Причины и предпосылки петровских преобразований

Урок истории в 7 классе

Цели урока: показать учащимся необходимость реформирования страны; выяснить роль контактов с Западом на протяжении XVII в. для осознания властью необходимости перемен; рассказать о реформах А. Л. Ордина-Нащокина и преобразовательных планах В. В. Голицына, выяснить их значение и причины неудач.

Основные знания: причины усиления западного влияния на Россию в XVII в., особенности его проявления; деятельность Симеона Полоцкого; предпосылки и содержание реформ А. Л. Ордина-Нащокина; преобразовательные планы В. В. Голицына; реформаторские идеи Ю. Крижанича; причины нереализованности этих реформ.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь.

Внутрипредметные связи: Новая история: Европа накануне промышленного переворота; история России: Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение.

Персоналии: Симеон Полоцкий, Фёдор Алексеевич, Пётр I, Софья Алексеевна, Иван Алексеевич, А. Л. Ордин-Нащокин, В. В. Голицын, Ю. Крижанич.

Ключевое понятие: регентство.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований; характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII в.; давать определение понятию регентство.

Основные сведения

Торговые и политические контакты России с Востоком и Западом, постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влияния на быт и традиции населения страны.

Западное влияние на Русь усилилось после присоединения Левобережной Украины и Киева. Западная культура приходила в Россию, по образному выражению В. О. Ключевского, «в польской обработке, в шляхетской одежде». В Москву устремились носители польской культуры из числа украинцев и белорусов, оказавшие значительное влияние на развитие культуры, образования, церковных обрядов.

А. Л. Ордин-Нащокин выступил за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока. Он хотел обезопасить южные рубежи России, от соперничества с Польшей предложил перейти к союзу с ней, направленному против турецкой угрозы.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянно действующей армии. Ор-дин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые функции суда и управления выборным представителям посадского населения. Стремясь достичь процветания российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам и основателям новых мануфактур. По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Другим реформатором стал князь В. В. Голицын. Именно при его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище. Была отменена смертная казнь за «возмутительные слова» против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта. Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-На-щокина на поддержку отечественной торговли и ремёсел. Основным препятствием на этом пути князь считал крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал Голицын и идеи введения «поголовной» подати с крестьянских хозяйств. Всё это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства. Организованные и проведённые под руководством Голицына неудачные Крымские походы убедили его в необходимости отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина, Голицын считал, что это должна быть наёмная армия. Однако и ему не удалось осуществить всего задуманного, в 1689 г. князь был отправлен в ссылку в Архангельский край.

План изучения нового материала: 1. Усиление западного влияния на Россию. 2. Симеон Полоцкий. 3. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина. 4. Преобразовательные планы В. В. Голицына. 5. Юрий Крижанич.

Ход урока

В начале урока учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы: в чём выражалась отсталость России от стран Западной Европы в конце XVII в.? Какие преобразования следовало провести в России для преодоления этой отсталости?

Ответы на эти вопросы ученики представляют в письменном виде в конце урока.

Урок целесообразно начать с повторительной беседы, актуализирующей знания учащихся, полученные при изучении ими Новой истории.

Вопросы для учащихся: 1. В каких странах Европы к концу XVII в. прочно утвердились капиталистические отношения? Как они проявились в промышленности и сельском хозяйстве этих стран? 2. Какие новые сословия сформировались в этих странах? 3. Каковы были последствия развития капитализма в Нидерландах и Англии?

Обобщая материал повторительной беседы, учитель напоминает, что развитию новых форм хозяйства в этих странах мешали старые, феодальные порядки: 1) развитие промышленности тормозилось средневековыми цехами; 2) феодальные методы эксплуатации крестьян мешали развитию не только сельского хозяйства, но и торговли (пережитки натурального хозяйства тормозили её); 3) произвол королевской власти. Далее учитель переходит к краткой характеристике России в конце XVII в.

1. Учитель отмечает, что, несмотря на патриархальный характер жизни в России, весь XVII век шло усиление западного влияния на неё. Произошло знакомство с опытом реформ и новыми порядками, утверждавшимися в Западной Европе. Примеры такого влияния можно предложить вспомнить самим учащимся (деятельность А. Д. Виниуса по созданию первых мануфактур).

Вопросы для учащихся: 1. Почему Россия отставала от более развитых стран Европы? 2. От кого в России могли исходить проекты реформ? Что для этого необходимо было сделать?

2. Личность Симеона Полоцкого следует осветить в форме рассказа о его жизни и деятельности, уделив особое внимание тому, с какой целью и почему он был приглашён для воспитания царских детей. Школьники должны уяснить, что именно на долю воспитателя царских детей выпадала трудная задача сформировать у наследников престола стремление к прогрессу российского общества, понимание важности и необходимости изменений при условии сохранения основ традиционного уклада жизни страны. В заключение можно поставить перед учениками вопросы: какие стороны жизни России в XVII в., о которых уже говорилось на предыдущих уроках, следовало реформировать и почему? Чем они не устраивали россиян?

3. Учитель говорит о личности и проектах преобразовательной деятельности одного из первых российских реформаторов — А. Л. Ордина-Нащокина. Сначала следует рассказ об основных вехах его биографии, затем — беседа с учащимися.

Вопросы для учащихся: 1. Какие именно страницы политической жизни А. Л. Ордина-Нащокина сформировали в нём реформатора? 2. С опытом каких стран он был знаком?

Учитель рассказывает об основных реформаторских проектах А. Л. Ордина-Нащокина, ставя перед учащимися вопросы: почему многие из преобразований ему так и не удалось реализовать? С чем была связана опала реформатора?

4. Учитель рассказывает о личности В. В. Голицына и основных идеях его реформ. Для закрепления материала учащиеся выполняют задание 1 к § 12 рабочей тетради.

5. Представление о личности Юрия Крижанича формируется у школьников с помощью рассказа учителя, опирающегося на соответствующий материал учебника.

Завершая урок, учитель собирает для проверки письменные ответы учащихся на проблемные вопросы, заданные им в начале урока.

Выводы. Во второй половине XVII в. российские власти осознали необходимость реформ. Разрабатывались проекты, началась конкретная деятельность по воплощению некоторых из них в жизнь. Не случайно историк В. О. Ключевский сформулировал мнение о «преобразо-вательном настроении» в обществе, созданном при царе Алексее Михайловиче. Однако реформы проводились крайне медленно и непоследовательно, многие планы так и остались лишь на бумаге.

Домашнее задание: § 12, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 2—6 к § 12.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *