Мораль

  1. I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов личностных:

  • осознание важности моральных факторов в жизнедеятельности общества и личности;
  • навыки грамотного обсуждения проблем нравственного сознания и нравственного поведения;
  • позиция социально обоснованной оценки нравственных ситуаций и коллизий во взаимоотношениях со сверстниками в учебном коллективе, в неформальных отношениях, а также с родителями и старшими;
  • понимание связей между моралью и другими формами общественного сознания, роли морали в истории и на современном этапе общественной жизни;

метапредметных:

  • навыки рефлексии структурных особенностей морали, её рациональных и эмоциональных проявлений;
  • умение уверенно пользоваться основными нравственными категориями и приводить примеры их проявлений;
  • позиция аргументированной оценки нравственно-этических ситуаций и моральных оснований поступков;
  • установка на понимание иной точки зрения и объективную оценку моральных мотиваций окружающих;
  • умение сравнивать источники социальной информации, различные признаки теоретических понятий, выявлять существенные признаки каждого из них, их сходство и различия и на этой основе давать свою характеристику основных признаков морали;

предметных:

  • знание основных исторических этапов в развитии нравственного сознания человечества;
  • уяснение смыслового различия понятий «мораль», «нравственность», «этика», «долг», «нравственный императив», «смысл жизни», «нравственный идеал»;
  • умение приводить примеры нравственных коллизий и обоснованно формулировать свою позицию по отношению к ним;
  • навыки работы с информацией в таблицах.

Задачи занятия:

  • раскрыть роль морали как ядра нормативно-ценностной системы общества;
  • показать особенности морального регулирования в различных социально-исторических условиях;
  • представить мораль как важнейший элемент человеческой духовности;
  • показать особенности морального регулирования в условиях социально неоднородного общества;
  • раскрыть истоки и причины возникновения морали в обществе.
  1. II. Место темы в системе учебных занятий

Тема занятия занимает центральное положение в учебном курсе. Она тесно связана с темами предыдущих занятий, в ходе которых получили освещение и были усвоены учащимися аспектные проблемы морали как одной из культурных форм; роль норм морали в формировании модели «должного поведения» и проблема свободы; роль нравственных ценностей в духовной культуре, категории «добро» и «зло». Особенно тесной является связь темы «Мораль» с темой предыдущего занятия «Духовный мир личности». Это позволяет осуществлять широкий спектр внутрипред-метных (сущность человека, проблемы свободы, нормы культуры, ценности образования, экологическое право, особенности массовой культуры, научной этики и др.) и межпредметных (глобальные проблемы, роль литературы в формировании нравственных идеалов, этика предпринимательской деятельности и др.) связей.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Попкова Н. В. Введение в этику. — М., 2011.

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. — М., 2007.

Гусейнов А. А. Понятие морали // Этическая мысль. Вып. IV. — М., 2003.

Усанина И. В. Вопросы морали на уроках обществознания в 9 классе // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2012. — № 2.

Оборудование

Карточки с индивидуальными заданиями (перечень определений морали для сравнительного анализа; моральные принципы Б. Франклина), классная доска (таблица «Нормативно-ценностная система общества»).

  1. IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Уроки носят комбинированный характер: сочетают объяснение учителя, эвристическую беседу, работу с текстом учебника и выполнение творческих заданий. 1-й час: рассматриваются проблемы происхождения морали, её сущностные особенности и функции (пункты 1, 2 плана). 2-й час: учащиеся изучают специфику функционирования моральных норм и в порядке закрепления нового материала выполняют задание по выявлению моральных качеств современного человека (пункты 3, 4).

2-й вариант. 1-й час: учащиеся знакомятся с основным содержанием темы (§ 12). 2-й час: проводится работа с документом к параграфу и практическими выводами.

Ход занятия Мотивационный этап

Отметив, что в этике — науке о морали — до сих пор ещё не сложилось единого толкования понятия «мораль», учащимся предлагается для ознакомления несколько определений, содержащихся в размноженном для них материале:

  • мораль есть сфера поступков человека, его позиции как системы главных и относительно постоянных отношений к миру, к людям и к себе;
  • мораль — система воззрений на жизненное назначение челЬвека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни;
  • мораль — это прежде всего определённого роДа ценности и соответствующие им требования, направленные на гармонизацию различных интересов, а также решения и действия, оцениваемые под углом зрения этих ценностей и требований.

Учащимся необходимо сравнить данные определения, выявить существенные признаки каждого из них, установить их сходство и различия и на этой основе попытаться сформулировать свою характеристику существенных признаков морали.

Этап изучения нового материала План изучения нового материала

  1. Мораль: испытание историей.
  2. Сущностные особенности морали.
  3. Тайна моральной нормы.
  4. Искусство нравственного совершенствования.
  5. Занятие проводится с опорой на уже известный учащимся морально-этический материал и знания из курса истории. Им предлагается обратиться к таблице «Социальные институты» параграфа «Общество как сложная система». Почему мораль, в отличие от религии и права, не располагает социальным институтом? В чём заключается сила воздействия средств морали на людей? Как она взаимодействует с такими социальными институтами, как полиция, суд, прокуратура?

В ходе обсуждения ставится ряд вопросов. (Например: каковы средства воздействия морали на людей в случае их отступления от нормы? Как люди в различные исторические периоды переживали оскорбления и клевету в свой адрес? Как расценивали предательство? Как реагировали на презрение окружающих? Как воспринимали нарушение данного обещания и другие проявления девиантного поведения?) Учащиеся подводятся к мысли, что мораль является инстанцией суверенности (т. е. автономности) индивида, осознанно действующего в обществе. Происхождение морали освещено в параграфе с достаточной полнотой. Целесообразно акцентировать внимание учащихся на том, что в истории человечества мораль, религия и право развивались в тесном взаимодействии.

Учитель зачитывает сокращённый вариант датируемого XXV в. до н. э. наставления древнешумерского мудреца Шуру паку:

Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой… не пренебрегай…

Что скажу я, не переступай.

Всемогущи наставления отцов, будь им послушен…

Не ручайся — да не будешь зависим…

Не кради — себя не губи.

В дом не врывайся, на жито чужое не зарься,

Вор-то — лев, а схватил его — раб.

Дитя моё, не соверши убийства!

С молодицей замужнею не болтай, злословье всесильно…

Слово не нарушай, твоё слово — основа…

Краденым не прельщайся,

Много прибыли не получишь…

Пути чёрного не избирай, добро его — злое…

Дитя моё, тогда и перед злым человеком ты устоишь…

Слов матери твоей и бога-хранителя твоего не оспаривай…

К совету отца да будь внимателен…

(Правовая мысль Древней Месопотамии // Антология мировой правовой мысли. — Т. 1. — М., 1999. — С. 43-44)

Учащимся необходимо ответить на ряд вопросов: почему текст, созданный 27 веков назад, звучит так современно? С какими памятниками мировой культуры его можно сравнить? При этом уместно отметить, что данный текст гораздо старше не только законов Моисеевых (примерно XII-X вв. до н. э.) с их Декалогом, но и законов Хаммурапи (XV в. до н. э.). Напомнив учащимся Десять заповедей, полученных Моисеем от Бога, учитель предлагает сравнить содержание двух исторических типов моральных заповедей. Можно упомянуть также в этом контексте знаменитый памятник отечественной культуры — «Поучение» Владимира Мономаха, включив его в канву обсуждения. Вполне логично спросить у учащихся: в чём совпадает содержание названных текстов? По каким основаниям можно различать их? Наконец, почему обращения отца к сыну (шумерский текст), Бога к «возлюбленному им народу» — евреям и завещание IV Н Ух О Ух Владимира политическим наследникам очень похожи в своих основных рекомендациях и запретах?

Таблица (с. 114-115) предлагает динамику системы морального регулирования.

Мораль в контексте всемирной истории

Тип общества Первобытное общество Традиционное общество Индустриальное общество
Интегрирующее основание общества Ритуал, обычай, категорические требования группы Сословные традиции Идеол рацио станд
Состояние производственных и хозяйственных

связей; основные типы

объединений

в экономической

сфере

Неразвитость

хозяйственной

деятельности

(охота,

собирательство);

род, община

Застойность,

рутинность;

сельская община,

цехи, гильдии,

мануфактура,

торговые

объединения

Динам

подви

завод

фирм

ферме

отрасл

коопе

Приблизительная количественная характеристика

социума.

Характеристика

социальных

связей

Несколько сот членов рода. Общность как единое целое; господство принципа «Делай, как я» Несколько

сот тысяч.

Сплочённость,

неформальные

связи,

типичные виды

деятельности,

господство

наследуемого

опыта

Неско

милли

Индив

форма

отчуж

новато

конку

Особенности

морального

регулирования

Система запретов (табу), принцип талиона (кровная месть) Единство моральных норм, моральный закон верховенства общего блага Рацио

ценно

релят

(неуст

разноо

морал

станда

Базовые ценности Узы родства Коллективный успех,

благородство происхождения

Свобо профе успех матер благоп

По усмотрению учителя работа с таблицей ведётся по логике отдельных сквозных линий.

Учитель отмечает, что появление каждого нового типа морального регулирования не отбрасывало окончательно предшествующего, а ограничивало сферу его действия, определяя его применимость к новым вызовам. Поэтому, например, в информационном обществе в контексте этического плюрализма важную роль играют личностный успех, самореализация наряду с фундаментальными ценностями традиционного и индустриального обществ и общечеловеческими ценностями.

  1. Понятие «моральное сознание», известное по предыдущему занятию, помогает более глубокому осмыслению феномена морали. В моральном сознании принято различать этику добродетелей и нормативную этику. Этика добродетелей опирается на эмоционально-психологическую составляющую морали. Поэтому в морали, наряду с принципами и нормами, важную роль играют нравственные чувства (учащиеся вполне могут справиться с их перечислением), тем более что моральное сознание начинается с оценки: нравственный (безнравственный), моральный (аморальный), порядочный (непорядочный), добродетельный (порочный) и др. Учитель отмечает, что все люди вовлечены в процесс морального оценивания, осуждения, одобрения, порицания. И никому не дано избежать этого суда: нас оценивают, и мы оцениваем. Возникает двойственность критериев оценки: формируются понятия добра и зла. Под влиянием этой двойственности и происходит столкновение различных точек зрения. Чтобы моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, сострадания, милосердия воспринимались не как отвлечённые, абстрактные, а как подлинные ценности, связанные с реальной жизнью, необходимо обратиться к нравственному опыту лучших известных людей и личному опыту старшеклассников.

Вполне уместно задать учащимся вопрос: кого можно считать нравственным человеком? Затем предложить сопоставить понятия «хороший человек» и «нравственный человек». Почему один и тот же человек или поступок может по-разному оцениваться различными людьми?

С помощью парных понятий-оппозиций «честное (справедливое) — нечестное (несправедливое)» можно выразить своё личное убеждение в том, что долг выполнен или не выполнен, что данный поступок носит нравственный (или безнравственный) характер, что человек в конкретном случае проявил себя как личность большего или меньшего морального качества (достоинства). А такие понятия, как «достойное — недостойное», помогают выявить весьма тонкий оттенок человеческих качеств, когда в результате поступка вред никому и не может быть причинён, и тем не менее совершивший этот поступок «теряет лицо».

Но мораль и не требует безупречных поступков. Она одобряет поступки добродетельные, справедливые, направленные в результате свободного выбора на утверждение согласия в межличностном и социокультурном взаимодействии.

В контексте обсуждения структурных особенностей нравственного сознания логично показать роль нравственных норм; они одновременно и идеальные образования, и их воплощения в реальной жизни. При этом важно провести мысль о том, что без связи с идеалом норма лишена нравственного содержания и носит сугубо формальный характер.

Основная сложность в раскрытии моральных ценностей как основных духовных скреп общества связана со значительными расхождениями теории морали с реалиями жизни — резким падением уровня нравственности, повсеместными нарушениями нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, массовой культуре. Целесообразно говорить о назревших проблемах в обществе и приводить примеры. Тревожна картина обострения взаимоотношений между поколениями. Социологические исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых молодыми людьми, связана с их ориентацией на свои групповые нормы, которые находятся в противоречии с общественными.

Правомерен вопрос: может ли школа оказать реальное влияние на улучшение нравов в обществе? Прокомментировав несколько предложений, педагог выдвигает встречное: а что, если обязательным условием поступления в вуз станет представление молодыми людьми характеристик своего поведения в школе, гимназии, колледже? Целесообразно поинтересоваться: нужны ли правовые механизмы защиты общественной морали? Обсуждение взаимодействия морали с другими формами культуры желательно построить на выяснении вопросов: почему моральные требования могут по форме совпадать с религиозными предписаниями и правовыми нормами? Может ли мораль выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т. д.)? (Вопрос из рубрики «Вопросы для самопроверки».)

Полезно завершить эту часть обсуждения темы мини-дискуссией. Учащимся раздаются карточки с описанием гипотетического портрета современного молодого человека: «уверенный в себе, стремящийся к хорошо оплачиваемой работе, отвечающей его интересам, предприимчивый, успешный, считающий конкурентоспособность, образованность, эрудицию, познание и творчество средствами для достижения успеха в жизни, признающий эффективность, настойчивость и рационализм, ценящий жизнь, здоровье, семью, самостоятельность и независимость, осознающий необходимость коммуникабельности, умения наладить отношения и отрицающий авторитаризм».

Учащимся предлагается прокомментировать текст со своих нравственно-мировоззренческих позиций.

  1. После определения моральной нормы как формы нрав ственного требования к должному поведению человека на осно ве текста раздела параграфа «Устойчивость и изменчивость моральных норм» можно обсудить ряд принципиальных по зиций: является ли моральная норма продуктом творчества людей или дана свыше? Каким требованиям отвечает новая нравственная норма, чтобы претендовать на статус общеобя зательной? Каков механизм утверждения новой нормы в нравственном сознании на личностном и групповом уровнях?

Ни один из предложенных вопросов не имеет однозначного ответа. Говоря, что сами люди своим поведением, своими поступками создают те или иные правила поведения, учитель акцентирует их относительность, произвольный, а подчас и противоречивый характер. Учащиеся могут быстро найти ответ на второй вопрос («прочно войти в сознание людей»), но ответ будет также неполным. Учёные доказали, что моральные нормы порождены не сознанием, а деятельностью. Поэтому индивидуальное сознание воспринимает эту норму как освоенный внешний элемент объективной реальности, т. е. как идеальную объективную реальность.

Для большей убедительности приводится известный пример с деньгами. Всеобщность природы денег должна быть признана общественным мнением или учреждена государственным декретом. Моральная норма имеет ту же природу — признания общественным мнением.

На уровне всеобщего признания моральные нормы уже не нуждаются в подтверждении своей всеобщности: человек своей приверженностью к этим моральным нормам подтверждает лишь то, что он человек.

Самоценность моральной нормы раскрывается через выяснение отношения учащихся к вопросу: почему мы должны соблюдать нормы нравственности?

  1. Завершающую часть занятия целесообразно посвятить закреплению нового материала и формированию навыка уча щихся использовать полученные знания на практике. Под чёркивается, что в моральной практике значимы взаим ность в человеческих отношениях и стремление к их со вершенствованию.

После этого учащиеся знакомятся с нравственной программой Бенджамина Франклина — одного из выдающихся моралистов. Каждому из учащихся вручается карточка с перечнем добродетелей, которые способствовали нравственному становлению Франклина. Задание сводится к тому, что под каждой из тринадцати добродетелей учащийся лаконично записывает своё толкование её смысла. По окончании работы производится сопоставление смыслов, выраженных учащимися, с теми, которые придавал добродетелям сам Франклин. (Возможен другой вариант задания: учащимся предлагается, руководствуясь своими морально-этическими представлениями, выделить из предложенного списка наиболее значимые для современного человека качества с последующим обоснованием выбора.)

Вот названия добродетелей с их наставлениями:

  1. Умеренность. Не ешь до отупения, не пей до опьянения.
  2. Молчаливость. Говори только то, что может послужить на пользу тебе или другому.
  3. Любовь к порядку. Пусть для каждой твоей вещи будет своё место; пусть для каждого твоего дела будет своё время.
  4. Решительность. Решай делать то, что должно, а то, что решил, выполняй неуклонно.
  5. Бережливость. Трать деньги только на то, что приносит пользу другим или тебе самому, т. е. не будь расточительным.
  6. Трудолюбие. Не теряй времени попусту; будь всегда занят чем-то полезным; отменяй все необязательные дела.
  7. Искренность. Не прибегай к пагубному обману: пусть мысли твои будут невинны и справедливы, а если говоришь, то пусть такими же будут и слова.
  8. Справедливость. Никогда не обижай людей, причиняя им зло или не делая добра, как велит долг.
  9. Сдержанность. Избегай крайности; сдерживай, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливости.
  1. Чистоплотность. Держи своё тело в чистоте; соблюдай опрятность в одежде и в жилище.
  2. Спокойствие. Не волнуйся по пустякам и по поводу обычных или неизбежных событий.
  3. Целомудрие. Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или продления рода; не допускай, чтобы она привела тебя к отупению или к слабости, лишила душевного покоя, бросила тень на доброе имя твоё или на чьё-либо ещё.
  4. Смирение. Следуй примеру Иисуса и Сократа.

Отмечается, что участие в работе над заданием помогло каждому лучше понять себя и задуматься над тем, что выполнение этих очень простых на первый взгляд правил позволит на практике становиться подлинно нравственными.

Домашнее задание

Учебник, § 12. Вопросы для самопроверки.

Заполнить часть таблицы «Нормативно-ценностная система общества» (мораль).

Написать (по выбору) эссе «Как я понимаю мораль» или реферат «Нравственность — это Правда» (по рассказам В. М. Шукшина «Горе», «Обида», «Критики»).

Дополнительное задание для желающих: опишите известный вам нравственный поступок, совершённый в вашем городе (районе, посёлке) в последние два-три года, затронувший ваши нравственные чувства.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *