Культурное пространство в XVII в.

Цели уроков: привлечь внимание учащихся к причинам усиления интереса к образованию и науке в XVII в.; показать основные достижения в области образования, науки, культуры.

Основные знания: особенности развития образования в XVII в.; массовый выпуск печатных книг; распространение научных знаний в России; историческое значение Великих русских географических открытий XVII в.; новые явления в русской литературе; развитие и особенности отечественной архитектуры; специфика живописных произведений; создание в России первого придворного театра.

Образовательная среда: учебник, настенная карта «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока», повести «О Ерше Ершовиче», «О Шемякином суде» (их полные версии представлены на сайте http://old-ru.ru), изображения архитектурных памятников XVII в.

Внутрипредметные связи: Новая история: культура эпохи Возрождения, Великие географические открытия; история России: культура XVI в.

Персоналии: братья Лихуды, Симеон Полоцкий, Н. Спафарий, С. И. Дежнёв, В. Д. Поярков, М. В. Стаду-хин, Е. П. Хабаров, Симон Ушаков, Г. Грегори.

Ключевые понятия: обмирщение культуры, нарышкинское барокко, парсуна, сатира, биографическая повесть.

Даты и события: 1635-1636 гг. — строительство Теремного дворца Московского Кремля; 1648 г. — открытие С. И. Дежнёвым пролива между Азией и Америкой; 1672 г. — открытие первого в России театра при дворе Алексея Михайловича; 1687 г. — открытие Славяно-греко-латинского училища.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризовать их назначение, художественные достоинства и др.; объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.; проводить поиск информации (в том числе в Интернете) для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в.; давать определение понятиям парсуна, сатира.

Основные сведения

В XVII в. в связи с развитием хозяйства, укреплением самодержавия возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения.

К концу XVII столетия в Москве грамотой владело около 24 % взрослого мужского посадского населения. Это был весьма высокий показатель. Особенно быстро росла грамотность среди дворян.

Среди черносошных и даже крепостных крестьян тоже были свои «грамотеи», успешно передававшие знания односельчанам.

Для XVII в. самой распространённой формой получения образования было домашнее обучение. Детей посадских учили в основном чтению, письму и «счётной мудрости». Учителями выступали либо владевшие грамотой члены семьи, либо «мастера» из числа духовенства.

Увеличивался выпуск печатных книг. Во второй половине XVII в. один лишь Печатный двор выпустил 300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно разным слоям населения (например, букварь стоил 1 копейку).

Интерес к знаниям приводил к необходимости создания школ. Как правило, они открывались при церквях и монастырях. Образцом служили украинские и белорусские школы, в Россию приглашались учёные монахи из Речи Посполитой.

В 1687 г. греки братья Лихуды основали первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. — Славяно-греко-латинская академия). Приём в него был разрешён детям свободных сословий. Это учебное заведение готовило кадры для нужд церкви и государства, а также преподавателей.

Научные знания в России находились ещё на начальной стадии своего развития. Их главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и т. д.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях.

Полученные научные знания применялись на практике. В 1615 г. русские мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой. За один год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн).

Русские мастера совершенствовали технику крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.

Астрономические знания применялись для более точного определения дат переходящих церковных праздников (например, Пасхи).

XVII столетие стало эпохой Великих русских географических открытий, которые внесли большой вклад в мировую науку. Середина и вторая половина XVII в. вошли в историю как время непрерывных экспедиций русских первопроходцев, отправлявшихся на восток — в сибирские и дальневосточные земли.

Новые явления возникали и в русской литературе. Она переставала быть лишь богословской, церковной — появлялось всё больше разнообразных светских произведений. В XVII в. впервые стали записываться выдающиеся произведения устного народного творчества: былины, пословицы, песни, заговоры.

Появились новые литературные жанры: сатирические сказки, биографическая повесть. Симеон Полоцкий положил начало основам современного стихосложения.

В русской архитектуре XVII в. наблюдался постепенный отход от строгих церковных канонов. Это проявилось, в частности, в стремлении зодчих к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как «дивное узорочье».

В середине XVII в. в русской архитектуре возник новый стиль — нарышкинское (или московское) барокко.

Основным видом живописи была иконопись. Но иконы стали всё больше отображать реальную жизнь, общественные идеалы. В русском изобразительном искусстве XVII столетия развивалась и портретная живопись. Если в первой половине XVII в. портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй его половине они уже создаются на холсте масляными красками.

Новым явлением для отечественной культуры стало открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра.

План изучения нового материала:

  1. Образование.
  2. Выпуск печатных книг.
  3. Научные знания.
  4. Русские первопроходцы.
  5. Литература.
  6. Архитектура.
  7. Живопись.
  8. Театр.

Из-за объёмности темы на её изучение целесообразно отвести два урока, на первом из которых рассмотреть пункты плана 1-4, на втором — 5-8.

Урок 1

1, 2. Вопросы образования и книгопечатания можно рассмотреть в объёме учебника, акцентировав внимание учащихся на двух важнейших положениях: а) высокая грамотность населения (24 % среди посадского мужского населения Москвы); б) необходимость создания в масштабах страны системы образования, что диктовалось потребностями единого политического и формирующегося единого экономического пространства.

3. Изучение данного пункта начинается беседой с учащимися.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Вспомните важнейшие мировые научные открытия XVI-XVII вв. 2. Какие технические новинки появились в Европе того времени? 3. Какие открытия были совершены европейцами в эпоху Великих географических открытий?

Важно показать учащимся, что Россия не оставалась в стороне от важнейших открытий и технических решений того времени. В качестве примера можно рассказать про географические карты, составленные русскими в конце XVI — начале XVII в., изготовление первой пушки с винтовой нарезкой, отливку грандиозных колоколов и т. п.

4. Прямым продолжением разговора о научных знаниях является тема русских первопроходцев. Её можно дать в форме рассказа с элементами беседы о жизненном пути (или путешествиях) одного из великих русских первопроходцев XVII в. — С. И. Дежнёва, В. Д. Пояркова, М. В. Стадухина, Е. П. Хабарова. Одновременно на карте «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока» учитель показывает маршруты важ-нейших походов, в заключение делая вывод о том, что Великие русские географические открытия XVII в. внесли важный вклад в развитие мировой науки.

Другим вариантом изучения данного пункта могут быть выступления учащихся со своими сообщениями о жизни и путешествиях русских первопроходцев XVII в.

Домашнее задание: задания 1, 2, 4 к § 10 рабочей тетради. Также некоторым учащимся можно предложить подготовить сообщения (с элементами презентации) об архитектурном памятнике в стиле нарышкинского барокко (по выбору ученика) либо на темы «Симон Ушаков», «Русские зодчие XVII в.».

Урок 2

5. Литературные труды эпохи могут быть рассмотрены в ходе лабораторной работы. Анализу будет подвергнута одна из сатирических повестей («О Ерше Ершовиче», «О Шемякином суде»). По её итогам можно предложить ученикам высказаться об особенностях политической и повседневной жизни населения в XVII в.

6, 7. Материал данных пунктов плана объясняет учитель в объёме учебника.

Другим вариантом изучения данного материала могут быть выступления учащихся со своими сообщениями.

8. Рассказ о театре требует правильно выбранного акцента в повествовании учителя — следует уточнить, что речь идёт, с одной стороны, о первом театре в России, но с другой — даже не о придворном, а о царском театре, зрителями которого были лишь несколько человек.

Домашнее задание: § 10, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 3, 5-10 к § 10.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *