Начало царствования Петра I. Борьба за власть

Урок истории в 7 классе

Цели урока: познакомить учащихся с личностью Петра I, дать им представление о роли личности в истории; рассмотреть реформаторскую деятельность царя, роль и значение Великого посольства для оформления первых проектов реформ.

Основные знания: детство царевича Петра, особенности формирования его личности; причины и последствия двоецарствия, роль царевны Софьи в политической жизни страны; начало царствования Петра I, его социальная опора; причины и последствия Азовских походов; роль и значение Великого посольства для последующих реформ Петра I.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Российская империя в XVIII в.».

Внутрипредметные связи: Новая история: политическое развитие Европы в начале XVIII в.

Персоналии: Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Пётр I, Софья Алексеевна, Иван Алексеевич, Нарышкины, Милославские, Ф. Я. Лефорт.

Ключевые понятия: лавра, брандер.

Даты и события: 1672 г. — рождение Петра Алексеевича; 1682—1689 гг. — правление царевны Софьи; 1689— 1725 гг. — самостоятельное царствование Петра I.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту; давать оценку Азовским походам, Великому посольству Петра I; объяснять понятия лавра, брандер.

Основные сведения

Пётр с детских лет проявлял большой интерес к опыту европейцев. В отличие от других московских государей, он научился плотничать, строить корабли, стал мечтать о выходе России к морям.

Личность Петра-политика сформировалась в условиях постоянной придворной борьбы.

Неудача Азовских походов потребовала от молодого царя пересмотра традиционных направлений внешней политики.

Для наилучшего ознакомления с достижениями европейцев Пётр снарядил Великое посольство. Вернувшись из-за границы, царь твёрдо решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, превращение своей страны в великую европейскую державу.

План изучения нового материала: 1. Детство Петра. 2. Двоецарствие. Царевна Софья. 3. Начало царствования Петра. 4. Азовские походы. 5. Великое посольство 1697— 1698 гг.

Ход урока

Материалы урока носят преимущественно биографический характер, и поэтому все пункты плана, выносимые на рассмотрение, могут быть предложены учащимся в виде рассказа учителя с опорой на текст и иллюстрации параграфа, а также на карту «Российская империя в XVIII в.».

Свой рассказ учитель может сочетать с беседой с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Какие главные черты вы бы отметили в воспитании и обучении царевича Петра? 2. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях? 3. Чем его обучение и воспитание отличалось от воспитания старших братьев и сестры? 4. Какие личные качества отличали Петра от его сводного брата Ивана? 5. Какую роль сыграла в период двое-царствия царевна Софья? 6. Как вы можете оценить её деятельность на посту правительницы страны? 7. Чем можно объяснить детский интерес Петра к иноземцам? 8. Какой образ жизни вёл Пётр в селе Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных забав царских детей? 9. В какой обстановке начиналось самостоятельное правление Петра? 10. Какой опыт извлёк Пётр из Азовских походов? 11. Для чего было организовано Великое посольство? Каков был главный итог его деятельности? Совпадал ли он с намеченными целями?

Рассматривая последний вопрос плана, целесообразно предложить ученикам выполнить задание 2 к § 13 рабочей тетради.

Выводы. Пётр I приехал из Европы с твёрдым намерением добиться преодоления Россией отставания от Запада. Для этого, по его убеждению, следовало реформировать российское общество. Борьба за выход к берегам Балтики рассматривалась Петром I как обязательное условие укрепления связей с Западной Европой.

Домашнее задание: § 13, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 3—7 к § 13.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *