Становление Древнерусского государства

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала 1) Образование государства.

2) Захват Киева и путь «из варяг в греки».

3) Олег и Игорь — первые князья Древнерусского государства.

4) Борьба с древлянами и реформы Ольги.

5) Походы Святослава

Типы уроков Комбинированные
Ресурсы уроков Учебник, § 5. Карта «Русь в IX-X вв.». Фрагменты летописей, трудов историков.

А. П. Медведев. «Был ли греческий полис государством?» — http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1352390836

Документальный сериал «Правители Руси» (Олег, Игорь, Ольга и Святослав) — http://www.videorusi.ru/publ/3-1-0-557

К. В. Лебедев. «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная» (репродукция картины)

Основные понятия и термины Государство. Князь. Дружина. Дань. Полюдье. Реформа. Уроки. Погосты
Основные даты 860 г. — первый большой поход русов на Константинополь. 882 г. — объединение Новгорода и Киева князем Олегом. Образование Древнерусского государства. 907 г. — поход князя Олега на Константинополь. 911 г. — договор Руси с Византией. 912-945 гг. — правление князя Игоря в Киеве. 941 г. — поход князя Игоря на Константинополь. 944 г. — договор Руси с Византией. 945-964 гг. — правление княгини Ольги в Киеве. 964-972 гг. — правление князя Святослава в Киеве
Персоналии Рюриковичи: Олег, Игорь, Ольга, Святослав
Домашнее задание § 5 учебника. Задания к контурным картам. Посмотреть документальный сериал (серии 2-4) «Правители Руси». Использовать информацию в рассказе о деятельности первых князей Руси.

*Используя дополнительные источники информации (энциклопедии, видеофильмы, ресурсы Интернета), вспомните, какие из правителей европейских государств являлись современниками первых древнерусских князей. Результаты оформите в виде синхронистической таблицы «История в лицах: современники»

 

Модули уроков Учебные задачи для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Оценивание образовательных результатов
Мотивационно-целевой Вспомните, что такое государство.

На какие вопросы мы должны ответить, чтобы понять, было ли сформировано государство у того или иного народа?

Определять существенные черты догосударственного и государственного устройства древних обществ.

Определять алгоритм познавательной деятельности (под руководством учителя)

Беседа
Ориентационный (актуализации/повторения) Какие государства уже существовали в Европе, Азии, в том числе на территории современной России (см. карту)?

Было ли государство в греческих городах-полисах Северного Причерноморья? Сравните системы управления полисов и сложившийся общественный порядок у восточнославянских племён

Применять ранее полученные знания.

Раскрывать на примерах культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период.

Использовать понятие «государство» в новой учебной ситуации

Работа с картой.

Беседа

Содержательно-операционный Можно ли утверждать, что у восточнославянских племён в VI-VIII вв. уже существовало государство? Какие условия должны были быть в наличии для формирования у них собственного государства?

Последовательно перечислите названия рек, по которым проходил путь при движении «из греков в варяги». Определите роль Киева на этом пути. Покажите на карте территорию Древнерусского государства в Х в.

Прочитав п. 3 параграфа, назовите главные причины походов князей на Византию.

Прочитайте по ролям отрывок из летописи, повествующий о гибели князя Игоря. Как вы думаете, что стало причиной гибели князя? О каких политических особенностях Древнерусского государства можно узнать из этого источника?

Рассмотрите репродукцию картины К. В. Лебедева «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная». Опишите внешность действующих лиц. В чём вы видите особенность композиционного построения картины?

Придумайте возможный диалог между правителями. Сыграйте сцену по ролям в классе.

Опираясь на рассказ учителя, определите, в чём основные различия политики, проводившейся княгиней Ольгой и князем Святославом

Соотносить известные признаки государственности и примеры жизнедеятельности народа.

Использовать карту при установлении причинно-следственных связей.

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Использовать сведения из летописи для выявления особенностей устройства Древнерусского государства.

Выполнять творческие задания.

Моделировать возможное отношение различных персоналий к тем или иным историческим событиям.

Участвовать в учебных исторических драматизациях.

Сравнивать и оценивать итоги деятельности первых правителей Руси

Беседа.

Работа с текстом и картой.

Драматизация

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) Сравните власть князя у восточнославянских племён в IX-X вв. с властью европейских правителей. Сделайте выводы.

Объясните, почему княгиню Ольгу один из историков назвал подлинной устроительницей государства на Руси. Что вы понимаете под этим определением?

Можно ли князю Святославу дать такую же оценку, какая дана княгине Ольге одним из историков?

Соответствовали ли цели походов русских князей государственным интересам Руси? Для

ответа на этот вопрос уточните, что такое, на ваш взгляд, государственные интересы.

*Примите участие в дебатах «Опыт деятельности первых князей Руси полезен для современных руководителей страны». Приведите доводы за и против

С помощью учителя сравнивать явления и процессы, излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями.

Выражать ценностные суждения по изучаемой проблеме.

Давать оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений.

Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров.

Участвовать в дискуссии (дебатах)

Беседа.

Дебаты

Дополнительный материал

Родовая община — объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда

Организация общественной власти

Собрание взрослых членов рода

↙↓↘

Военачальник (военный вождь) Старейшина рода (вождь) Жрецы

А. П. МЕДВЕДЕВ. «Был ли греческий полис государством?» — http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1352390836

Проблема происхождения государства и его сущности относится к вечным темам. В исторических исследованиях последнего времени обозначились два крайних подхода — тенденция к максимальному удревнению государственности, с одной стороны, и радикальному её омоложению — с другой. Аргументы, подтверждающие наличие в полисах признаков государства:

— судя по свидетельству Аристотеля, в каждом полисе была своя тюрьма; — наличие полисных денежных систем. И большие, и малые греческие полисы чеканили собственную монету. А монета была не только средством денежного обращения, но и действенным материалом для пропаганды полисного суверенитета. Выпуск полисами собственной монеты имеет принципиальное значение для определения статуса полисов как суверенных государств;

— наличие аппарата управления обществом. В античном полисе VI-V вв. до н. э. происходил сложный и противоречивый процесс постепенного отделения публичной власти от массы граждан, хотя сохранялись кратковременность пребывания магистрата на полисной должности и принцип очерёдности;

— существование правотворчества, результатом которого было законодательство. В VII-VI вв. до н. э. в греческих полисах принимались писаные законы;

— наличие территории, полисных границ;

— наличие постоянных военных контингентов и в мирное время.

К картине К. В. Лебедева «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная»

Святослав и византийский император Иоанн Цимисхий заключили мир на условиях военной помощи, соблюдения прежних договоров и присоединения болгарских земель к Византии. Тем не менее договор Цимисхия и Святослава до сих пор вызывает споры многих учёных, изучающих войну 970-971 гг. Обсуждаются условия, при которых было принято соглашение о перемирии, и суть перемирия. Вопрос состоит в том, кто победил и кто остался побеждённым. Одни историки находили в нём свидетельство неудачи руссов, их поражения в войне. Другие рассматривали это соглашение как документ, восстанавливавший прежние нормы отношений двух государств и включавший ряд новых обязательств Руси на Балканах.

Развёрнутую характеристику и Святославу, и императору даёт современник историк Лев Диакон:

«Показался и Сфендослав [Святослав], приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на вёслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой»;

«Лицо белое, здорового цвета, волосы белокурые, надо лбом жидкие, глаза голубые, взгляд острый, нос тонкий, соразмерный, борода вверху рыжая и слишком суженная по сторонам, а внизу правильной формы и не подстриженная. Он был малого роста, но с широкой грудью и спиной; в нём таилась гигантская сила, руки обладали ловкостью и непреодолимой мощью; геройская душа его была бесстрашна, непобедима и отличалась поразительной для такого маленького тела отвагой. Он один без боязни нападал на целый отряд и, перебив множество [врагов], с быстротой птицы возвращался к своему войску, целый и невредимый. <…> Он всех превосходил щедростью и богатством даров: всякий, кто просил у него чего-либо, никогда не уходил обманутым в своих надеждах. Он был человеколюбив и ко всем обращался с открытым сердцем и лаской, расточая, подобно пророку, елей благотворительности; если бы паракимомен [придворный, постельничий] Василий не обуздывал его ненасытное стремление оказывать благодеяния согражданам, он очень скоро исчерпал бы всю императорскую казну на раздачи бедным. Но недостаток Иоанна состоял в том, что он сверх меры напивался на пирах…»

По условиям мирного договора 971 г., скреплённого личной встречей Святослава и Иоанна Цимисхия, руссы должны были покинуть Дунай; они обязались не нападать более на здешние земли. Но за Русью сохранились завоевания в Причерноморье и Поволжье. Восстанавливались условия старого русско-византийского договора.

Святослав обратился также к византийскому императору с просьбой помочь в проходе русской рати через земли, контролируемые печенегами. Иоанн Цимисхий обещал сделать это. Но, вместо того чтобы выполнить условия договора, греки решили убрать своего опасного соперника: к печенегам греческое посольство везло золото, дорогие подарки и просьбу императора нанести удар Святославу во время его возвращения в Киев.

Осенью русская рать появилась в устье Днепра. Но все пути на север были перерезаны печенегами. Тогда Святослав зазимовал в русских поселениях, расположенных на берегах днепровского устья. Весной 972 г. он снова попытался прорваться в Киев, но на порогах, там, где руссы перетаскивали свои ладьи берегом, минуя бурлящие водовороты, печенеги подстерегли его. Небольшое русское войско было окружено и уничтожено. Сам Святослав погиб в бою. А из его черепа печенежский хан Куря по старому степному обычаю сделал чашу, оковал её золотом и пил из неё на пирах.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *