Глобальная угроза международного терроризма

  1. I. Требования к результатам изучения темы

Изучение темы вносит вклад в достижение результатов личностных:

—    сформированность гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества;

метапредметных:

  • способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;
  • сформированность таких универсальных познавательных действий, как работа с научными понятиями, переработка и структурирование информации;

предметных:

—    сформированность представлений об основных тенден циях и возможных перспективах развития мирового сообще ства в глобальном мире.

Задачи занятия:

  • раскрыть существенные признаки понятий «террор» и «терроризм»;
  • разъяснить связь глобализации и международного терроризма;
  • охарактеризовать направления противодействия международному терроризму.
  1. II. Место темы в системе учебных занятий

Данный урок тесно связан с предшествующим. В нём раскрывается одна из важнейших угроз для современного общества — между народный терроризм. При изучении темы следует учитывать перспективу раскрытия проблем терроризма в последующем содержании курса: в 10 классе будут рассмотрены правовые аспекты борьбы с терроризмом; в 11 классе терроризм рассматривается как один из аспектов проблемы политического поведения и в контексте совокупности глобальных проблем современности.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — С. 109-113.

Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. Профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, К. Г. Холодковского. — М., 2013. — § 38 «Сетевые структуры в современной мировой политике».

Обществознание. Практикум. 11 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. — М., 2010. — § 38.

Яковлев А. Ю. И вновь о терроризме: ещё одна попытка найти его дефиницию // Социально-гуманитарные знания. — 2012. — № 4.

Оборудование

Фрагменты из работ М. Кастельса, М. П. Требина, Е. А. Ро-говского, указанные ниже.

  1. IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Три комбинированных урока, 1-й час: рассмотрение первых двух из четырёх пунктов плана. 2-й и 3-й часы: изучение двух оставшихся.

2-й вариант. 1-й час: школьная лекция по всей теме. 2-й час: лабораторная работа с источниками. 3-й час: выполнение и обсуждение заданий для самостоятельной работы, а также беседа на основе вопросов для самопроверки.

Ход занятия

Мотивационный этап

Целесообразно поставить вопросы о позитивных и негативных последствиях глобализации, что позволит раскрыть связь международного терроризма с глобализацией. Необходимо также предложить учащимся назвать известные им террористические акты, имевшие место в XXI в. Это даст возможность обозначить основную проблему, которая должна быть рассмотрена на уроке.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Понятие международного терроризма.
  2. Глобализация и международный терроризм.
  3. Идейные основы международного терроризма.
  4. Противодействие международному терроризму.

Объяснение темы учителем сочетается с обращением к учебнику и беседой по изучаемому содержанию.

  1. При раскрытии основных понятий следует иметь в виду, что в научной литературе существует точка зрения, согласно которой террор присущ политическим силам, находящимся у власти. Они опираются на государственные структуры и репрессивный аппарат подавления — армию, различные спецслужбы и пр. Иными словами, террор может осуществляться властью, которая объективно является более сильной стороной в конфликте. Терроризм же в такой трактовке характерен для оппозиционных сил, объективно являющихся более слабой стороной. В связи с таким пониманием можно напомнить учащимся некоторые знакомые им из курса истории России факты, например связанные с деятельностью «Народной воли».

Ответ на вопрос о различии понятий «террор» и «терроризм», поставленный в начале параграфа, следует корректировать с учётом того, что наиболее распространённым является рассмотрение понятия «терроризм» как производного от понятия «террор». В изучаемом на данном уроке параграфе учебника представлен именно этот подход. Имеющееся различие между этими понятиями заключается в отражении функционального аспекта: слово «террор» обозначает выражение крайнего метода применения насилия как явления, «терроризм» же — сам процесс применения этого метода, т. е. его функциональная составляющая.

В международных документах существует и такое определение: терроризм — это противоправное уголовно наказуемое деяние, совершённое в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде:

  • насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц;
  • уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей;
  • причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
  • посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля с целью прекращения его политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
  • нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, на лиц, пользующихся международной защитой;
  • иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с международным терроризмом.

Целесообразно организовать работу учащихся с рубрикой учебника «Международный терроризм. Понятие и признаки», предложив задания и вопрос: 1) Опираясь на определение терроризма, данное в Законе «О противодействии терроризму», выделите основные признаки понятия «терроризм». 2) В чём сходство и различия между террористическими организациями и национально-освободительными движениями? 3) Приведите известные вам факты террористической деятельности, имевшие место в последнее время.

  1. В наше время терроризм отразил реальности глобализации. Это явление, затрагивающее всё мировое сообщество. Важнейшая его особенность — наличие сетей неправительственных структур, охватывающих многие страны. Целесообразно, разъясняя тему, опираться на такое определение: «Сети представляют собой самоорганизующиеся полицентричные структуры, ориентированные на решение конкретных задач и состоящие из автономных, иногда временных, групп. Для них характерны децентрализация власти и ответственности, а также преобладание горизонтальных (а не вертикальных, иерархических) внутренних связей отдельных составляющих их сегментов. Сети — открытые структуры. Они способны к расширению путём включения в себя новых узлов, если те решают аналогичные задачи и исповедуют сходные ценности». Транснациональные террористические организации имеют сетевой характер.

Благодаря созданию глобальных компьютеризированных финансовых сетей, позволяющих за считанные минуты перебрасывать огромные суммы в любой район мира, проводя их через десятки различных счетов, отмывание криминальных денег, как и финансирование деятельности международных террористических организаций, становится относительно безопасной и весьма прибыльной операцией. Отследить деятельность финансового криминала, дестабилизирующую мировую экономику, особенно если она осуществляется через транснациональные банки и офшорные зоны, крайне сложно. Кроме того, международный терроризм, как и иные формы нелегальной деятельности, негласно поддерживается правящими кругами и спецслужбами ряда государств. Наконец, нельзя исключить, что связи с международным терроризмом, как и с криминалитетом, для определённых правительственных кругов во многих слаборазвитых странах выгодны по меркантильным соображениям: они обеспечивают определённые возможности доступа к нелегальным финансовым потокам, позволяют использовать боевиков в собственных целях и т. д.

Возможный вариант работы — обращение к тексту учебника (второй раздел параграфа), позволяющему рассмотреть вопросы: под влиянием каких факторов терроризм становится международным? Как вы понимаете каждую из названных в тексте новых форм международного терроризма?

  1. Третий пункт плана предполагает рассмотрение идеологического обоснования террористической деятельности. Соответствующий раздел параграфа учащиеся могут изучить самостоятельно. Необходимо при этом уточнить понимание ими терминов «экстремизм», «радикализм», «фундаментализм». Помогая учащимся усвоить основные положения этой подтемы, следует учитывать, что механизм вовлечения людей в террористическую деятельность изучен недостаточно, хотя этой проблеме посвящен ряд научных работ. Среди них исследование российских учёных А. С. Радилова, М. Ф. Цимбала «Технологии манипулирования сознанием и вовлечение в терроросреду» (Общественные науки и современность. — 2012. — № 4). Проведённый авторами анализ позволил утверждать, что, во-первых, в настоящее время ненависть, месть и подобные им категории могут становиться основой для восстановления идентичности людей, которую, по их ощущению, разрушают современная культурная ситуация, тенденции глобализма и пр. В этой связи представляется необходимым ещё раз подчеркнуть, что тер-роросреда, потенциально способная восстановить разрушенную идентичность индивида, всегда будет оставаться привлекательной для тех, кто стремится к такому восстановлению. Во-вторых, имеют место практики «обучения ненависти», осуществляемые путём манипулирования сознанием: фабрикации фактов и повторения бездоказательных утверждений, обращенных к эмоциям реципиента. Содержание пропагандистских материалов, представленных на экстремистских интернет-сайтах, даёт также основание утверждать, что принятая в терроросреде практика манипулирования охотно использует религиозную аргументацию для преодоления наиболее жёстких социальных запретов. Соответствующим образом построенная апелляция к религии освобождает террориста от чувства греха и комплекса вины, убеждает его в своей правоте и, как следствие, лишает его преступное деяние негативной окраски в собственных глазах. Конечно, стремление мстить врагу, уничтожая его физически, может формироваться не только через .манипуляции с психикой. К возникновению таких намерений могут привести и какие-то неприглядные реалии современной жизни, и неадекватные персональные представления о справедливости, и культурологические мотивы. Однако для лица, подвергнувшегося воздействию манипуляций, социальный запрет на убийство редуцируется в максимальной степени. В ситуации суицидального теракта имеет место воздействие ещё одного фактора — стремления пожертвовать собой во имя уничтожения ненавистного врага.
  1. Четвёртый пункт плана может быть .рассмотрен на основе текста параграфа. При этом следует учитывать, что учащимся в дальнейшем предстоит изучать параграф, характеризующий правовые аспекты борьбы с терроризмом.

