Исследовательская деятельность на уроках истории

В целях более эффективной, чем прежде, реализации новой образовательной реформы нужно уже сейчас начинать подготовку учителей в сфере методологии и теории общего и исторического образования на основе имеющихся документов к стандартам второго поколения.

Наряду с традиционной для российской школы ориентацией на фундаментальный характер образования предполагается перестановка акцента на деятельностный и компетентностный и подходы, которые реализуются через основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий). Деятельностный подход в обучении, в отличие от сенсуалистического, предполагает иной способ формирования образов: то, что станет образом, сначала выполняется руками. Учебные действия и операции, соотносящиеся с целью обучения, при появлении интереса к учению способствуют формированию мотива, и тогда отдельные действия складываются в деятельность.

Одним из способов формирования интереса к учению в рамках деятельностного подхода должно стать развитие исследовательских умений школьников на уроках и во внеурочное время. Понятие «умение» подчеркивает степень овладения приемами учения. Учащиеся приобретают умение самостоятельно пользоваться этим приемом. Основным признаком умения является способность ученика последовательно применять всю совокупность учебных и умственных действий, составляющих прием, при изучении нового, отличающегося от ранее изученного, материала или при решении незнакомых познавательных вопросов и заданий. Показателем усвоенного приема учебной работы (или владение приемом) служит его сознательный перенос, то есть использование приема в решении новых задач.

Одна из целей преподавания истории — формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как о многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, быстро приходят к выводу, что большая часть полученных знаний — лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действие тех законов, которые изучили в школе, не всегда умеют применить полученные знания. Проблема эта серьезная, она не теряет актуальности последние лет 50. Общеизвестно, что одной из причин существования данной проблемы является пассивная позиция ученика в процессе обучения. Это результат большой информационной перегрузки программ. Учителю некогда вести совместный поиск научных истин в форме проблемных уроков-семинаров или хотя бы эвристических бесед, он вынужден нагружать учеников информацией в лекционной форме, а чаще — в форме диктовки основных положений теории. Знания и умения ученика оцениваются в основном по тому, как ученик воспроизводит изложенный материал.

Вместе с тем отрадно заметить, что за последние 15 лет в системе среднего образования все больше внимания уделяется организации научно-исследовательской деятельности старшеклассников. На всех уровнях российского образования, от школьного до всероссийского, проходят конференции, на которых главные действующие лица — ученики. Юные авторы наиболее перспективных и серьезных работ награждаются дипломами, премиями, получают льготы при поступлении в вузы. Это правильно. Написание исследовательской работы дает и ученику, и учителю возможность построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения. Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускникам для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Опыт такой работы также пригодится всем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера (резюме, отчетов, обзоров и т. п.), что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик занимается не только получением и освоением новой информации, но и имеет возможность применить свои знания и способности так, что это выходит за рамки учебного процесса, то есть, еще будучи учениками, ребята получают возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность. Однако проведение и организация исследовательской работы со школьниками являются делом трудным и пока далеким от совершенства. Причины этого в том, что:

  • еще не сложились традиции проведения научно-исследовательских конференций;
  • не отработаны критерии оценки научных работ старшеклассников (особенно сложно оценить работы по гуманитарным наукам);
  • не всегда ясно, как работать с учениками, как вызвать их интерес к написанию научного исследования, как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной.

Практическо-педагогическая проблема заключается в том, что навыки исследовательской работы формируются в современной школе недостаточно успешно. Распределение учебного времени таково, что вести работу по формированию этих навыков просто некогда. В современной науке проблеме формирования исследовательских навыков школьников уделяется недостаточно внимания.

Исследовательские умения школьников: их формирование и развитие на уроках истории

Этапы формирования исследовательских умений

Итак, для успешного осуществления исследовательской деятельности школьник прежде всего должен владеть исследовательскими умениями. Напомним, что любые умения школьников формируются поэтапно.

Начальный этап — под руководством учителя ученики знакомятся с новыми способами учебной деятельности. Учитель определяет цель работы и формулирует ее ученикам. Затем разъясняет содержание способов работы и порядок ее выполнения. Далее под руководством учителя совершаются действия, необходимые для овладения тем или иным приемом. Знания о способе и последовательности действий фиксируются в виде логической схемы или памятки, которая помогает ученикам усвоить определенную программу учебного исследования, требует самостоятельности при решении поставленной задачи, развивает у них логическое мышление. Памятки используются для раскрытия содержания изучаемого материала (например, памятка-характеристика исторических деятелей) и для формирования умений, рассчитанных на пошаговые действия (например, памятка по развитию умений анализировать документ).

Промежуточный этап — тренировка и применение изученных приемов деятельности: выполнение упражнений, решение логических задач. Уже знакомый школьникам прием применяется на ином материале и в иных условиях.

Заключительный этап — умение переносить усвоенные действия самостоятельно на новый материал, в иные условия. Оно считается сформированным, когда ученики умеют самостоятельно составить план, провести сравнение, вычертить и объяснить логическую схему.

Овладение разными умениями требует разного времени. Одни умения формируются в пределах учебного года, а другие — на протяжении ряда лет. Исследовательские умения относятся к числу формируемых постепенно, на протяжении длительного времени. Овладение ими позволяет глубже усвоить основы наук, самостоятельно выделять главное, устанавливать и прослеживать связи исторических явлений.

Этапы исследовательской деятельности

Развитие исследовательских умений учащихся возможно только в условиях, когда ученик систематически занимается исследовательской деятельностью. Ее этапы могут быть следующими:

  1. Чтобы ученики могли работать над индивидуальной темой, вести самостоятельный поиск, необходимо предварительное овладение рядом технических навыков самостоятельной работы. К ним относятся такие виды работы учащихся: составление простых и развернутых планов, тезисов, аннотаций, конспектирование, рецензирование, работа с библиотечными каталогами, составление библиографии, работа с документами, оформление записи воспоминаний участников войны, научного аппарата реферата. Учащихся необходимо специально обучать приемам рациональной умственной работы — систематизации, обобщению изучаемого материала. Для этого вместе с руководителем определяется тема исследования каждого ученика. Ведется работа с научно-справочной литературой, идет осознание проблемы. Намечается путь решения, уточняются задачи. Изучая научное состояние вопроса, ученик овладевает понятийным аппаратом по заданной теме. Каждый получает памятку «Рекомендации по написанию и оформлению реферата».
  2. Изучение проблемы, работа с документами, выписка из литературных источников, работа в музее. Проводятся беседы с работниками музея, с бывшими участниками войны, оформляются записи их воспоминаний. Самый сложный момент — написание самого реферата, где необходимо связать весь собранный материал в единое целое, логически все увязать, сделать выводы.
  3. Участие в научно-практических конференциях. Это может быть школьная конференция, районный или областной фестиваль исследовательских проектов, а также конкурсы исследовательских работ различного уровня.

Самый сложный этап — написание исследовательской работы.

Виды исследовательских работ

Остановимся на самом сложном моменте — написании исследовательской работы. Старшеклассники должны знать, что они могут заниматься исследовательской деятельностью по любому предмету, в том числе по истории и краеведению. Никакого принуждения быть не должно. Вместе с учеником формулируем тему исследования. При выборе темы желательно учитывать будущий выбор профессии или вуза, куда ученик хотел бы поступить после окончания школы. Тему своего исследования ученик может предложить как по изученному на уроках материалу, так и по тому историческому периоду, который предстоит изучить. Учитель может рекомендовать тему, связанную с изученным материалом, чтобы меньше терять времени на «изобретение велосипеда», но и жестко настаивать не должен.

Выбор темы для старшеклассника — проблема нелегкая. Опыт показывает: тема должна сочетать в себе качества, казалось бы, несочетаемые — быть узкой и глобальной одновременно. Узкой потому, что ученик должен поставить перед собой такую задачу, которую он может решить собственными силами и на основе той литературы, которая есть под рукой. Глобальной — так как школьники интересуются прежде всего такими проблемами, как, например, кто прав и кто виноват в исторических конфликтах, какова история того или иного явления в целом. Особенно часто ребятам хочется целиком охватить историю идеологических явлений, написать работу по истории христианства, социализма, буддизма и т. п. Настоящего внимания и интереса к деталям, особенностям того или иного явления или процесса у школьников нет.

Здесь есть несколько возможных решений. Можно сразу поставить перед учеником цель написания реферата, а именно: сделать обзор и анализ хорошей научной работы (или нескольких работ) на интересующую тему. Другой путь — самостоятельный анализ какого-то конкретного текста (исторического источника) с привлечением разных комментариев и научной литературы. Третье направление — дать большой и важный источник, например, связанный с каким-нибудь героем истории, и попросить проанализировать его по самостоятельно сформулированным вопросам, не заглядывая пока в комментарии.

Важной проблемой является вопрос о научности и актуальности работ старшеклассников по истории. Мы часто слышим, что работы учеников должны быть не реферативными, а исследовательскими, что они должны представлять научный интерес. К сожалению, реферат в устах многих преподавателей отождествляется с компиляцией и поэтому несправедливо унижен и отвержен как форма написания научной работы. На самом деле, поскольку реферат есть аналитический обзор научной литературы по определенной теме, он является неотъемлемой частью исторических работ. Конечно, юным исследователям трудно сравниться с профессиональными историками в том, сколько литературы и источников они проанализировали, как глубоко и всеобъемлюще поставили вопросы и сделали выводы. Ученик — не ученый-историк, он физически не может посвятить много времени научному исследованию.

Но ученик может:

  • самостоятельно сформулировать вопросы к прошлому, которые он считает важными, исходя из своего опыта постижения истории и жизни;
  • самостоятельно сравнивать, сопоставлять и систематизировать как данные источников, так и содержание исторической литературы;
  • выбрать не одного, а хотя бы двух-трех собеседников-историков или несколько источников;
  • грамотно, адекватно поставленным вопросам делать выводы, правильно применять термины и понятия, не повторяя чужие слова и оценки.

Если все это представлено в работе школьника, то его реферат является полноценной научной работой по истории, что для старшеклассника — достойная и трудная задача. Выбор темы должен, конечно, содержать в себе элемент научной новизны и актуальности.

Написание работы именно по истории полезно еще и потому, что такая работа никогда не бывает чисто исторической. Сама специфика истории как науки предполагает, что исследователь должен понимать и основы экономики, и специфику разных религий, разбираться в политической жизни, основных вопросах философии, понимать особенности социального развития, стремиться узнать черты этнического облика изучаемых народов и т. д. Это понятно, поскольку современные науки об обществе выросли, прежде всего, из разных исторических концепций, что оправдывает афоризм К. Маркса: «Мы знаем только одну науку — науку истории». Поэтому исследовательская работа по истории дает возможность старшекласснику выработать целостный взгляд на мир, соединить в процессе создания работы сведения о мире и обществе, почерпнутые из разных наук.

Очень полезно и научно оправдано предложение старшеклассникам тем, сложных по структуре, то есть являющихся проблемой нескольких наук, иногда не только гуманитарных. Например, работы на историческом материале с понятиями из области политологии и социологии. Эти науки выросли из истории, и в них есть свои концепции, объясняющие законы социальной или политической жизни. Проблема, которую можно поставить ученику: насколько политология и социология проверяемы и реалистичны по отношению к историческому повествованию учебника по истории. Интересны работы, выполненные на стыке истории и литературоведения, а также на стыке истории и юриспруденции. Заслуживают особого внимания работы по истории религии. Конечно, для ученика трудно сформулировать тему, которая была бы научной новостью. Поэтому большинство работ носят просветительский характер как для автора, так и для слушателей. Но написание таких работ тоже полезно, особенно для начинающих исследователей. Главное требование при их написании — грамотное исполнение: постановка проблемы, правильное исследование литературы, выстраивание четкой структуры научной работы. Выполнив такую работу, ученик для себя делает много открытий в истории культуры и приобретает навыки грамотного написания научной работы.

Интерес представляют также источниковедческие и историографические исследования. Специфика таких исследований в том, что работа с источником требует иных навыков, чем работа с литературой. К сожалению, такая работа сначала кажется ученикам малопривлекательной, так как, с их точки зрения, затрагивает слишком узкие вопросы. Но если удается преодолеть это предубеждение, то именно в такой работе ребятам легче проявить исследовательский талант: они общаются с источниками самостоятельно, сами ставят вопросы к ним, сами ищут ответы и делают выводы.

В работе над источниками важны общий уровень эрудиции молодого исследователя, его знания в области социально-экономических отношений, истории культуры, понимание специфики государственной жизни. Именно при работе с источником ученик может использовать знания, полученные на уроках по разным предметам, так же, как и почувствовать их дефицит и понять, что исторический процесс — единое целое, которое изучается науками с различных точек зрения.

Создание историографических работ требует не только большого объема прочитанной литературы, умения выделять разные концепции, аргументы и логику историков. Юному исследователю еще необходимо осознать, что развитие исторической науки есть часть общественного процесса, что историческая наука в своем становлении имеет определенную специфику, зависит от влияния общественной, политико-государственной и экономической жизни. Получается образ, похожий на многослойный пирог, в наслоениях которого надо разобраться ученику, не перепутав причины со следствиями, факты с их объяснениями. Далеко не всякий ученик может выполнить такую работу, она требует зрелости мышления, хорошего знания истории и реалий политической жизни, тщательности в постижении понятий, терминов, о которых в школе по разным причинам говорят мало.

Отдельно следует сказать о работах, авторы которых, не претендуя на историческую полноту, формулируют вопросы, которые до них в научной литературе не ставились. Такие работы, наверное, не являются научным открытием, чаще пишутся не на основе источников, а на основе исторической литературы, но их плюс в самостоятельно проявленном интересе учеников.

Этапы написания исследовательской работы

Итак, написание работы предполагает следующие шаги:

  1. Выбор и формулировка темы в самом общем виде.
  2. Подбор источников и литературы.
  3. Чтение, конспектирование, анализ источников и литературы.
  4. Написание плана.
  5. Уточнение темы.
  6. Написание работы.
  7. Публичное выступление.

Прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. До написания исследовательской работы ученик обычно считает, что ремесло историка достаточно просто: читать и изучать источники, а потом на бумаге воспроизводить обобщенный образ прошедших событий (к сожалению, именно такое впечатление складывается при чтении учебника). Иногда ученики не понимают, зачем писать и, соответственно, читать несколько книг по одной и той же теме. А познакомившись хотя бы с 2-3 разными точками зрения, чувствуют себя растерянными, не готовыми принять чью-то позицию; некоторые испытывают настоящий страх перед необходимостью выработать собственную позицию. Такое состояние ученику пережить естественно и полезно. Учащиеся, сталкиваясь с разным пониманием прошлого, знакомятся с разными историческими концепциями, способами интерпретации источников, с разным построением причинно-следственных связей. И в конечном итоге понимают, что процесс постижения прошлого может быть бесконечным, он всегда неполон и зависит от вопросов, которые задаются прошлому. А вопросы диктуются настоящим.

Тему чаще всего мы сразу не формулируем, а пытаемся разобраться, к какому периоду истории, к какой тематике интересы ученика наиболее близки. Работы могут быть, как уже говорилось, на стыке наук, если ученики планируют поступление на экономические, юридические и другие факультеты.

Определившись с тематикой в самом общем виде, руководитель предлагает ученику список источников и исторической литературы, приглашает изучить каталоги доступных ему библиотек, прочитать найденную литературу, пытаясь конкретизировать и сузить тему. Во время первых бесед с учеником мы знакомим его с традиционной структурой научной работы, с тем, что она состоит: из введения, в котором формулируется тема, проблемы, цели и задачи исследования; основной части, где описано собственно исследование, и заключения, в котором делаются выводы и даются ответы на поставленные во введении вопросы.

В течение 1-2 месяцев встречи с руководителем проводятся регулярно; ученик рассказывает о том, что он прочел, и о том, какой он видит свою будущую работу. Затем тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются. Так появляется план работы, а ученик начинает писать текст. Целесообразно начинать с основной части, так как в процессе создания текста могут несколько измениться цели и задачи. Затем пишется заключение как итог и выводы проделанной работы и, наконец, введение. Окончательное название лучше сформулировать в конце работы, и чаще всего это делает руководитель — к сожалению, не все ученики умеют формулировать тему. Зато проблему ученики в состоянии сформулировать самостоятельно.

Участие в научно-практических конференциях — заключительный этап исследовательской деятельности

Работа не приобретет завершенного вида, если ученик не имел возможности выступить с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией. Представить свой труд ученики могут на научно-практических конференциях различного уровня. Однако проведение и организация таких мероприятий в средних учебных заведениях является делом трудным.

Подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции — важный этап исследовательской деятельности. Особую роль следует отвести двум элементам. Первое: ученики, пишущие работу у одного руководителя, после написания текста исследовательской работы отдают его на прочтение другому учителю, который «свежим взглядом» может заметить какие-то изъяны, недостатки, неточности. Надо сказать, что такая система очень плодотворна. Второе: перед самим выступлением на конференции обязательно проходят предварительные слушания докладов перед «домашней» аудиторией: руководителем, консультантом и другими докладчиками, причем после доклада идет его тщательный разбор всеми присутствующими, где взрослые и ученики выступают на равных. На таком обсуждении обращают внимание не только на содержание работы, но и на то, как ее устный вариант воспринимается слушателями. А значит, корректируется время, которое занимает чтение доклада или презентация, обращается внимание на интонацию и дикцию докладчика, задаются вопросы, которые возникают после прослушивания выступления. Такой тренинг очень полезен. Здесь ни к чему чтение наизусть, ведь настоящие исследователи на взрослых конференциях не ждут этого друг от друга.

а) Семинар-исследование — форма семинара, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с привнесением в этот процесс компонентов научного исследования.

Семинар-исследование осуществляется в три этапа и часто охватывает несколько групповых занятий с различными временными интервалами.

Первый этап — подготовительная работа. В нее входит:

  • постановка задачи;
  • определение исходной проблемы исследования;
  • планирование и организация семинара.

Задача семинара базируется на «четырех китах»: осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление исторических знаний; реализация воспитательной, практической и методической функций при изучении темы семинара.

Исходная проблема формулируется исходя из уже свершившегося факта, события. На этой основе необходимо найти закономерности и взаимосвязи, их обеспечивавшие, обобщить материал и попытаться найти точки его приложения. Исходная проблема семинара логична, исторична, при наличии научных знаний легко доказательна. Она содержит учебно-методическую интригу, проблематична, несколько необычна в формулировке.

Завершением подготовительного этапа является разработка плана занятия. В него входят:

  • организационные вопросы;
  • разработка опросных листов (анкет, тестов);
  • проведение опросов;
  • участие в работе исторических кружков, обществ;
  • изучение отечественного и зарубежного опыта разрешения аналогичных проблем.

Второй этап — собственно обсуждение темы. Способы обсуждения зависят от опыта учителя и возможностей учащихся.

Третий этап семинара-исследования — решение традиционных задач: подвести итоги, сориентировать на последующую работу. Здесь предстоит определить, какие положения подлежат дополнительному исследованию, кем, в каких рамках и направлениях; что требуется уточнить, углубить, расширить; какие стержневые вопросы подлежат дальнейшему последовательному изучению. Здесь же определяются время и формы окончательного подведения итогов семинара: дополнительно отработанные вопросы включаются для обсуждения на последующих семинарах, труднодоступные для самостоятельной отработки учащимися вопросы будут освещены на лекциях.

б) Формы научных конференций для старшеклассников:

  1. Традиционная школьная конференция. Выступления учащихся регламентированы по времени, доклады зачитываются, вопросы задаются после выступлений, слушатели имеют возможность высказать свою точку зрения по содержанию доклада, оценить его научный уровень. В обсуждении принимают участие члены жюри: преподаватели истории, бывшие выпускники. Жюри оценивает доклады по критериям, разработанным методическим советом школы, выявляет лучшие доклады. Их авторы награждаются дипломами и, по возможности, книгами. Желательно отметить призами наиболее активных слушателей, задающих вопросы докладчикам или дополняющих их выступления новыми сведениями.
  2. Тематическая конференция. Тема ее определяется заранее, до начала учебного года, но вопросы докладов самостоятельно выбираются учениками, а учителя помогают связать некоторые «узкие темы» с проблематикой конференции. Чтобы придать солидности этой форме конференции, учителя тоже могут выступить с докладами. Для этого типа конференций главное -обозначить проблему в целом. Поэтому выступления докладчиков предваряются небольшим вступительным словом учителя, которое дает возможность слушателям понять сущность проблематики. Преимущество тематических конференций — углублённый характер проблематики. На них выступают только ученики 10-11 классов, что придает им более серьезный характер.
  3. Еще один тип конференции — просветительские научные чтения. Эта форма конференций хорошо известна в мире науки. По сравнению с другими научными конференциями чтения предлагают более широкую тематику, связанную с научными интересами того человека, чье имя дало название чтениям, и с характером эпохи, в которую он жил. На таких чтениях происходит диалог между учеными — представителями разных наук. Цель школьных чтений — затронуть те вопросы, которые на уроках почти не рассматриваются.

Развитие исследовательских умений школьников во внеурочной краеведческой работе
(практические рекомендации)

В настоящее время в стране отмечается возрастающий интерес к истории родного края. Из всех представителей гуманитарного знания наиболее подготовленными для работы в новых условиях оказались краеведы. Краеведение как научная и учебная дисциплина и как знание комплексное имеет возможность организовать, теоретически и методически обеспечить изучение края и населяющих его людей, вплоть до отдельного человека. Оно в своей образовательно-воспитательной функции может обучить молодое поколение и подготовить научно-поисковую базу для исследования. Большое внимание уделяется исследовательской краеведческой работе в дополнительном образовании, которое в большей степени ориентировано на развитие познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний.

Для оптимальной организации исследовательской работы по краеведению, одной из задач которой является совершенствование исследовательских умений ребят, с учащимися целесообразны:

  • демократический стиль общения педагога и школьников;
  • установка на сотворчество, на доверие и искренность;
  • отбор содержания, методов и средств обучения с учетом реальных запросов учащихся;
  • организация целенаправленной, самостоятельной познавательной, исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности учащихся;
  • использование разнообразных источников информации;
  • проведение итоговой научно-практической конференции, конкурса, чтений, олимпиады.

В чем специфика создания краеведческого исследования?

Тема краеведческого исследования всегда поставлена в определенные географические и хронологические рамки. Они могут быть шире или уже — от области, города до села, деревни. Отдельного строения, промышленного предприятия, архитектурного сооружения, памятника живописи или зодчества; от изучения биографии одного человека до исследования образа жизни, верований, традиций, обрядов целого народа. Важно, чтобы эти исследования юного краеведа не отрывались от истории страны и не противопоставлялись ей, а вписывались в общую канву самых разнообразных событий и явлений, из которых складывается культура края.

При выборе темы следует исходить из возможности ее освоения, она должна быть мало или совсем не изучена. Необходимо, чтобы каждый, работая над темой, мог проявить свои творческие способности, внести пусть и небольшой, но свой вклад в изучение малой родины и сделать свое первое открытие. К сожалению, не все темы, выбранные учащимися, бывают удачными. Это, во-первых, темы очень широкого хронологического и географического охвата, которые освоить и исследовать школьник не может; темы с религиозной проблематикой, которые иногда пытаются изучить ребята вообще не верующие.

Продуманный выбор темы предопределяет успешное ее исполнение и приносит не только моральное удовлетворение педагогу и ученику, но и побуждает последнего идти дальше по пути научного поиска. Руководитель помогает не только определить тему, объект исследования, но и виды и методы его проведения. Они заключаются в возможности применения старого знания для получения нового. Существуют следующие виды методов проведения исследования:

  1. Накопление научного материала: библиографический поиск, поиск источников, ознакомление с историей и теорией вопроса, консультации, наблюдения.
  2. Осмысление собранного материала: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.
  3. Проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, обсуждение результатов, корректировка.

Цель исследования — это его конечный желаемый результат, решение проблемы, то, к чему в итоге следует прийти. Она формулируется одним-двумя предложениями, представляет собой краткую характеристику общего направления исследования.

Формулировка задач необходима для конкретизации цели исследования. Они представляют собой этапы, которые исследователь должен пройти для достижения цели.

Собрав материал, нужно определить принцип его изложения — хронологический, тематический, тематико-хронологический — и придерживаться его на протяжении всей работы.

Юному краеведу необходимо знать классификацию источников исследования:

  • письменные (печатные и рукописные: книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные);
  • изобразительные (фото, рисунки, плакаты, схемы, карты);
  • вещественные (предметы быта, изделия народных ремесел, промыслов, семейно-вещевые реликвии);
  • технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные);
  • комплексные (предметы, содержащие элементы источников разных типов).

Чаще всего учащимся приходится работать с мемуарами, записями воспоминаний, рассказами старожилов и очевидцев событий, биографиями и автобиографиями, легендами, преданиями, мифами. Источники разные. Но их объединяет то, что из-за очень высокой степени субъективности, характерной для воспоминаний и мемуаров, и из-за наличия аллегорий, символики, иносказаний, вымысла, сопровождающих легенды, предания, они требуют осторожного отношения к освещаемым в них фактам и тщательной проверки на достоверность, проведения сравнительно-исторического анализа с другими видами источников. Знакомство с творческими работами учащихся показывает, что большинство школьников используют эти виды источников как данность: что в них сказано, то и есть.

Мемуары, воспоминания рассказывают о таких событиях и явлениях, которые мало освещены в других видах источников.

Эти документы несут эмоциональный заряд и одушевляют события прошлого, но нельзя забывать то, что главным источником мемуаров является память автора. Свидетели исторических событий могли наблюдать их в момент сильного волнения стресса, или их внимание включилось, когда событие уже произошло, то есть они не могли с точностью зафиксировать увиденное или услышанное. Приходится сталкиваться и с сознательным искажением фактов или же их сокрытием. Качество источника такого вида зависит от кругозора автора, его воспитания, среды, в которой формировалась личность.

Часто в ходе исследования приходится сталкиваться с прямо противоположным освещением различными источниками одних и тех же событий. Эта разница объясняется целым рядом факторов и прежде всего социальным положением людей, от имени которых они выступают. Примером могут быть работы о Гражданской войне, о коллективизации, раскулачивании, расказачивании.

Одним из самых распространенных объектов собирания и изучения для школьников стали воспоминания участников событий. Сравнительный анализ воспоминаний нескольких участников или очевидцев одного и того же события позволяет более полно и достоверно реконструировать его. Записанный текст воспоминаний следует дать прочесть рассказчику. После исправлений и дополнений автор воспоминаний должен поставить в конце текста дату и свою подпись.

Творческий успех молодого исследователя во многом зависит от его личных качеств, которые помогают сделать верные выводы при сравнительно-историческом исследовании добытого источникового материала: эрудиции, добросовестности. Неточность в работе возникает часто из-за поспешности, ослабления внимания, излишнего воображения и неоправданного доверия к фактам отобранного материала. Работа с источниками потребует знаний, хотя бы в общем виде, вспомогательных исторических дисциплин: археологии, этнографии, геральдики, что поможет провести комплексное изучение имеющихся источников.

Юный краевед начинает работу над темой с изучения литературы — научной, научно-популярной, краеведческой, опубликованных источников, при необходимости, сбора социологической информации.

Методы поиска литературы:

  • обращение к энциклопедическим словарям;
  • использование библиотечных каталогов и указателей;
  • консультации с работниками библиотеки;
  • обращение к реферативным журналам;
  • просмотр периодической литературы.

Сбор социологической информации:

  • необходимо спрашивать минимум информации;
  • вопросы следует формулировать так, чтобы на них можно было ответить однозначно и без затруднений;
  • вопросы формулировать так, чтоб ответы были конкретными, не уклончивыми;
  • в вопросах не должно быть неуместного любопытства.

Отобранный фактический материал классифицируется, подвергается анализу, аргументируется. Молодой исследователь не должен стесняться в изложении собственного мнения на поднятую в работе проблему. Если опубликованных материалов недостаточно, необходимо обратиться в архивы и музеи, хранилища исторической памяти.

Работая над исследованием, придется заняться изучением «устной истории». Устная история — это записанные на магнитофонную пленку воспоминания людей о своей жизни, о событиях, свидетелями которых они были. Готовясь к записи интервью, нужно заранее определить, какую информацию необходимо получить. Если интересен какой-либо исторический факт, период – это будет тематическое интервью, где биография собеседника – только часть этого факта, эпизода, периода. Если работа посвящена истории жизни человека – интервью будет автобиографическим. Достаточно простыми словами объяснить собеседнику, зачем записываются его воспоминания: «Мы занимаемся историей людей, которые …».

Работа с устной историей делится на несколько этапов: поиск собеседника, подготовка к интервью, выбор места проведения, проведение интервью.

Основные правила проведения интервью:

  • заинтересованность в получении информации;
  • дружеская, доверительная атмосфера беседы;
  • конфиденциальность беседы;
  • использование коротких реплик, кратких вопросов, стимулирующих рассказ;
  • конкретизация информации;
  • фиксация в блокноте того, чего нельзя записать на магнитофон (поза, манера говорить, язык жестов собеседника).

Видеокамера дает еще больше возможности для юного исследователя — фиксируется не только голос очевидца события, интонация, но и облик, движения, мимика и даже окружающая обстановка. Видеозапись предполагает коллективную работу (один задает вопросы, другой снимает).

Собранный фактический материал подвергается анализу и аргументируется, для этого приводятся мнения ученых, известных краеведов, молодой исследователь пробует изложить собственное мнение по проблеме.

Заключительный этап краеведческого исследования — это обобщение выводов, которые соответствуют поставленным целям. Материал собран, проанализирован, классифицирован, сделаны выводы, можно приступать к созданию текста и оформлению работы.


Литература

  1. Бартенева, Я В. Научно-исследовательская работа [Текст] / Н. В. Бартенева, О. Л. Дворникова // Преподавание истории в школе.-2005.-№3.
  2. Богоявленский, Б. Д. Исследовательские работы школьников: возможности. Тенденции, результаты [Текст] / Б. Д. Богоявленский, Е. В. Власова, К. Г. Митрофанов // Преподавание истории в школе. — 2000. — № 1.
  3. Гора, П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе [Текст] / П. В. Гора. — М. : Просвещение, 1988.
  4. Ежова, С. А. Методика преподавания истории в средней школе [Текст] / С. А. Ежова, И. М. Лебедева, А. В. Дружкова. — М. : Просвещение, 1986.
  5. Идатчиков, Н. Н. Имена на обелиске : из опыта организации исследовательской работы учащихся [Текст] / Н. Н. Идатчиков // Преподавание истории в школе. — 2010. — № 3.
  6. Краеведческая работа в школе. — Волгоград, 2009.
  7. Рафикова, С. А. Историко-фамилистические исследования в учебном процессе [Текст] / С. А. Рафикова // Преподавание истории в школе. — 2010. — № 4.
  8. Степанищев, А. Т. Методический справочник учителя истории [Текст] / А. Т. Степанищев. — М. : Владос, 2001.
  9. Стрелова, О. Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания — к программе-плану деятельности [Текст] / О. Ю. Стрелова // Преподавание истории в школе. — 2010. — № 6.
  10. Шарова, Н. Формирование научно-исследовательских умений и навыков у учащихся [Текст] / Н. Шарова // Преподавание истории в школе. — 2000. — № 9. — С. 45-46.
  11. Щеглова, Т. К. Устная история и краеведческая работа / Т. К. Щеглова // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 5.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *