Возникновение земледелия и скотоводства

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие — величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей; продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 4.

КАРТОЧКА № 4

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?»

Для этого вспомни:

— Как была найдена впервые пещерная живопись?

— Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?

— Что обозначает понятие «искусство»?

— Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил своим оружием человек?

— Почему в могилы люди клали различные предметы?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Археолог Саутуола проводил раскопки в пещере Альтамира в Испании. Маленькая дочь заметила на потолке изображение быков. Оказалось, что эти рисунки делали древние люди. Так появилась живопись и искусство. Они иногда изображали быков, пораженных копьями. Почему же эти рисунки помещены глубоко в пещерах? Ученые не знают пока. Чтобы охота была удачной, человек дотрагивался до изображения животного своим оружием. Так появилась сверхъестественная связь между людьми и их рисунками. Человек не мог объяснить сложные явления природы. Поэтому появилась религия, то есть вера в сверхъестественные существа.

2. Работа с классом. Решение логических задач.

Известно, что в древности одни племена добывали огонь трением, другие — высеканием искры путем удара камень о камень. Во время праздников вторые добывали огонь трением.

—  Какой способ добывания огня более древний? (Так как вторая группа племен добывала огонь во время праздников трением, то, следовательно, этот способ был им известен. А так как они этот способ применяли по праздникам, то можно сделать вывод, что он был более древним. Ведь если бы он был более совершенным, чем высекание, то его применяли бы все время, а не только в праздники. Поскольку это не так, то значит, он был менее совершенным, а в праздники о нем только вспоминали.)

3. Тест (на усмотрение учителя, как один из вариантов работы с классом).

4. Развернутый ответ учащегося по карточке № 4.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тыс. лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству.

—  Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

IV. Изучение новой темы

План

1) Мотыжное земледелие.

2) Скотоводство.

3) Обработка глины и ткачество.

4) Племя.

На доске: тема урока, новые слова: зернотерка, керамика, старейшина.

1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать п. 1 на с. 18 Вигасина или п. 4 на с. 29 Михайловского.

2. Беседа по прочитанному:

—  Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад.)

—  Как появилось земледелие? (Женщины заметили, что семена дикорастущих культур, упав на землю, на следующий год дают там всходы.)

—  Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (Деревянной мотыгой — палкой с сучком).

—  Чем убирали урожай? (Серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем.)

—  На чем растирали зерна? (На зернотерках.)

—  Чем очищали участок для посева? (Каменным топором.)

—  Какое значение имело земледелие для людей? (Земледелие давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)

3. Работа с картой.

—  По легенде карты (с. 7 Вигасина) определите, каким цветом обозначены районы древнейшего земледелия. (Зеленым.)

—  Как называется этот район? (Западная Азия.)

—  Закрасьте на контурной карте древнейший район земледелия.

4. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 12.

5. Сообщение наиболее подготовленного ученика по теме «Как возникло скотоводство».

6. Рассказ учителя.

Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

(Учитель рисует схему на доске.)

— Совет старейшин

                — Племя

                               — Род

                               — Род

                               — Род

Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины.

V. Закрепление изученного материала

1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 10 (с. 12).

2. Выполни задание.

— Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени. Назовите наиболее важные из них. Как люди использовали эти открытия? Объясните связь между трудовой деятельностью первобытных людей, их открытиями и полезными наблюдениями над природой. (Первобытные люди научилась добывать огонь, изобрели лук и стрелы, начали заниматься земледелием и скотоводством, научились из глины лепить посуду, придумали лодки, колесо.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 4 Вигасина; составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотоводство?»; уметь объяснять понятия «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 13.

Дополнительный материал

О древнейшем способе изготовления глиняных сосудов можно судить по этнографическим наблюдениям Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего жизнь и быт папуасов Гвинеи. Он писал: «Орудия, употребляемые для выделки горшков, ограничиваются двумя или тремя дощечками и парой круглых, немного приплюснутых с обеих сторон камней. Сперва с помощью плоской палочки делается из глины верхний ободок горшка, который оставляют сушиться на солнце. Когда он немного подсохнет, к нему мало-помалу прилепляются по кускам остальные стенки, которые выравниваются. Правильная форма горшку придается тем, что, держа горшок на коленях, женщины просовывают левую руку с круглым или плоским камнем в горшок, подставляя его к внутренней поверхности стенки, а правой рукой ударяют дощечкой по соответствующему месту на внешней стороне и выравнивают при этом как поверхность, так и толщину горшка. Когда горшок готов, его сперва сушат на солнце, а потом обжигают на слое хвороста, обкладывая листьями, тонкими прутьями и т. п. Положив горшки в несколько рядов один над другим и обложив кучу мелким легким хворостом, поджигают костер.

Все горшки приблизительно одной формы, хотя разной величины. Украшений на них мало: иногда ряд точек вокруг горла и род звезды, иногда те же украшения выдавлены ногтем».

Крушкол Ю.С., МурыгинаН.Ф., Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 15-16.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *