Социальная структура российского общества

Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах и характере изменений социального состава российского общества в XVII в.

Основные знания: особенности положения первого сословия российского общества после Смуты; причины упразднения местничества; положение крестьянского населения в России в XVII в.; изменение положения городского населения, его структура.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Российское государство в XVII в.», отрывки из Соборного уложения 1649 г. (полная версия Уложения представлена на сайте http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm), репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Внутрипредметные связи: Древний мир: рабство в Древнем мире; Средние века: основные сословия средневекового общества; Новая история: Англия во второй половине XVII в.

Ключевые понятия: феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие крестьяне, черносошные крестьяне, крепостное право, барщина, натуральный оброк, денежный оброк, холопы, поземельная подать, подворная подать, посадское население, белые слободы, патриарх, казачий круг.

Дата и событие: 1649 г. — принятие Соборного уложения.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян; объяснять значение понятий феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие крестьяне, черносошные крестьяне, крепостное право, барщина, натуральный оброк, денежный оброк, холопы, поземельная подать, подворная подать, посадское население, белые слободы, патриарх, казачий круг.

Основные сведения

Господствующим сословием в обществе оставались феодалы. Если раньше к ним относились только бояре (владельцы родовых земельных владений), то в XVI в. в рамках феодального сословия зарождалось дворянство. Его позиции усиливались по мере утверждения в России самодержавия. К концу XVII столетия значимость главных землевладельцев — бояр — заметно снизилась.

Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне, экономическое положение которых в XVII в. значительно ухудшилось, а юридический статус понизился.

Крестьянство делилось на две основные группы: владельческих и черносошных. По мере развития рыночных отношений роль денежного оброка неуклонно росла, хотя натуральный оброк продолжал сохраняться, равно как и барщина. Новым явлением стала работа крепостных крестьян на первых мануфактурах. Изменилась роль холопов, которые к концу XVII в. постепенно слились с крепостными крестьянами.

С ростом городов и городского населения становилась более сложной его структура. Посадское население включало в себя ремесленников и торговцев, стрельцов, купцов, духовенство, дворян и бояр. Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы, контролировавшие посадские общины. Жители белых слобод не несли повинностей в пользу государства, что вызывало протест остальных горожан. Спецификой XVII в. стало начало применения, хотя и в ограниченных размерах, наёмного труда.

В течение XVII в. численность духовенства заметно выросла. После учреждения патриаршества в Русской православной церкви сложилась новая церковная иерархия. Самым многочисленным слоем духовенства были приходские священники, над которыми осуществляли руководство епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию Патриарх Московский и всея Руси. Церкви принадлежало до 15 % всех земель в стране. Параллельно с этим шёл процесс формирования собственной иерархии у старообрядцев. Особая система управления существовала у российских мусульман.

Новым для России сословием, роль которого возрастала в условиях военных конфликтов, стало казачество — военное сословие окраинных областей России, наделённое особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности. Основу их хозяйственного уклада составляли промыслы — охота, рыболовство, бортничество, позднее — скотоводство и земледелие. Усилиями казаков в короткий срок были освоены огромные окраинные просторы страны, в первую очередь — донские и яицкие (приуральские) степи.

План изучения нового материала:

  1. Первое сословие.
  2. Крестьяне.
  3. Городское население.
  4. Духовенство.
  5. Казачество.

Ход урока

1. Урок начинается с повторительной беседы.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Дайте определение понятию «сословие». Какие сословия существовали в Западной Европе в XVII в.? 2. Назовите господствующие и угнетённые сословия в Европе и России.

Для наглядности учащимся (при помощи учителя) целесообразно выполнить задание 2 к § 5 рабочей тетради.

При изложении нового материала необходимо обратить внимание учащихся на то, что: а) XVII век стал временем становления российского дворянства — главной опоры верховной власти; б) этот процесс в России имел свои особенности.

Вопрос и задание для учащихся: 1. Назовите особенности процесса становления дворянства в России. 2. Чем объясняются эти особенности, в чём они проявились?

Переходя к повествованию о закреплении статуса сословий в Соборном уложении 1649 г., учитель подчёркивает тезис о том, что в нём было закреплено вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещён переход крестьян к другому хозяину. В данном случае следует провести комментированное чтение отрывков из XI и XX глав Уложения.

2. При изучении этого пункта важно обратить внимание учащихся на изменения в структуре крестьянского сословия. Особое внимание здесь может быть уделено двум моментам. Во-первых, демонстрации разницы между владельческими и черносошными крестьянами, для чего ученики выполняют задание 4 к § 5 рабочей тетради.

Во-вторых, школьникам предлагается прокомментировать данные переписи 1678 г.:

Из 888 тыс. тягловых дворов (посадских и крестьянских)
посадам принадлежало................. 50 тыс. дворов
боярам и дворянам.................... 595 тыс. дворов
церквам и монастырям................. 118 тыс. дворов
царскому дворцу...................... 83 тыс. дворов
черносошные крестьяне составляли..... 42 тыс. дворов

Желаемый вывод учащихся после знакомства с данными переписи: около 95% крестьянского населения находилось в феодальной зависимости и лишь 5 % крестьян были черносошными, не принадлежавшими феодалам и нёсшими повинности лишь в отношении государства.

В силу часто употребляемого в быту образного сравнения крепостного права с рабством учитель предлагает ученикам выполнить задание 5 к § 5 рабочей тетради.

3. При рассмотрении данного пункта плана для простоты усвоения материала учителю совместно с учащимися целесообразно заполнить таблицу:

Структура городского сословия

До принятия Соборного уложения По Соборному уложению

4. Особое значение имеет объяснение места духовенства в социальной структуре российского общества. В ходе беседы с учащимися, используя материалы параграфа, можно выстроить иерархическую структуру Русской православной церкви в XVII в.

5. При изучении данного пункта учитель обращает внимание учащихся на то, что казачество — особое сословие, которого не было в европейских государствах (за исключением Речи Посполитой). Рассказывая об особенностях хозяйственной жизни казаков, организации их управления, специфике быта, можно использовать материалы изобразительного ряда, например репродукции картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». На карте «Российское государство в XVII в.» учитель показывает районы расселения казаков, связывая географию их расселения с основными функциями казачества.

Вывод. В XVII в. сложная прежде социальная структура российского общества заметно упростилась.

Домашнее задание: § 5, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 3, 6-9 к § 5.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *