Восточные славяне и их соседи

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала 1) Происхождение восточных славян.

2) Хозяйство славян.

3) Быт и нравы восточных славян.

4) Духовный мир славян.

5) Общины земледельцев.

6) Восточные славяне и их соседи.

Тип урока Комбинированный
Ресурсы урока Учебник, § 3. Карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.».

Отрывки из сочинений византийских писателей Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега о славянах.

Основные понятия и термины Подсечно-огневое, переложное земледелие. Вервь. Племенные союзы славян. Соседи восточных славян. Идол. Капища. Язычество. Князь, дружина. Народное ополчение.
Основные даты 2 тыс. до н. э. — выделение из индоевропейских племен балто-славянских племен. VI-VIII вв. — расселения славян по Восточно-Европейской равнине.
Персоналии
Домашнее задание § 3 учебника. Составьте рассказ о жизни в славянском поселении, используя текст и иллюстрации учебника, сведения документа, представленного после параграфа.

Ответьте на вопрос 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Самостоятельно найдите дополнительную информацию для ответа на этот вопрос.

 

Модули урока Учебные задачи для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Оценивание образовательных результатов
Мотивационно-целевой Что вам известно о происхождении, расселении, занятиях и верованиях восточных славян?

Что еще, на ваш взгляд, надо узнать, чтобы иметь наиболее достоверную и полную картину жизни наших далеких предков?

Формулировать познавательные запросы по теме урока. Беседа.
Ориентационный (актуализации/повторения) Постановка основных и проблемных вопросов: когда произошло выделение славянских племен из индоевропейских?

Какие племена участвовали в Великом переселении народов? Связана ли с Великим переселением народов история восточных славян?

Работа с картой: на каких территориях в VI-VIII вв. расселились восточные славяне? Какие соседние народы населяли равнину? На берегах каких рек поселились восточные славяне? Какие природно-климатические условия ожидали переселенцев?

Предположите, какие занятия могли успешно развиваться у обитателей равнины. Как они могли повлиять на организацию жизни восточных славян?

Извлекать информацию и формулировать суждения, выводы на основе анализа карты.

Прогнозировать особенности исторического развития народа с учетом влияния природно-климатического фактора.

Сравнивать (под руководством учителя) климатические условия Западной и Восточной Европы VI-VIII вв.

Раскрывать (под руководством учителя) связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием общества.

Беседа.

Работа с картой.

Содержательно-операционный Прочитайте п. 2 параграфа, перечислите главные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались. В чем преимущество двуполья и трехполья перед перелогом и подсечно-огневой системой?

Обсудите ответы с соседом по парте. Какие вопросы у вас возникли?

Какие черты характера славян оказались востребованными при освоении ими просторов равнины? Используйте сведения из сочинения Маврикия Стратега (см. дополнительный материал — Маврикий Стратег о славянах и антах).

На основе рассказа учителя сравните сложившуюся систему управления у восточных славян с системой управления древнегреческого полиса. Что в них общего, а что различного? Представьте материал в виде таблицы.

ИЛИ

Прокомментируйте таблицу, представленную учителем.

Вспомните, каких религиозных взглядов придерживались древние египтяне, греки, римляне. Можно ли их назвать языческими? Дайте определение язычеству.

Систематизировать информацию.

Выделять особенности исторических объектов. Объяснять особенности систем земледелия.

Участвовать в обсуждении.

Оценивать поведение людей, их деятельность.

Под руководством учителя определять информационную ценность исторического источника.

Сравнивать (с помощью учителя) исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков.

Представлять результат сравнительной характеристики в форме таблицы, комментировать ее содержание.

Использовать знания из истории Древнего мира.

Выделять существенные признаки исторического явления.

Беседа.

Работа с источником.

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) Презентация мини-проектов темы (см. урок 4).

Изменились ли ваши знания о жизни восточных славян? Что нового вы узнали? О чем бы вы еще хотели узнать?

Обсуждать результаты проектной деятельности одноклассников и подводить ее итоги.

Оценивать и планировать свою познавательную деятельность.

Презентация.

Беседа.

Дополнительный материал

О каких чертах характера славян рассказывает византийский автор?

МАВРИКИЙ СТРАТЕГ о славянах и антах (конец VI в.)

Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле.

Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны… Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья. <…> Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями, ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки. Они опытнее всех людей и в переправе через реки… Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отравляющим веществом…

Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I-VI вв.)/ Сост. Л. А. Гиндин и др. — М., 1994. — С. 369-371.

Памятка по работе с историческим источником

  1. Прочитайте заглавие (если оно есть).
  2. Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах он был создан? Каковы цели создания?
  3. Прочитайте имя автора документа, если оно имеется. Узнайте или вспомните, известно ли вам что-либо о нем.
  4. Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины.
  5. Прочитайте вопросы и найдите ответы в тексте исторического источника.
  6. Подтверждает ли этот документ то, что вам известно? Если есть противоречия с тем, что вы уже знаете, то в чем они?

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *