В древней Александрии Египетской

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поход Александра Македонского на Восток»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 38.

КАРТОЧКА № 38

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»

Для этого вспомни:

— Почему армия Александра Македонского была сильнее, чем армия персов?

— Чего хотела знать Персидской державы?

— Почему многие народы Персидской державы встречали Александра Македонского как освободителя?

— Какую роль сыграл лично Александр Македонский в этом походе?

— Какие государства покорил Александр Македонский? Воспользуйся картой.

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить. Покоренные и уставшие от власти персов народы могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов. Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.

2. Индивидуальная работа (5-6 человек, письменно на листочках). Тест.

3. Работа с классом. Решение задачи.

— Поэма Гомера «Илиада» сопровождала Александра Македонского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Илиады» — хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр? (Александр Македонский был прав, так как поэма посвящена Троянской войне, об одном из ее героев Ахиллесе. Греки выиграли эту войну, вероятно, поэтому Александр возил с собой эту поэму.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 38 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III в. до н. э. держава Александра Македонского распалась на множество государств. Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Еще в период осуществления своих военных походов Александр на покоренных территориях основывал новые города. Названия городов носили его имя. Одним из самых красивых городов Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия. Во многом этот город походил на города Греции. Почему?

— Ознакомимся с достопримечательностями города Александрии.

IV. Изучение новой темы

План

1) В александрийском порту.

2) На улицах и площадях города.

На доске: тема урока.

1. Работа по карте.

а) С. 199 Вигасина.

— Каким цветом обозначены государства, на которые распалась держава Александра Македонского? (Коричневым — Македония, оранжевым — Сирия, желтым — Египет.)

б) С. 200 Вигасина или с. 211 Михайловского.

— Какие объекты можно выделить на территории города Александрии? (Это Мусей, гимнаст, театр, стадион, ипподром, маяк, царский дворец, порт.)

2. Работа с историческим документом. Страбон. География. XVII, 7—9

.. .В Александрии, напротив, Нил, наполняясь с началом лета, наполняет и озеро, не допуская образования болот, которые могли бы произвести вредные испарения. Вместе с тем дуют там в то же время и пассатные ветры, благодаря чему александрийцы очень приятно проводят лето… Весь город пересечен улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две самые широкие улицы, футов в сто, пересекают одна другую под прямым углом. В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом пространства. Действительно, каждый из царей старался прибавить какое-нибудь украшение к общественным памятникам и в то же время каждый из них строил для себя особый дворец, увеличивая число существовавших до него… Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что за пределами последней. Часть царских зданий составляет и Мусей, содержащий в себе место для гулянья, залу для заседаний и большое помещение, где находится столовая состоящих при Мусее ученых. Коллегия эта пользуется государственным содержанием и имеет жреца, начальника Мусея, назначаемого некогда царями, а теперь цезарем. Другое отделение царского дворца составляет так называемое Сема, помещение для царских гробниц и для Александра… Труп Александра Птолемей перевез в Александрию, похоронил его в том месте, где он лежит и теперь, хотя и не в том самом гробу; теперешний гроб стеклянный, а Птолемей положил его в золотой… Перед большой гаванью у входа в нее с правой стороны находится остров и башня Фарос, с другой стороны — подводные скалы и мыс Лохиада с царским замком. С левой стороны для въезжающего в гавань находятся соединяющиеся с мысом Лохиадой внутренние царские жилища, в которых имеется множество разнообразных жилых комнат и садов…

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 171-172.

3. Беседа по вопросам к документу.

— Существовал ли специальный план застройки города? (Да, существовал, так как улицы пересекаются под прямым углом.)

— Какие здания существовали в городе? (Это дворцы царей, которые соединены между собой, святилища, куда могли ходить все жители города.)

— Что такое Мусей (или Музей)? (Это научные и учебные учреждения, библиотека и место, где жили и работали ученые.)

— На какие средства существовали ученые? (Они имели жалованье, которое получали от государства.)

— Какая часть царского дворца называлась усыпальницей? (Это та часть, в которой были захоронены цари, в том числе и Александр Македонский.)

V. Закрепление изученного материала

— Почему Александр Македонский построил город Александрию похожим на греческие города? (Вероятно, он понимал значимость культуры древних греков, поэтому все лучшее пытался перенимать у них.)

— Слово «фара» произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова? (На острове был построен маяк, который освещал путь кораблям, фары освещают путь машине.)

— Почему александрийский Мусей и музеи наших дней называются одним и тем же словом? (Потому, что музей — своеобразный источник информации, знаний человека.)

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 43 Вигасина или § 37 Михайловского; подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по истории Древней Греции, для этого ответить на вопросы на с. 202 Вигасина.

Дополнительный материал

Александрийская библиотека

Дом муз — музей в Александрии — имел огромную библиотеку, слава о которой распространилась по всему миру. Здесь хранилось до 500 000 книг. Здесь были книги на греческом, латинском и иных языках по самым различным отраслям науки и литературы: поэмы, исторические, медицинские, математические, философские труды. По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки.

Древняя книга вовсе не походила на нашу. Ее писали на листах папируса. Когда автор (или писец) кончал лист, к нему приклеивали другой, получался длинный столбец. Были книги в сто и более метров в длину! Окончание такой книги прикрепляли к стержню (палке из дерева, металла, кости) и свертывали книгу в свиток. Читать такую книгу было не очень удобно, надо было постепенно ее разматывать. Древние люди никогда не писали и не читали за столом или за партой. Низенькие столики были для еды, а писали и читали либо держа сверток на коленях, либо стоя за высоким пюпитром, похожим на тот, за которым в наши дни в оркестре стоит дирижер.

Готовая книга перевязывалась шнурком, и, если это была ценная книга, укладывалась в трубку-футляр из дерева. В древности не было картона, его заменял пергамент, на котором начали писать со II в. до н. э.

Что же такое пергамент? Это — тонкая, хорошо выделанная кожа молодого скота. Шкуры козлят, верблюжат, ягнят, ослят, поросят очищали от волоса и подкожного жира, полировали и лощили, белили, растягивали и нарезали листами правильной формы. Папирус рос только в Египте, а пергамент можно было изготовлять везде. Рассказывают, что когда царь Египта запретил вывозить из страны папирус, в Пергамском царстве (Малая Азия) стали изготовлять писчий материал из шкур скота, и этот материал, поэтому назывался пергамент. Хороший пергамент напоминает тонкий и плотный полупрозрачный картон такой же толщины, как почтовая открытка или обложка ученической тетради. Достаточно взглянуть на пионерский барабан, чтоб увидеть пергамент. Но теперь уже на пергаменте не пишут, в него бьют палочки барабанщика.

Египтяне сначала изготавливали из пергамента футляры для книг, но потом поняли, что пергамент прочнее папируса и писать на нем можно с двух сторон. Можно счистить старый текст (для этого применялся пористый и очень легкий камень — пемза, заменявший в древнее время нашу резинку) и снова писать на листе. Ученые могут особыми сложными способами изучить даже совершенно невидный глазу и счищенный текст между строками нового письма. Это позволило ученым узнать многое о жизни древних людей, об их литературе и науке.

Книга из пергамента тоже свертывалась в свиток. Много позднее стали сгибать вдвое или вчетверо лист пергамента и, получая таким образом тетрадь (от греческого тетрадь — четверть, то есть одна четвертая листа), сшивали ее нитками. Получалась книга, сходная с нашей.

Древняя Греция. Книга для чтения. Л., 1958. С. 332-333.

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Ирина:

    Очень интересный и полезный сайт. Спасибо за работу!

  2. Елена:

    Огромное спасибо!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.