При рассмотрении данного вопроса необходимо исходить из того, что международный терроризм является глобальной проблемой, и поэтому, как считают российские учёные, разработка методов борьбы с ним требует комплексного подхода. Основными в этом плане признаются два направления:

1) борьба против собственно терроризма (против негосударственной сетевой структуры — с использованием в основном спецсиловых, военно-полицейских и уголовно-правовых средств; против содействующих терроризму государств — с использованием желательно международно-правовых, но при необходимости и иных средств);

2) преодоление порождающих терроризм причин, что предполагает долгую и осуществляемую в глобальных масштабах борьбу против отсталости, бедности — борьбу за техническую, экономическую и социальную модернизацию в подавляющем большинстве стран мира (см.: Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. — М., 2002. — С. 106-114).

Организуется работа с документами. Возможные варианты работы: изучение по усмотрению учителя одного из трёх документов, текст которого раздаётся учащимся.

  1. Фрагмент из работы М. Кастельса о сетевых структурах. (Текст, а также вопросы и задания к нему учитель найдёт в указанном выше учебнике «Обществознание» профильного уровня на с. 417-418).
  2. Фрагмент о сетевых структурах в мировой политике из работы российского исследователя М. П. Требина. (Текст, вопросы и задания к нему учитель найдёт в практикуме по обществознанию профильного уровня на с. 151 -152.)
  3. Фрагмент работы российского исследователя Е. А. Ро-говского о кибертерроризме.

«Можно выделить два вида кибертерроризма:

  • непосредственное совершение террористических действий с помощью компьютеров и компьютерных сетей;
  • использование киберпространства террористическими группами в организационно-коммуникационных целях и с целью шантажа, но не для непосредственного совершения терактов…

Первый вид соответствует объединению понятий «киберпро-странство» и «терроризм» и представляет собой умышленную атаку на компьютеры, компьютерные программы, компьютерные сети или обрабатываемую ими информацию, создающую опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Например, перехват управления военным или инфраструктурным объектом в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти путём угрозы осуществления аварии (катастрофы)… К первому виду кибертерроризма примыкают все осуществляемые с помощью Интернета так называемые информационные правонарушения против конституции (антиконституционные призывы, угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина, распространение устрашающих слухов, угрозы информационному обеспечению государственной политики и др.).

Второй вид кибертерроризма — использование информационного пространства террористическими группами в организационно-коммуникационных целях (но не для непосредственного совершения терактов), проведение теоретического, военного, теологического обучения и пропаганды, а также рекрутирование новых членов и обеспечение связи между отдельными ячейками. Существует несколько способов, с помощью которых террористические группы используют Интернет в своих целях:

  • сбор информации, необходимой для планирования терактов;
  • сбор денег для поддержки террористических движений (в том числе путём вымогательства и шантажа);
  • распространение агитационно-пропагандистской информации о террористических движениях, их целях и задачах, намеченных действиях, формах протеста, обращение к массовой аудитории с сообщениями о признании своей ответственности за совершённые террористические акты и т. п.;
  • информационно-психологическое воздействие на население с целью шантажа, создания паники, распространения дезинформации и тревожных слухов;
  • организационная деятельность: например, размещение в открытом доступе и рассылка открытых и зашифрованных инструкций (информации о взрывчатых веществах и взрывных устройствах, ядах, отравляющих газах, а также инструкций по их самостоятельному изготовлению), сообщений о времени встреч заинтересованных людей и пр.;
  • анонимное привлечение к террористической деятельности соучастников, например хакеров и представителей бизнеса, оказывающих различные информационные услуги на коммерческой основе и не отдающих себе отчёта в том, кто и почему эти услуги оплачивает;
  • возрастающие технологические возможности применения коммуникационных технологий для планирования и координации своих действий, что создаёт основу для перехода к менее чётким организационным структурам, расширения потенциала малых террористических групп, намеренных осуществлять свои операции децентрализованно» (Общественные науки и современность. — — № 4. — С. 133-134).

Вопросы к тексту: 1. В чём различие двух видов терроризма, характеризуемых в документе? 2. В чём заключаются угрозы кибертерроризма, относящиеся к первому их виду? Как им противодействовать? 3. Какой из способов использования Интернета террористическими группами вы считаете наиболее опасным? Почему? 4. Каковы возможности противостояния рядового гражданина второму виду кибертерроризма?

Содержание темы целесообразно раскрывать на примерах событий, происходивших в России.

Этап закрепления

Завершая изучение темы, можно организовать обсуждение в классе заданий 1 и 2 к данному параграфу и провести беседу по вопросам для самопроверки.

Домашнее задание

Предлагается изучить параграф, проверить себя по вопросам к нему, а также выполнить задания для самостоятельной работы.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *