Политическое развитие страны при первых Романовых

Цели урока: проследить общее направление политического развития России в XVII в.; показать учащимся причины усиления самодержавного характера власти и его последствия.

Основные знания: усиление самодержавной власти при первых Романовых; изменение роли и значения Земских соборов; причины утраты властных функций Боярской думой; предпосылки и последствия роста численности приказов; перемены в системе местного управления; основные положения Соборного уложения 1649 г.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, отрывки из сочинения Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» (полная версия сочинения представлена на сайте http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/kotoshih.htm#723) и Соборного уложения 1649 г., настенная карта «Территориальный рост России в XVII в.», репродукции картин К. В. Лебедева «В Боярской думе», А. П. Рябушкина «Сидение царя с боярами в государевой комнате», С. В. Иванова «В приказной избе» и «Суд в Московском государстве».

Внутрипредметные связи: Новая история: Английская революция XVII в., становление абсолютизма во Франции в XVII в.; история России: внутренняя политика Ивана Грозного.

Персоналии: Михаил Фёдорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.

Ключевые понятия: самодержавие, абсолютизм, волость, стан, крепостничество.

Даты и события: 1613-1645 гг. — правление Михаила Фёдоровича Романова; 1645-1676 гг. — правление Алексея Михайловича Романова; 1649 г. — принятие Соборного уложения; 1653 г. — последний Земский собор.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории), самодержавие, волость, стан, крепостничество; анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России; разъяснять, в чём заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством; характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича.

Основные сведения

При первых Романовых роль и значение царской власти неизмеримо выросли, а роль Земского собора и Боярской думы в государственных делах ослабла.

Земские соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царём проектов, а не для обсуждения путей развития страны, как бывало прежде. А с усилением крепостничества представительство низших слоёв населения в Земских соборах стало минимальным.

Последний Земский собор был созван в 1653 г., он принял в российское подданство население Левобережной Украины и Киева.

С тех пор главной опорой самодержавия стали дворяне, служившие в приказах и армии.

Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Увеличение численности Думы сделало её слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоявший из доверенных лиц, — «ближнюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно заменила собой «большую». В полном составе Боярскую думу стали созывать всё реже и реже. «Ближняя» же Дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.

Рост территории страны, усложнение экономических задач привели к значительному увеличению числа приказов. В разное время в России существовало около ста приказов.

В XVII в. территория России делилась на уезды, станы и волости.

С самого начала XVII столетия во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод. Они руководили местными войсковыми отрядами, возглавляли управление, суд, сбор налогов. Можно сказать, что воеводы олицетворяли всю власть на местах. Органы, выбираемые населением (земские и губные избы), утратили значительную часть своих полномочий.

Появление многих новых законов в первой половине XVII в. наряду с применением законов более раннего времени потребовало их упорядочения, сведения в единый документ — свод законов. Составление такого свода царь Алексей Михайлович поручил своим приближённым во главе с князем Н. И. Одоевским. При составлении Соборного уложения, принятого Земским собором в 1649 г., использовались не только российские законы, но и зарубежные.

План изучения нового материала:

  1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.
  2. Земские соборы.
  3. Боярская дума.
  4. Приказы.
  5. Местное управление.
  6. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Ход урока

Рассмотрение нового материала предваряет повторительная беседа учителя с классом. Актуализация знаний учащихся позволит им лучше понять, в чём заключалось укрепление самодержавия в XVII в.

Вопросы и задания для учащихся: 1. К какому времени относится установление в России самодержавия? 2. Назовите органы управления в России XVI в.

1. Изучение данного пункта плана можно провести в форме лабораторной работы. Основными источниками для анализа здесь могут выступить отрывки из Соборного уложения 1649 г.

Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать

1. Будет кто каким умышлением учнёт мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит и по тому извету про то его злое умышленье сыщется допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнёт рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнёт дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию…

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взятии на государя.

6. А жёны будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити смертию…

13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиняя им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить…

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысел, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Руси, или его государевым бояром и ближним людям, или в городех воеводам и приказным людем…

21. А кто учнёт к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех, и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады…

Вопросы для учащихся: 1. Какие поступки Соборное уложение рассматривало как государственное преступление? 2. Какие наказания назначались за эти поступки? Почему наказания были столь жестокими?

По итогам работы учащихся с документом учитель делает вывод о том, что царь защищал интересы феодалов, сам являясь крупнейшим из них (ему принадлежало свыше 80 тыс. крестьянских дворов).

Далее учитель рассказывает о первых царях из династии Романовых, чередуя свой рассказ с беседой с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Почему Михаил Фёдорович вошёл в историю как Кроткий, а Алексей Михайлович — как Тишайший? 2. Какую роль при дворе Михаила Фёдоровича играл патриарх Филарет? Можно ли назвать его «вторым великим государем»? 3. Чем можно объяснить особую роль патриарха Филарета в системе управления государственными делами?

2. Этот этап урока можно начать с повторения ранее пройденного материала.

Вопросы для учащихся: 1. Что такое Земские соборы? 2. Когда и почему они начали созываться? 3. Кто и как становился участниками Земских соборов? 4. Чем можно объяснить усиление роли Земских соборов в конце XVI — начале XVII в.?

Отталкиваясь от ответа на последний вопрос, учитель приступает к изложению нового материала, объясняя учащимся, почему происходило постоянное уменьшение роли Земских соборов после Смуты. При рассмотрении этого и двух последующих пунктов плана урока можно предложить учащимся заполнить таблицу:

Органы управления в Российском государстве в XVI-XVII вв.

 Государственные учреждения  XVI в.  XVII в.
 Земские соборы
 Боярская дума
 Приказы

3. При объяснении материала о Боярской думе учителю важно показать динамику её развития. В этом ему поможет беседа с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Когда и почему появилась Боярская дума? 2. Какие функции она имела? Как изменились эти функции в период опричнины? 3. Что нового появилось в работе Думы в Смутное время?

При изложении материала учитель может использовать репродукции картин художников К. В. Лебедева «В Боярской думе» и А. П. Рябушкина «Сидение царя с боярами в государевой комнате», а также отрывок из сочинения подьячего (помощника дьяка) Григория Котошихина «О сидении царя с боярами».

Полученные данные можно свести в таблицу, выполнив задание 6 к § 6 рабочей тетради.

4. При объяснении материала о приказах учителю целесообразно иллюстрировать свой рассказ репродукцией картины С. В. Иванова «В приказной избе».

На этой картине показана приказная изба XVII в. в разгар работы. В небольшой комнате — «казёнке» (где хранились казна и наиболее важные документы приказа) — за столом сидят: глава приказа — «судья» из бояр, его товарищи, дьяк — главный секретарь приказа — и подьячие.

У двери, опершись о притолоку, в красном кафтане стоит пристав. От него зависит, кого пропустить к судье и дьяку, а кого нет. Перед дверью теснятся просители. У каждого в руках «приношение»: у одного — гусь, у другого — рыба, у третьего — лукошко с яйцами, у следующего — бублики, кто-то положил на скамейку мешок с мукой. Без взятки в приказ не ходили. Даже в приговорке того времени говорилось: «Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом».

В центре картины большой стол, на нём чернильницы, горшок с клеем, бумаги, горшочки с киноварью (чтобы красной краской писать первую строку в жалованных грамотах или заглавную букву в рукописях). Подьячие пишут гусиными перьями на листках бумаги и подклеивают их один к другому, наматывая на палочке в длинный свиток. Чем дольше тянулось дело, тем длиннее становился свиток. До нашего времени дошли свитки по 50-80 м длины. Чтобы найти нужную строку, надо было перематывать весь свиток. Лента волочилась, отсюда пошло название «бумажная волокита».

Другим вариантом изучения этого пункта плана является беседа с учащимися по репродукции картины С. В. Иванова «В приказной избе».

Вопросы для учащихся: 1. Как на картине показано взяточничество в приказах? 2. Что было предметом взяток? 3. Что можно сказать по картине о ведении дел в приказах, о работавших в них людях?

5. Изучение этого пункта можно построить в виде беседы с учащимися по репродукции картины С. В. Иванова «Суд в Московском государстве», на которой изображён суд на воеводском дворе в уездном городе.

6. Завершает разговор о государственном аппарате обсуждение сущности законодательной базы Российского государства в XVII в. Учитель, подводя итог, делает вывод о том, что жестокими пытками, суровыми приговорами (ученики должны уточнить, какие виды приговоров существовали по Соборному уложению 1649 г.) царский суд поддерживал господство феодалов, охранял их жизнь и имущество.

Выводы. В течение XVII столетия значительно укрепилась царская власть. Российские самодержцы перестали созывать Земские соборы и считаться с мнением Боярской думы. Усиливалось крепостное право. Законы прикрепили крестьян к земле.

Домашнее задание: § 6, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1-5, 7, 8 к § 6.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *