Контрольно-обобщающий урок «Жизнь первобытных людей»

Урок истории в 5 классе

Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей».

Информация для учителя

Учитывая возраст школьников и соблюдая традиции преемственности среднего звена и начальной школы, целесообразно завершить изучение данного раздела игрой — путешествием в далекое прошлое наших предков. Игру можно организовать в виде путешествия по станциям.

А также возможен и другой вариант проведения урока — выполнение учащимися специального теста. Учитель может выбрать наиболее приемлемый для своих учеников вариант.

Оборудование: карта мира, схема путешествия на доске.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы и задачи урока

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

— Каковы черты первобытности или первобытного общества?

(Работая на уроке, учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества.)

III. Путешествие по станциям

На доске схема путешествия по станциям.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ?

1. Рассказкино
2. Картово
3. Задачкино
4. Кроссвордово
5. Терминово
6. Отгадайкино

1. На первой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.

КАРТОЧКА № 7

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?» Для этого вспомни:

— От кого произошел человек?

— Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

— Чем было покрыто его тело?

— Как выглядит современный человек?

— Сравни условия жизни древнего и современного человека.

— Сравни занятия, орудия труда.

Сделай вывод.

КАРТОЧКА № 8

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?»

Для этого вспомни:

— Какой металл первым начал использовать человек?

— Какое это имело значение?

— Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод.

2. Пока готовятся двое учеников, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты.

— Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. (Африка.)

— Покажите предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка.)

— Покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия.)

3. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.

Задача 1. Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)

Задача 2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна… Так появился плот.)

Задача 3. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.)

Задача 4. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе. (На протяжении 2 млн лет собирательство и охота были главными занятиями людей.)

4. Развернутые ответы учащихся по карточкам № 7 и 8.

5. На этой станции дети разгадывают кроссворд.

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

6. На станции «Терминово» проверяется знание терминов.

— Что обозначают слова и выражения: история, исторический источник, Всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.

7. На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

— Каковы черты первобытности? (Первобытность — это такой порядок жизни людей, при котором: а) люди жили небольшими коллективами и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)

Вывод записывается в тетрадь.

IV. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Домашнее задание: самостоятельно прочитать текст параграфа «Счет лет в истории».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.