Внешняя политика

Цели урока: выявить факторы, определявшие характер внешней политики; показать её основные направления; проследить изменение границ страны в XVII в.; оценить результативность внешнеполитической деятельности.

Основные знания: причины и последствия Смоленской войны; объективные и субъективные предпосылки, последствия воссоединения Украины с Россией; основные итоги и значение русско-польской войны 1654-1667 гг.; причины и итоги Русско-турецкой войны 1677-1681 гг.; Крымские походы русской армии; особенности освоения русскими Сибири и Дальнего Востока.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока».

Внутрипредметные связи: Новая история: международные отношения в XVII в.

Персоналии: Алексей Михайлович, М. Б. Шеин, Б. М. Хмельницкий, В. В. Голицын.

Ключевые понятия: быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки.

Даты и события: 1632-1634 гг. — Смоленская война с Польшей; 1653 г. — решение Земского собора о включении Украины в состав России; 1654-1667 гг. — русско-польская война; 1677-1681 гг. — Русско-турецкая война; 1687, 1689 гг. — Крымские походы русской армии.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в.; показывать на карте территорию России и земли, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов; объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.; раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири и Дальнего Востока; объяснять значение понятий быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки.

Основные сведения

Основным противником России в XVII в. оставалась Речь Посполитая (Польша). Она не признавала прав Михаила Романова на престол, считая русским царём своего королевича Владислава. За Польшей оставались и Смоленские земли, захваченные у России во времена Смуты. Польская шляхта (дворянство) не оставляла планов нового похода на Москву.

Главным итогом Смоленской войны 1632-1634 гг. стал отказ короля Владислава от претензий на русский престол. Это была значительная победа российской стороны. Однако Смоленская война не сняла имеющиеся противоречия с Речью Посполитой.

Русско-польские отношения обострились ещё сильнее в условиях начавшейся борьбы украинского народа за независимость. Богдан Хмельницкий, поняв, что восставшим трудно будет самим справиться с Польшей, обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства. 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и об объявлении войны Польше. 8 января 1654 г. в Переяславе состоялся совет — Рада, на котором собрались выборные представители от всех сословий украинского населения.

Решение России принять в свой состав Украину вызвало новую войну с Польшей. Она началась сразу же после Земского собора 1653 г. и Переяславской рады и почти 15 лет шла с переменным успехом.

Россия была заинтересована и в расширении своих владений на юге. Её противниками на этом направлении были Крымское ханство и Турция.

Западная Сибирь была присоединена к России в результате разгрома Сибирского ханства ещё в конце XVI в. Здесь возникли города Тобольск, Тюмень, Берёзов, Сургут, Томск и др. В XVII в. началось и хозяйственное освоение бескрайних сибирских просторов. К концу XVII столетия русские владения в Азии простирались уже до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. На юге они были ограничены зоной влияния Китайской империи (в основном на Дальнем Востоке и в Забайкалье), а также киргизскими племенами (в Центральной Азии). С целью урегулирования русско-китайских противоречий на Дальнем Востоке между двумя странами в 1689 г. был заключён Нерчинский договор.

План изучения нового материала:

  1. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война.
  2. Воссоединение Украины с Россией.
  3. Русско-польская война (1654-1667).
  4. Русско-турецкая война (1677-1681).
  5. Крымские походы.
  6. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Ход урока

1. Рассказывая о взаимоотношениях России и Речи Посполитой, учитель ставит перед учащимися вопросы: почему именно Польша оставалась основным противником России на протяжении большей части XVII в.? Какие задачи ставили перед собой польские руководители? Какие нерешённые вопросы между Россией и Польшей оставались после Смуты?

По карте «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока» ученики показывают, какие именно русские земли сохранялись в составе Польши после Смуты. Учитель же в ходе рассказа акцентирует внимание школьников на том, почему первая после изгнания поляков из Москвы война получила у современников и историков название «Смоленская», каковы были её результаты и значение для России, какие задачи так и не были решены в ходе её.

2. Объясняя материал о воссоединении Украины с Россией, важно вспомнить, когда и почему украинские и белорусские земли оказались в составе Польши.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Каково было положение населения украинских и белорусских земель в составе Речи Посполитой? 2. Сравните положение крестьян Украины в XVI — начале XVII в. с положением крестьян в Англии, Франции, России. В чём заключалось более тяжёлое положение украинского населения?

Рассказывая об освободительной борьбе украинского и белорусского народов, учитель использует карту «Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого и русско-польская война 1654-1667 гг.» (с. 78 учебника), учащиеся параллельно выполняют задание 3 к § 9 рабочей тетради.

Затем, выслушав рассказ учителя о Переяславской раде, ученики анализируют отрывок из речи Б. М. Хмельницкого, произнесённой 8 января 1654 г. в Переяславе:

Вот уже шесть лет живём мы без Государя… и видим, что нельзя жить нам больше без Царя. Для этого собрали мы Раду… чтобы выбрать себе государя из четырёх. Первый царь — турецкий… второй — хан крымский, третий — король польский… четвёртый — есть Православный Великой России Государь, царь и великий князь Алексей Михайлович…

Царь турецкий — бусурман [иноверец]… крымский хан тоже бусурман. А православный христианин великий государь — царь восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания…

Вопросы для учащихся: 1. Почему украинские казаки «не могли жить» без государя так долго? 2. По какой причине они выступали за воссоединение Украины с Россией, а не с другими соседями? 3. Можно ли считать, что украинские политики лишь воспользовались силой православной России для борьбы с Польшей, не имея в виду своё развитие в составе единого Российского государства в будущем? 4. В чём вы видите историческое значение воссоединения Украины с Россией?

3. О русско-польской войне 1654-1667 гг. рассказывает учитель, используя карту «Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого и Русско-польская война 1654-1667 гг.» (с. 78 учебника). Важно при этом показать историческое значение победы России в борьбе за освобождение Украины.

4. При объяснении материала этого пункта плана учителю необходимо заострить внимание учеников на том, что главной причиной Русско-турецкой войны 1677-1681 гг. стало столкновение интересов Турции, Крымского ханства, Речи Посполитой и России в вопросе принадлежности Украины. Затяжная кровопролитная война завершилась

признанием Турцией и Крымским ханством вхождения Левобережной Украины в состав России. В ходе рассказа учитель активно использует карту «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока».

5. Вопрос о Крымских походах учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника. Затем учитель проводит с учениками беседу.

Вопросы для учащихся: 1. Почему Россия вновь столкнулась с Крымским ханством после Бахчисарайского мира? 2. Почему Россия примкнула к антитурецкой «Священной лиге»? 3. Насколько подготовленными были походы В. В. Голицына в Крым? Чем они завершились? Как вы можете объяснить такой итог походов? 4. В чём состоит историческое значение Крымских походов?

6. Тема освоения Сибири и Дальнего Востока может быть изучена посредством работы учащихся с историческими источниками. Например, с «Наказом якутскому воеводе о ясачных людях» (1651), содержащим прямые установки на осторожное, постепенное приведение местного населения к присяге:

Да и в иные новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для проведыванья и для прииску и для приводу под государеву… руку служилых людей… и ясак с них [местных жителей] сбирати… ласкою, а не жесточью… и к шерти [присяге] их… привесть… и ясачным людем налоги и оскорбленья никакого не учинить, и от государевы высокие руки их не отгонить… [Коренных жителей на-сильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не вывозить], чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела. [Крестившихся добровольно] мужской пол устроивать в государеву службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованьем, смотря по людям, кто в какую статью пригодитца, в выбылые русских служилых людей места, жонок и девок выдавати замуж за новокрещенов же и за русских служилых людей.

Выводы. В XVII столетии в результате изнурительных войн, деятельности первопроходцев территория России значительно выросла. В её состав вошли земли Сибири и Дальнего Востока, Левобережной Украины и Смоленщины. Наличие таких обширных пространств открывало возможности развития страны «вширь», замедляя тем самым внедрение новых методов хозяйствования, задерживая отмирание крепостнических порядков.

Домашнее задание. § 9, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 2, 4-8 к § 9. Индивидуальные задания: сообщения (с элементами презентации) на темы «С. И. Дежнёв», «В. Д. Поярков», «М. В. Стадухин», «Е. П. Хабаров».

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *