Российское государство в первой трети XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала 1) Государи всея Руси.

2) Завершение объединения русских земель.

3) Как управлялось государство

Тип урока Комбинированный
Ресурсы урока Учебник, § 4. Карта «Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III».

Фильм 15 «Великий Князь Иван III» из серии «Правители Руси» (Интернет)

Основные понятия и термины Боярская дума. «Государев двор». Казна. Дворцы. «Дети боярские». Наместник. Приказы. Кормление. Волость. Уезд. Стан. Поместье
Основные даты 1462 -1505 гг. — правление Ивана III. 1505 -1533 гг. — правление Василия III
Персоналии Иван III. Софья Палеолог. Василий III
Домашнее задание § 4 учебника. Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Мини-проект

Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Используйте сведения об истории вашего края.

К уроку 5 (мини-проекты, опережающие задания)

Используя материалы параграфа и Интернет, подготовьте:

— презентацию «Казанское ханство и Русь: история отношений 1438 -1530 гг.»;

— сообщение «Ливонский орден: история, традиции, символы»;

— сообщение о Ганзейском союзе

Модули урока Учебные задачи для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Оценивание образовательных результатов
Мотивационно-целевой Рассмотрите карту русских земель к началу XVI в. Какие актуальные, на ваш взгляд, задачи стояли перед правителями?

Какое значение для экономического и политического развития Российского государства имело объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы?

Что нужно было предпринять правителям для централизации государства?

Применять ранее изученные понятия в историческом контексте.

Прогнозировать последствия, значение исторических процессов и явлений.

Определять учебную задачу, алгоритм познавательной деятельности (под руководством учителя)

Беседа
Ориентационный (актуализации/повторения) Изложите с опорой на составленный ранее план предпосылки формирования единого Российского государства.

Составьте синхронистическую таблицу «Выдающиеся современники Ивана III в мире»

Раскрывать (под руководством учителя) связь между социально-экономическим и политическим развитием государства.

Актуализировать знания с опорой на составленный план, синхронистическую таблицу

Работа с планом, таблицей.

Сообщение

Содержательно-операционный Покажите на карте территориальные приобретения Ивана III, Василия III, перечисленные в параграфе. Составьте хронологическую таблицу «Объединение русских земель». Самостоятельно определите названия столбцов. Используйте п. 1 § 4, карту.

Прочитайте отрывки из письма Василия III и «Повести о взятии Пскова». О каких качествах характера Василия III можно судить по фрагменту письма? Какие новые сведения о псковских событиях 13 января 1510 г. вы почерпнули из «Повести…»? Каково отношение автора к ним? Почему вечевой колокол удалили из города?

Объясните значение фразы: «На церковном соборе Иван III предложил «у митрополита, и у всех владык, и всех монастырей сёла поимати», а взамен обеспечить их «из своея казны деньгами… и хлебом». Из каких источников составлялись доходы наместников? Почему такую форму получения средств называли «кормление»? Дайте определение данному понятию.

Сравните (в виде таблиц) вотчину и поместье, российское поместье и феод: а) кто наделял; б) за что наделяли; в) право распоряжения; г) право изъятия.

Из кого формировалось единое войско в первой трети XVI в.? Объясните происхождение названий этих сословий

Показывать на карте и называть объекты.

Использовать текст и карту для составления таблицы.

Планировать свою познавательную деятельность.

Использовать элементы причинно-следственного анализа источника.

Комментировать и разъяснять смысл суждения, вывода в историческом контексте.

Давать определение понятиям, проясняя их смысл с помощью словарей, Интернета.

Сравнивать исторические объекты, представляя результат в виде таблицы.

Прояснять происхождение, смысл терминов с помощью словаря

Работа с учебником, картой, таблицей.

Работа с дополнительными источниками информации.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) Приведите конкретные примеры, подтверждающие завершение централизации Российского государства.

Псков, Рязань и Смоленск оказали ли сопротивление московскому князю в процессе объединения?

Составьте на основе текста учебника схему управления Российским государством в первой трети XVI в. Прокомментируйте её. Какую роль в управлении государством играл «государев двор»?

Составьте рассказ «Завершение объединения русских земель» с использованием карты, схемы и др.

Назовите, какие источники информации вы использовали при изучении вопросов урока. Какие оказались наиболее полезны (информативны)? Какие трудности при работе с ними возникали?

Приводить примеры для подтверждения вывода.

Высказывать аргументированные собственные суждения.

Составлять схему управления государством, давать описание элементам и их взаимосвязям.

Систематизировать и излагать материал, используя источники информации, представленные в разных знаковых системах.

Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности

Устный рассказ.

Работа с картой, схемой.

Беседа

Дополнительный материал

Предпосылки образования единого Российского государства:

Духовные

  1. Единые исторические корни народов, древнерусская государственность.
  2. Духовное и культурное единство народа в условиях раздробленности было сохранено на основе единой веры — православия.
  3. Единая Церковь поддерживала объединение страны.
  4. Рост национального самосознания русского народа, осознание важности духовного и культурного единства.

Социально-экономические

  1. Возрождение и развитие хозяйственной жизни страны (повышение производительности земледелия, усиление товарного характера ремесла, рост городов и торговли).
  2. Стабильность и порядок, сильная власть были необходимы для укрепления хозяйственных, торговых основ страны, её развития, что поддерживалось практически всеми социальными группами.
  3. Усиление зависимости крестьян от крупных землевладельцев вызывало сопротивление, сдерживать которое могла централизованная власть. В то же время сильная власть могла и защитить крестьян от произвола ордынцев и землевладельцев.
  4. Бояре и дворяне были заинтересованы в сохранении своих владений и закреплении зависимости крестьян.

Политические (внутренние и внешние)

  1. Необходимость ликвидации последствий ордынского ига.
  2. Усиление и расширение власти Московского княжества.
  3. Уния православной церкви и католической западной церкви, подписанная византийско-константинопольским патриархом (Россия — единственное православное государство).
  4. Внешняя угроза границам русских земель (Литва, Ливонский орден, Речь Посполитая, Швеция и др.) вынуждала искать пути к объединению всех сил и ресурсов.

Примерная схема управления Российским государством в первой трети XVI в.

  • Великий князь
    • Государев двор
    • Боярская дума
    • Казна
    • Дворцы
      • Приказы
        • Местное управление: наместники, волостели и др.
    • Митрополит, Церковный собор

Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *