Крестовые походы

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с историей Крестовых походов, с их участниками; выяснить причины и последствия Крестовых походов; показать их захватнический характер; дать целостное представление об историческом пути народов.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять причины Крестовых походов; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

личностные УУД: формировать навыки самоанализа и самоконтроля; осмысливать и оценивать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов; воспитывать чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.

Оборудование: карта «Крестовые походы»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Христианская религия призывала прощать своих врагов, но при этом сама церковь разжигала ненависть к мусульманам и язычникам, беспощадно расправлялась с еретиками.

В каких случаях церковь призывала к милосердию в отношении врагов, а в каких — к беспощадной войне с врагами и их истреблению? Об этом мы и будем вести речь на уроке.

III. Актуализация знаний

— Какую роль играла христианская церковь в Средние века? Почему?

— Какие походы против еретиков организовывала католическая церковь?

— Каково было положение немусульман в Арабском халифате?

(Ответы учеников.)

В конце XI в. Алексей Комнин, император Византии, обратился к римскому папе с просьбой о помощи. Его государству угрожали воинственные турки-сельджуки, которые уже успели завоевать значительную часть Малой Азии. Римский папа Урбан II помог императору: в 1095 г., выступая перед верующими во французском городе Клермоне, призвал их к освобождению Гроба Господня в Иерусалиме. Он утверждал, что освобождение Святой земли от мусульман — долг каждого христианина. Так начались Крестовые походы.

— Где находится Святая земля? (В Палестине, где прошла земная жизнь Иисуса Христа.)

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Крестовые походы».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Причины и цели Крестовых походов.
  2. Крестовые походы.
  3. Результаты и последствия Крестовых походов.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему Крестовые походы объединили интересы столь разных групп людей? Что, кроме религиозного чувства, подвигло в путь феодалов, крестьян и ремесленников? Была ли идея Крестовых походов — освобождение Гроба Господня — главной? Почему в конце XIII в. Крестовые походы прекратились?

IV. Работа по теме урока

1. Причины и цели Крестовых походов

После захвата турками-сельджуками христианской святыни — Гроба Господня — в Западной Европе стали распространяться слухи о притеснениях паломников в Иерусалиме. В 1095 г., в городе Клермоне стечение народа было так велико, что свою речь папа Урбан II произнес на широкой равнине за городом.

Задание: познакомьтесь с содержанием исторического источника «Из выступления папы Урбана II в Клермоне», ответьте на вопросы и выполните задание.

— Уточните по карте, где располагались территории, упомянутые папой.

— Кого автор называет «народ Персидского царства»?

— На какие группы средневековых жителей были рассчитаны эти слова Урбана II? Аргументируйте свой ответ.

— Будет ли выполнен призыв папы о помощи богатых бедным? Как вы думаете, почему?

(Ученики выполняют задание.)

Предлагаю сыграть в ролевую игру. Разделимся на четыре группы, каждая из которых будет представлять отдельные слои средневекового общества.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 § 17, объясните цели участия духовенства в Крестовых походах.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 1 § 17, объясните цели участия крестьян и бедняков в Крестовых походах.

Задание для третьей группы: работа» с текстом п. 1 § 17, объясните цели участия феодалов в Крестовых походах.

Задание для четвертой группы: работая с текстом п. 1 § 17, объясните цели участия итальянских городов в Крестовых походах.

(Проверка выполнения задания и составление схемы (см. с. ПО).)

2. Крестовые походы

Мы выяснили, что религиозные и истинные цели участников Крестовых походов были различны. Они мечтали разбогатеть за счет грабежей и приобрести земли в далеких странах. Как же проходили Крестовые походы?

Цели участников Крестовых походов:

  • Крупные и мелкие феодалы: грабеж, захват добычи, новых земель
  • Итальянские города: захват торговых путей на Средиземном море, торговые льготы
  • Крестьяне и бедняки: избавление от гнета феодалов и превращение в свободных земледельцев
  • Католическая церковь (организатор походов): усиление влияния папы и захват новых владений

Задание: работая с текстом п. 2-7 § 17, заполните таблицу.

Линии сравнения Первый Крестовый поход Третий Крестовый поход Четвертый Крестовый поход
Годы
Участники
Цели
Результаты

(Проверка выполнения задания.)

3. Результаты и последствия Крестовых походов

— Какие результаты и последствия имели Крестовые походы?

(Работа в паре.)

Задание для первого ученика: работая с текстом п. 8 § 17, назовите результаты и последствия Крестовых походов, с точки зрения народов Востока.

Задание для второго ученика: работая с текстом п. 8 § 17, назовите результаты и последствия Крестовых походов, с точки зрения народов Западной Европы.

(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

Народы Западной Европы Народы Востока
— Крестоносцы несли огромные людские и материальные потери.

— Католическая церковь не достигла своей цели в расширении власти над восточными странами.

— Оживилась торговля на Средиземном море.

— Распалась Византийская империя.

— Взаимное влияние двух культур: западной и восточной:

— стали выращивать восточные растения: рис, лимоны, абрикосы, арбузы и т. д.;

— стали использовать ветряные мельницы;

— научились изготавливать шелк, стеклянные зеркала;

— стали мыть руки перед едой и мыться в банях

— Огромные людские потери и материальные жертвы населения.

— Продажа людей в рабство.

— Разграбление и разрушение городов.

— Уничтожение памятников культуры, предметов искусства

V. Подведение итогов урока

— Почему Крестовые походы объединили интересы таких разных групп людей?

— Что, кроме религиозного чувства, подвигло в путь феодалов, крестьян и ремесленников?

— Была ли идея Крестовых походов — освобождение Гроба Господня — главной?

— Почему в конце XIII в. Крестовые походы прекратились?

Христианская религия призывала прощать своих врагов: в церковных книгах было сказано, что если ударили по одной щеке, надо подставить другую. Но сама церковь разжигала ненависть к мусульманам и язычникам, беспощадно расправлялась с еретиками.

— В каких случаях церковь призывала к милосердию в отношении врагов, а в каких — к беспощадной войне с врагами и их истреблению?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 17, ответить на вопрос: почему организатором Крестовых походов выступала церковь, а не европейские короли?
  2. Для средних учеников — § 17, написать от лица одного из участников Крестовых походов обращение к крестьянам о необходимости их участия в походе с объяснением причины.
  3. Для слабых учеников — § 17, вопросы и задания к параграфу.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *