экономики, — из курса экономики.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Алексеев П. В. Социальная философия: учеб. пособие. — М., 2003. — Гл. 7, 11.

Соколов С. В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. — М., 2003. — Разд. 5.

Философия: учебник / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002. — Гл. 19.

Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Уроки обществознания в 11 классе. — М., 2000. — С. 10-14, 106-118.

Оборудование

Таблица «Глобальные проблемы современности», раздаточный материал в виде текстов из пособия «Дидактические материалы. 10-11 классы»; вопросы для закрепления в электронном виде.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. 1-й час: школьная лекция с элементами беседы по вопросам рубрики «Вопросы для самопроверки» (с. 41: вопросы 1-4, 7, 8). 2-й час: лабораторное занятие с фрагментами оригинальных текстов по теме занятия. В частности, могут быть использованы тексты из пособия «Дидактические материалы. 10-11 классы»: «Жизнь во взаимосвязи и движении» (подтема 1), «Противоречия прогресса», «Критерий прогресса» (подтема 21), «Влияние на российскую цивилизацию территориальных факторов», «Природные условия и особенности российской цивилизации», «Многоликий мир: Запад — Восток», «Евразийский взгляд на российскую цивилизацию» (подтемы 30, 31).

2-й вариант. 1-й и 2-й часы: традиционные уроки с изучением на первом уроке первого и второго разделов плана, на втором — третьего раздела и проведением итогового закрепления. 3-й час: работа с документом и проведение тематического контроля.

Возможно также на одном из уроков проведение семинара «Глобализация и её последствия», на другом — организация беседы, предполагающей изучение вопросов общественного прогресса и его критериев.

Возможные вопросы к семинару:

  1. Процесс глобализации, его противоречия.
  2. Причины возникновения глобальных проблем.
  3. Глобальные проблемы современности:
    1. экологический кризис;
    2. проблемы войны и мира в современных условиях;
    3. демографическая проблема;
    4. проблема международного терроризма;
    5. проблема распространения наркомании и СПИДа.
  4. Место России в современном глобальном мире.

Литература для учащихся для подготовки к семинару:

Учебник, § 3, разделы 1, 2.

Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы. — М., 2010. — Разд. 1.

Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов вузов / под ред. Ю. Ю. Петрунина. — М., 2002. — Разд. II. Гл. 5.

Обществознание: учеб.-справочное пособие / под ред. В. В. Бара-банова, В. Г. Зарубина. — М., 2004. — Разд. 1. Тема 3.

Ход занятия

Мотивационный этап

Целесообразно обратиться к вопросам, поставленным во вводной части параграфа. Акцент может быть сделан на вопросе «Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным?». Советуем, выслушав ответы учащихся, зафиксировать отдельные их положения на доске и вернуться к ним в конце занятия. Уместно также остановиться на вопросе «Существует ли единый для всех путь развития или каждая страна идёт своей дорогой?». Обобщение и корректировка ответов на него послужат логическим переходом к изучению первого вопроса темы.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Многовариантность общественного развития.
  2. Целостность и противоречивость современного мира. Глобализация.
  3. Проблема общественного прогресса.

1. Изучение первого пункта плана призвано выявить и развить представления учащихся о соотношении общего и единичного в историческом развитии. Начать работу можно с задания: привести как можно больше фактов, свидетельствующих о том, что современный мир многообразен и разнолик. Ответы школьников могут отметить и языковое, и эт-ническое, и религиозное многообразие, и разнообразие форм правления и территориального устройства, и различия в уровне экономического развития и уровне жизни населения разных стран, и многообразие культурных традиций. Может быть отмечено также многообразие типов обществ.

Следующий шаг — выявление причин такого многообразия на основе объяснения учителя или самостоятельной работы с разделом учебника и соответствующими записями в тетрадях. Так, на основе учебного текста учащиеся могут в качестве причин зафиксировать различие природных условий, специфику хозяйства, своеобразие духовной культуры, особенности образа жизни, своеобразие выбора, сделанного тем или иным народом или государством в определённый момент своей истории. Учитель может дополнить этот перечень, включив в него специфику исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, отдельные закономерные и случайные события, оказавшие влияние на историю того или иного государства, и т. п.

Затем можно задать вопрос: является ли многовариантность общественного развития беспредельной? В ходе его рассмотрения учащиеся подводятся к выводу о том, что многовариантность путей и форм включена в рамки определённых тенденций общественного развития.

2. Центральным в данной теме является понятие «глобализация». Введение этого понятия полезно начать с небольшой словарной работы. К примеру, спросить у учащихся, какому знакомому им слову созвучно слово «глобализация», или попросить назвать известное из школьного курса географии однокоренное слово. Ожидаемый ответ — латинское слово «глобус», в переводе шар (globusterrae — земной шар). Рассматриваемое понятие тесно связано с представлениями о всём земном шаре, всём его населении, всех странах и континентах, так как сущность глобализации состоит в возрастающем воздействии различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах.

Важно отметить усиление интеграционных связей между людьми (организациями, государствами) в современном мире. В классе с невысоким и средним уровнем подготовки это можно сделать, обратившись к фактическому материалу, имеющемуся в учебнике, а также к материалам школьного словаря по обществознанию. В хорошо подготовленном классе (или с группой сильных учащихся) целесообразно найти не только проявления этой интеграции, но и её причины. Иными словами, важно выявить изменения в развитии общества, способствующие целостностл современного человечества. Помогут в этой работе текст учебника, знания учащихся, полученные из школьных курсов истории, географии, экономики, а также СМИ. Учащиеся могут отметить и влияние на современное общество новых средств связи и коммуникации, и развитие транспорта, и развитие мирового хозяйства (производства, рынка), объединившего страны и народы, и научно-техническое развитие, поставившее всё человечество перед проблемой выживания.

Отмечая правильность каждого из названных утверждений, учитель должен подчеркнуть, что интеграционные тенденции развивались задолго до этапа глобализации, и подвести учащихся к осознанию принципиальной новизны этого этапа. Она состоит в превращении мирового сообщества в единый всемирный хозяйственный организм, развитие которого определяет судьбы отдельных стран (даже самых крупных и экономически развитых). При этом глобальная экономическая система становится сильнее и значимее национальных экономических систем, а национальные государства не могут, как прежде, защищать на-циональную экономику от внешних нежелательных воздействий. Середина 1980-х гг. служит своего рода разделительным барьером: с этого момента начали расти объёмы мировой торговли и финансовые потоки, тогда же начали активно формироваться торговые союзы.

Уместным будет попросить учащихся привести примеры интеграционных процессов, в которые вовлечена РФ на пространстве СНГ и в мировом пространстве. При отсутствии времени на уроке это задание может быть дано на дом.

Материал по вопросу о противоречиях глобализации поможет усвоить заполнение таблицы (по ходу школьной лекции либо в процессе работы с текстом учебника):

Последствия глобализации

Позитивные последствия Негативные последствия

Заполненная таблица одного из учеников может быть спроецирована на экран, прочитана всеми учащимися и при необходимости скорректирована или дополнена.

Вопрос о глобальных проблемах изучается с опорой на знания, полученные в основной школе. Целостно представить глобальные проблемы современности поможет схема:

Глобальные проблемы современности

  • Опасность мировой термоядерной войны
  • Международный терроризм
  • Опасность катастрофического загрязнения окружающей среды
  • Продолжающееся распространение наркомании и СПИДа
  • Стремительный рост населения (демографический «взрыв» в развивающихся странах) и опасность депопуляции в развитых странах

В менее подготовленном классе схему можно предъявить в заполненном виде и дать комментарии по отдельным проблемам. В классе с сильным составом учащихся схему можно предложить в незаполненном (или частично заполненном) виде и попросить заполнить звенья, опираясь на знания, полученные в основной школе. При возникновении затруднений можно обратиться к тексту учебника.

Завершая изучение вопроса, важно выделить основные признаки глобальных проблем:

  • они порождены деятельностью всего человечества;
  • они угрожают существованию всего человечества;
  • они не решаются усилиями отдельных стран, а требуют объединения усилий всего мирового сообщества.

3. Понятия прогресса и регресса знакомы учащимся из курса основной школы, и изучение пункта плана может состояться в ходе работы над проблемными вопросами и заданиями, которыми насыщен соответствующий текст учебника. В слабо подготовленном классе важно провести работу непосредственно с текстом. К примеру, назвать на основе текста три теории общественного развития и указать основную идею каждой из них. Или подобрать из текста примеры, иллюстрирующие подъёмы и спады на линии, отражающей социальное развитие. В более подготовленном классе школьники могут привести свои примеры соответствующих изломов истории (расцвет государства сменялся его упадком, на смену революции приходила контрреволюция, вслед за реформами проводились контрреформы, экономический подъём сменялся спадом и т. д.).

Целесообразно предложить учащимся записать перечень критериев прогресса, выдвигавшихся философами в разное время (по ходу объяснения учителя или на основе работы с учебником).

Возможна также работа с текстами «Противоречия прогресса» и «Критерий прогресса» («Дидактические материалы», подтема 21).

Реалии российского общества могут быть затронуты при работе над заданием 3 к параграфу и документом, представленным в нём, или над одним из текстов пособия «Дидактические материалы» («Влияние на российскую цивилизацию территориальных факторов», «Природные условия и особенности российской цивилизации», «Многоликий мир: Запад-Восток», «Евразийский взгляд на российскую цивилизацию»).

Если на втором уроке проводится лабораторное занятие, то названные документы изучаются на нём.

Этап закрепления

На данном этапе урока целесообразно обращение к рубрике «Практические выводы». Можно предложить учащимся прокомментировать их, привлекая изученный материал. В слабо подготовленном классе необходимо дать отдельные пояснения, в частности положения о «чёрно-белых» оценках общественного развития (либо только позитивных, либо только негативных аспектов), трактовок, искажающих события и подводящих к ошибочным решениям.

Уместны постановка и выполнение обобщающих заданий, например:

  1. При рассмотрении исторического процесса употребляют термины «изменение» и «развитие». Являются ли они синонимами? Обоснуйте своё мнение.
  2. Можно ли достичь одновременного прогресса в различных сферах жизни общества? Приведите обоснования своего ответа.

В менее подготовленном классе возможны вопросы, раскрывающие основные понятия темы:

  1. В чём проявляется многообразие современного мира?
  2. В чём состоит единство мира в современных условиях?
  3. В чём суть процесса глобализации? В чём проявляются её противоречия?

По вопросу общественного прогресса и его критериев возможна работа с заданиями 7 и 9 рубрики «Вопросы для самопроверки».

Целесообразно также выполнение нескольких заданий в формате ЕГЭ. Например:

1. Найдите в приведённом списке пути общественного развития. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) дифференциация
2) эволюция
3) мобильность
4) стратификация
5) революция
6) целостность

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальные изменения.
1) Реформа; 2) система; 3) структура; 4) эволюция; 5) спад; 6) революция; 7) подъём.
Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Социальная реформа; 2) реакционные преобразования; 3) социальная революция; 4) социальная динамика; 5) прогрессивные изменения.

4. Найдите в приведённом списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) связаны между собой
3) отражают противоречие между потребностями людей и их возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) охватывают разные стороны жизни людей
6) касаются всех стран мира

Домашнее задание

Учебник, § 3, документ к параграфу, вопросы к документу, вопросы для самопроверки.

Хорошо подготовленным учащимся:

1) привести пример современного производства глобального масштаба;

2) подготовить к обсуждению эссе (на выбор):

— по высказыванию, данному в рубрике «Мысли мудрых»;

— по следующим высказываниям:

«Цивилизованное общество напоминает ребёнка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Д. Томсон);

«Высочайший и священнейший интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простёртое на каждого из его членов» (В. Г. Белинский).

Учащимся, проявившим интерес к теме, рекомендовать материалы пособий:

1) Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. — Гл. II (§ 14, 15).

2) Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. — Гл. IV (§ 36-39).


Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Ю. И. Аверьянов и др.]. — М. : Просвещение, 2014.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *