Современные подходы к пониманию права

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение темы будет способствовать достижению результатов

личностных:

  • осознание ценностных ориентиров и установок, основанных на нормах права;
  • умение выделять правовой аспект поведения;
  • умение соотносить собственные поступки с принятыми правовыми нормами;

метапредметных:

  • умение критически воспринимать и осмысливать различные подходы к пониманию права, формировать на этой основе собственные оценочные суждения;
  • умение определять назначение различных подходов к праву, их специфику и взаимосвязь;
  • способность критически осмысливать специальную информацию из неадаптированных источников;

предметных:

  • усвоение понятий «нормативный подход», «естественно-правовой подход», «позитивное право», «права человека»;
  • усвоение сути различных подходов к пониманию права;
  • представление о взаимосвязи и взаимозависимости естественного и позитивного права;
  • представление о неотъемлемых правах человека;
  • совершенствование умения искать необходимую информацию для характеристики различных подходов к пониманию права.

Задачи занятия:

  • представить многообразие подходов к пониманию права;
  • показать различия нормативного и естественно-правового подходов, достоинства и недостатки каждого из них;
  • охарактеризовать понятия «права человека», «позитивное право»;
  • помочь школьникам осознать ценность естественных неотчуждаемых прав человека;
  • раскрыть характер и значение взаимосвязи естественного и позитивного права.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема открывает цикл занятий, посвященных изучению права в 10 классе. Впервые в рамках курса 10 класса вводятся понятия «право», «закон», «естественное право», «позитивное право», «права человека», «свобода» (как правовое понятие). Знания о них будут расширяться и углубляться по мере освоения всей темы.

Опорой послужат пропедевтические знания, полученные в основной школе, о правах и обязанностях граждан, о роли закона в установлении порядка, справедливости, о границах свободы.

III. Литература и оборудование

Марченко М. М., Дерябина Е. М. Правоведение: учеб. для вузов. — М., 2003. — Гл. I-VII, XI.

Правоведение: учеб. для вузов / отв. ред. Б. И. Пугинский. — М., 2003. — Гл. 2.

Проблемы общей теории права и государства. Учеб. для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М., 2001. — Разд. 3-6.

Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов. — М., 2002. — Гл. 12, 14, 16, 19-21.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Комбинированные уроки, сочетающие объяснения учителя, самостоятельную работу класса с учебником и беседу в классе.

2-й вариант. 1-й час: школьная лекция, в которой учитель раскрывает основные положения темы. 2-й час: самостоятельная работа учащихся с учебником, вопросами и заданиями к тексту урока, а также с текстом документа.

Ход занятия

Мотпивационный этап

Первые два вопроса, поставленные перед текстом параграфа, мобилизуют накопленные знания и вместе с тем обозначают проблему, решить которую учащиеся смогут в ходе изучения параграфа. Третий вопрос может стать основой дискуссии, а сделать выводы поможет изучение третьего раздела параграфа.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Особенность нормативного подхода к праву.
  2. Естественно-правовой подход к праву.
  3. Взаимосвязь естественного и позитивного права.

1-2. В достаточно подготовленном классе можно организовать самостоятельную работу по изучению первой и второй позиций плана параллельно, разделив класс на две группы.

Первой группе предлагается проработать по учебнику раздел «Нормативный подход к праву» и подготовить ответы на вопросы: 1) В чём суть нормативного подхода к праву? 2) Каковы достоинства этого подхода? 3) Почему нормативный подход привлекателен с практической точки зрения? 4) Почему в науке нет однозначной оценки нормативного подхода?

Вторая группа изучает текст о естественно-правовом подходе к праву (до раздела «Взаимосвязь естественного и позитивного права»). Важно сосредоточить внимание учащихся на вопросе становления естественного права в качестве государственно-правовой реальности. Группе предлагается обдумать вопросы: 1) Каковы наиболее типичные черты естественного права? 2) Какими путями естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность? 3) Почему естественное право становится важнейшей духовной основой демократических преобразований? 4) Почему только права человека могут определить границу его свободы?

После выполнения заданий каждая группа, опираясь на текст параграфа, делает сообщения (лучше, чтобы на вопросы отвечали разные ученики). При обсуждении рекомендуем заострить внимание на том, почему нормативный подход привлекателен с практической точки зрения. При необходимости учитель может разъяснить, что для правоприменителей — юристов, судей, прокуроров, полиции, а также для рядовых граждан решающее значение имеет единое понимание права — законов, подзаконных актов, заключающих в себе строго определённую юридическую норму. И у правоприменителей, и у граждан должна быть полная определённость в том, к каким источникам следует обращаться для принятия правильного решения. Следует заметить, что право вообще утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою особую роль по стабилизации и упорядочению общественных отношений, если бы понималось всеми по-разному. Чёткость и определённость в понимании права служат началом порядка в обществе.

В ходе обсуждения учитель может указать на проявившуюся в современном мире объективную тенденцию к единообразию в понимании права, и это несмотря на то, что в разных странах исторически складывалась своя система права. Не случайно в наши дни при переезде из страны в страну граждане достаточно быстро адаптируются к жизни именно в тех случаях, когда между странами существует общность в понимании права (см. подробнее: Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. — М. 2010. — С. 111 — 115, 119-120).

Обсуждение подготовит класс к восприятию сообщений о естественно-правовом подходе, которые сделает вторая группа. Здесь также есть несколько моментов, на которых советуем остановиться. Так, при обсуждении первого вопроса рекомендуем спросить учащихся, как они понимают формулировку «государственно-правовая (юридическая) реальность». Важно чётко уяснить, что включение идей естественного права в государственные документы (прежде всего в конституцию) — это новый этап в его эволюции: идеи воплощаются в юридические нормы и тем самым обретают реальную силу — общеобязательность, формальную определённость, обеспеченность государственным принуждением.

Другой важный момент обсуждения: необходимо продумать само понятие «права человека», которое основательно раскрыто в учебнике. Советуем поработать над формулировкой «нормативно оформленные особенности бытия личности». Учащиеся знают понятия «норма» и «нормативность» и, следовательно, понимают, что права человека — это общеобязательные правила (нормы) поведения. Поэтому можно предложить классу подумать над вопросом: какова роль правовых норм во всём многообразии бытия, жизни человека?

В поисках ответа важно подчеркнуть, что нормы выражают меру свободы личности — указывают границы возможностей, данных человеку от рождения, причём указывают чётко, точно, даже жёстко. С помощью норм функционирование людей приобретает упорядоченный характер. Посредством норм человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом и государством. Вот почему правовые нормы служат необходимым условием существования человека в социуме. (См. подробнее: Права человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. — М., 2004).

Для закрепления рекомендуем привлечь фрагмент из работы С. С. Алексеева (с. 182). Чтобы ответить на третий вопрос к документу, необходимо вновь обратиться к тексту второго раздела параграфа и отыскать необходимые аргументы. В результате обсуждения важно отметить, что наиболее значительным завоеванием гуманистической мысли является «открытие» прав человека.

В менее подготовленном классе последовательно прорабатываются первый и второй пункты плана. Учитель может сам объяснить материал или сочетать объяснение и самостоятельную работу класса над отдельными фрагментами параграфа. Но в любом случае следует закрепить изученное путём обсуждения вопросов, на основе которых строилась работа в группах.

3. Для изучения третьего пункта плана класс с сильным составом может продолжить самостоятельную работу с учебником. Ученикам предлагается подготовить ответы на вопросы: 1) Почему именно качество закона является основным требованием к позитивному праву? 2) Почему в современном праве идёт процесс сближения естественного и позитивного права? 3) Почему свобода не может быть безграничной? Как определяются границы свободы? 4) Как вы понимаете смысл высказывания Б. Н. Чичерина о том, что свобода только тогда становится правом, когда она признаётся законом?

В ходе обсуждения первого вопроса рекомендуем выяснить, какой смысл вкладывают учащиеся в формулировку «качество закона». Валено уяснить, что это качество определяется содержанием закона (отвечающим потребностям общества) и формой его изложения (чёткостью, ясностью языка, исключающей двусмысленность понимания текста). Главнейшим показателем качества закона служит отношение к ценностям естественного права: если закон не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей или, иначе говоря, не закрепляет те или иные права человека, такой закон нельзя считать правовым.

При обсуждении высказывания Б. Н. Чичерина можно спросить учащихся, почему автор ставит свободу в зависимость от закона. Вопрос поможет классу объяснить взаимосвязь естественного и позитивного права. Если фундаментальная роль естественного права в том, что оно отражает прирождённые права человека, то закон (позитивное право) даёт им силу общеобязательной, охраняемой государством нормы. Желанная свобода людей обретает реальную силу.

Взаимосвязь естественного и позитивного права вовсе не означает, что естественное право перестаёт им быть. Это необходимо подчеркнуть. В том-то и состоит достоинство естественного права, что, будучи явлением объективным, оно остаётся им всегда, постоянно питает позитивное право идеями гуманизма, свободы, справедливости.

В менее подготовленном классе можно сочетать объяснение учителя и самостоятельное прочтение учащимися фрагмента, в котором приведён пример судебного дела, описанный С. С. Алексеевым. Затем проводится беседа по вопросам, которые приведены выше.

Этап закрепления

Закреплению изученного будет способствовать обращение к практическим выводам. Советуем поразмышлять о личной ответственности человека, наделённого правами: почему знание о прирождённых правах человека накладывает ответственность на каждого из нас? Вопрос поможет сделать выводы о необходимости выработки убеждения в том, что обладание правами обусловливает целый ряд обязанностей: необходимо научиться правильно распоряжаться своими правами, уметь соблюдать и защищать их, уважать такие же права другого.

Домашнее задание

Учебник, § 17. Заинтересованным учащимся прочитать статью «Нормативизм» в «Юридической энциклопедии» (www.paravoteca.ru/enc/Нормативизм) и подготовить сообщение о сути теории нормативизма и её создателе Г. Хельзене.


Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Ю. И. Аверьянов и др.]. — М. : Просвещение, 2014.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *