Образование первых государств

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала 1) Греческие города-государства Северного Причерноморья.

2) Скифское царство.

3) Упадок причерноморских государств.

4) Великое переселение народов.

5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны.

6) Жители лесной полосы Восточной Европы

Тип урока Комбинированный
Ресурсы урока Учебник, § 2. Карта. Геродот, «История» (отрывок).

Энциклопедия «Вокруг света» — http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia

Филатов К. Ю. Словарь античных историков. — М., 2006. — http://interpretive.ru/dictionary/947

Основные понятия и термины Полис. Каганат. Ислам. Дань
Основные даты V в. до н. э. — образование Боспорского царства.

IV-VII вв. н. э. — Великое переселение народов.

VII в. — образование Хазарского каганата.

IX в. — образование Волжской Булгарии

Персоналии Геродот. Митридат VI Евпатор
Домашнее задание § 2 учебника. Составьте рассказы о греческих полисах в Северном Причерноморье, скифах (с использованием сведений Геродота и карты), первых государствах, жителях Восточной Европы.

*Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Мини-проекты:

Узнайте больше о городах и государствах, появившихся в древности на территории нашей страны (например, Дербенте, Итили, Казани, Булгаре, Херсонесе, Пантикапее и др.). Соберите информацию об их возникновении, памятниках культуры, узнайте, какова была их дальнейшая судьба. Итогом работы может стать реферат, рисунок, видеоряд или презентация для демонстрации в классе

 

Модули урока Учебные задачи для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Оценивание образовательных результатов
Мотивационно-целевой Вспомните из курса истории Средних веков, какие процессы назвали Великим переселением народов. Рассмотрите карту и предположите, как повлияло это переселение на людей, живущих на территории нашей страны Применять ранее изученные понятия.

Характеризовать на основе карты территории расселения.

Определять учебную задачу

Беседа
Ориентационный (актуализации/повторения) Можно ли считать, что полис — это государство? Определите по карте, где находились самые северные колонии греческих полисов. Какие моря необходимо было последовательно проплыть, двигаясь из Египта в Черное море? Показывать по карте и называть географические объекты Беседа.

Работа с картой

Содержательно-операционный Что вы знаете о Геродоте? Как быстро можно найти информацию о нем?

Прочитайте отрывок из «Истории» Геродота (см. рубрику «Изучаем документ»).

К какому типу исторических источников относится этот документ? Можно ли говорить, что описанные в документе обряды являются языческими? Сколько ритуалов описано в тексте? Подтвердите свое мнение цитатами из документа.

На основе рассказа учителя определите, как нашествия кочевников влияли на развитие оседлых народов. Можно ли указать положительные последствия таких нашествий?

Прочитав пункт «Жители лесной полосы Восточной Европы», покажите на карте территорию расселения финно-угорских племен и приведите примеры, как природные условия повлияли на их хозяйственную деятельность

Использовать словари и энциклопедии, в том числе ресурсы Интернета.

Анализировать отрывки из сочинения Геродота. Давать комментарии и приводить примеры из текста для подтверждения вывода.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием общества.

Использовать текст и карту для обобщающего вывода

Работа с дополнительными источниками информации.

Беседа.

Работа с учебником, картой

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) Расскажите по материалам § 2 и таблицы «Основные достижения и открытия человечества в эпоху первобытности» (век металлов), как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины? В чем ее отличия от родовой? Назовите признаки появления государства.

С помощью карты назовите, какие государства существовали в VII-IХ вв. на территории Северного Причерноморья, Поволжья. Каковы причины их возникновения? Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными государствами, чем Тюркский каганат?

О каком из перечисленных государств вы хотели бы узнать больше?

Систематизировать и излагать информацию.

Обосновывать суждения и выводы.

Называть характерные признаки исторических объектов.

Называть причины увеличения небольшой численности населения Восточной Европы.

Называть причины возникновения государств.

Высказывать аргументированные собственные суждения.

Планировать свою познавательную, проектную деятельность

Устный рассказ.

Работа с картой.

Беседа

Дополнительный материал

ИБН ФАДЛАН о путешествии в Волжскую Булгарию в 921-922 гг.

«Записка» Ибн Фадлана содержит описание поездки посольства в Булгар для официального принятия ислама царем булгар и его окружением в 921-922 гг.

Продолжительность [правления] их царя — сорок лет. Если он переживет их [хотя бы] на один день, то подданные и его приближенные уволят его или убьют и скажут: «У этого ум уже уменьшился и его суждение [стало] путаным [неясным]». Если он пошлет [в поход] отряд [войска], то он не обращается вспять никоим образом и никаким способом, а если он обратится в бегство, то предается смерти всякий, кто из него к нему [к царю] возвратится…

У царя хазар [есть] огромный город на реке Атыл. Он состоит из двух сторон, — в одной из этих двух сторон [живут] мусульмане, а в другой стороне — царь и его приближенные. Над мусульманами [начальствует] муж из [числа] приближенных отроков царя, который называется хаз. Он мусульманин, и судебная власть над мусульманами, живущими в стране хазар и [временно] приезжающими к ним по торговым делам, предоставлена этому отроку-мусульманину, так что никто не рассматривает их дел и не производит суда между ними, кроме него. У мусульман в этом городе [есть] соборная мечеть, в которой они совершают молитву и присутствуют в ней в дни пятниц. …И вот, когда в триста десятом году до царя хазар дошла [весть], что мусульмане разрушили синагогу, бывшую в Усадьбе ал-Бабунадж, он приказал, чтобы минарет был разрушен, казнил муэззинов и сказал: «Если бы, право же, я не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы [и] мечеть». Хазары и их царь — все иудеи, а «сакалиба = славяне» и все, кто соседит с ними, [находятся] у него в покорности, и он обращается к ним, как к находящимся в рабстве, и они повинуются ему с покорностью.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *