Итоги и последствия Смутного времени

Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности.

Основные знания: распад тушинского лагеря; свержение Василия Шуйского и установление Семибоярщины; приглашение на русский престол польского королевича Владислава; формирование Первого народного ополчения и причины его неудач; создание Второго народного ополчения и освобождение Москвы от польских оккупантов; роль Минина и Пожарского в русской истории; подвиг Ивана Сусанина; работа и решение Земского собора 1613 г.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенные карты «Смутное время в России начала XVII в.», «Освобождение Москвы в 1612 г.».

Персоналии: патриарх Гермоген, патриарх Филарет (Фёдор Никитич Романов), Лжедмитрий II, королевич Владислав, гетман Жолкевский, король Сигизмунд III, Прокопий Ляпунов, Д. М. Пожарский, К. А. Минин, Иван Сусанин, Михаил Фёдорович Романов.

Ключевые понятия: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всей земли», Земский собор.

Даты и события: 1611 г. — создание Первого ополчения; 1611-1612 гг. — Второе ополчение; 1612 г. — освобождение Москвы от поляков; 1613 г. — избрание Земским собором царём Михаила Романова.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго народных ополчений; высказывать и обосновывать оценку действий участников народных ополчений; характеризовать последствия Смуты для Российского государства; объяснять значение понятий Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всей земли», Земский собор.

Основные сведения

В июле 1610 г. спешно созванный после поражения под Клушином Земский собор низложил Василия Шуйского. Власть в стране оказалась в руках Семибоярщины — особой комиссии московской думы, которая во главе с князем Ф. И. Мстиславским решительно отвергла самозванца и смогла увлечь русских людей предложением избрать царём польского королевича Владислава. Бояре доказывали, что Владислав, будучи нейтральной фигурой, поможет покончить одновременно и с братоубийственной войной, и с польским вторжением. Москвичи и жители многих уездов страны принесли присягу новому царю.

Трудные дни наступили для русского государства. Польские отряды захватывали города и монастыри, грабили и убивали население. По стране рыскали и бесчинствовали отряды оставшихся тушинцев. Боярское правительство не пользовалось никаким уважением у народа. Одни города на западе страны признали в качестве законного царя польского королевича Владислава, другие — шведского принца Карла Филиппа. В некоторых областях целовали крест сыну Марины Мнишек. Но большинство вообще никакой верховной власти не признавало. Польские войска продолжали осаду Смоленска, шведы двинулись на Новгород. Гетман Жолкевский вёл себя в Москве как завоеватель. Независимость страны была поставлена под угрозу. Осознав этот факт, русский народ поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

Первой против польских захватчиков выступила Рязанская земля. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. К нему присоединились остатки тушинцев во главе с Д. Трубецким и И. Заруцким. Но их попытки освободить Москву закончились неудачей.

Летом 1611 г. страна была в исключительно тяжёлом положении. После 20-месячной осады поляки овладели Смоленском. В июле шведам сдался Новгород. С юга на Русскую землю беспрепятственно вторгались крымские ханы. Англия строила планы захвата Русского Севера и Поволжья. В Москве продолжали хозяйничать поляки.

Центром освободительного движения с осени 1611 г. стал Нижний Новгород. Второе ополчение возглавили земский староста К. А. Минин и князь Д. М. Пожарский.

С освобождением столицы предстояло восстановить государственную власть в стране, избрать нового царя. В январе 1613 г. в Москве собрались представители от дворян, бояр, духовенства, городов, казаков и стрельцов. Всего в работе Земского собора приняло участие около 700 человек. Более двух месяцев обсуждался вопрос о выборе нового царя. После жарких споров царём был избран 16-летний Михаил Фёдорович Романов, сын тушинского патриарха Филарета, племянник царя Фёдора Ивановича.

План изучения нового материала:

  1. Распад тушинского лагеря.
  2. Семибоярщина.
  3. Первое ополчение.
  4. Второе ополчение.
  5. Освобождение Москвы.
  6. Земский собор 1613 г.

Ход урока

1, 2. Материал объясняет учитель. Учащиеся продолжают выполнение задания 3 к § 3 рабочей тетради. Затем с ними проводится беседа.

Вопросы и задания для учащихся: 1. В чём вы видите различия между политикой Лжедмитрия I и Лжедмитрия II? 2. Подумайте, какие действия Василия Шуйского стали причиной его падения? 3. Какие, на ваш взгляд, аргументы были выдвинуты Семибоярщиной для обоснования необходимости приглашения на русский престол польского королевича Владислава? 4. Какие условия были поставлены королевичу Владиславу? 5. Укажите черты сходства воцарения Василия Шуйского и приглашения на престол Владислава. 6. Подумайте, какие последствия могло бы иметь вступление Владислава на российский престол.

3, 4. Эти пункты плана объясняет учитель, сочетая свой рассказ с выступлениями учеников — их сообщениями о К. А. Минине и Д. М. Пожарском. В ходе изложения нового материала учителем учащиеся могут выполнить задание 5 к § 3 рабочей тетради.

Затем следует беседа с классом.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Назовите состав Первого народного ополчения. 2. Почему распалось Первое ополчение? Как его состав повлиял на причины распада? 3. Чем отличался процесс создания Второго народного ополчения от формирования Первого? 4. Какую роль в создании Второго ополчения сыграл Кузьма Минин? 5. Почему во главе Второго народного ополчения был поставлен Дмитрий Пожарский? 6. Как изменился состав Второго ополчения по сравнению с Первым? 7. На карте «Смутное время в России начала XVII в.» покажите путь к Москве народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. Почему именно этот путь был выбран лидерами Второго ополчения?

5. Материал объясняет учитель. Для наглядности желательно использовать настенную карту «Освобождение Москвы в 1612 г.» или заранее подготовленный план города.

Вопрос для учащихся: какое значение для России имело освобождение Москвы?

6. Земский собор 1613 г. учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника. Также можно предложить им заполнить таблицу:

Причины избрания на престол Михаила Романова

Социальные слои Причины заинтересованности в избрании царём Михаила Романова

Выводы. Благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков была восстановлена российская государственность.

Домашнее задание: § 3, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 2, 4, 6 к § 3.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *