СВЕДЕНИЯ О СЛАВЯНАХ И РУСИ ДО X в. ИЗ ВОСТОЧНЫХ (АРАБСКИХ) ИСТОЧНИКОВ

СВЕДЕНИЯ О СЛАВЯНАХ И РУСИ ДО X в. ИЗ ВОСТОЧНЫХ (АРАБСКИХ) ИСТОЧНИКОВ1

I. О купцах-русах (из сочинения арабского географа IX в. Ибн Хордадбеха2)

Что же касается до русских купцов — а они вид славян3, — то они вывозят бобровый мех, мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны славян к Румскому морю4, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии), и если они хотят, то они отправляются по Тнс, реке славян5, и проезжают проливом столицы хазар Хамлых6, и десятину с них взимает их (хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому морю7 и высаживаются на любом его берегу. Диаметр этого моря 500 фарсангов, и иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад8, где переводчиками для них служат славянские рабы. Выдают они себя за христиан и платят джизию.


1 по кн.: Материалы по истории СССР. Вып. 1. Мм 1985. С. 292-298.

2 Согласно новейшим исследованиям, данный отрывок написан в 80-е годы IX в.

3 Это место вызывает особые споры, тем более что имеется другой вариант данного рассказа — в сочинении арабского географа Ибн ал-Факиха, где речь идет о купцах-славянах (см.: Новосельцев А.П. и др. Древнерусское государство… С. 385).

4 Здесь Черное море, хотя обычно так называлось у арабов Средиземное море.

5 В тексте слово, которое можно прочесть как Танаис, т.е. Дон. Славянской рекой именовался именно Дон.

6 Одно из названий хазарской столицы в устье Волга (Атиля).

7 Каспийское море. Название его произошло от области Гурган (Джурджан) на его юго-восточном побережье.

8 Источник показывает, что в IX в. поездки купцов-русов в страны ислама были довольно частым явлением.

II. О славянах и русах (из сочинения арабского географа начала X в. Ибн Руста)1

(1) <…> И между странами печенегов2 и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т (Ва.ит)3. Путь в эту сторону идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. Называется это у них улищдж4, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого человека5. Орудие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав»6, зовется у них свт-малик7, и он выше супанеджа8, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб9, и в этом городе ежемесячно в течение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны10. Царь ежегодно объезжает их11. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений.

(2) II. …Что же касается ар-Русийи12, то она находится на острове, окруженном озером. Остров13, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов14. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар15 и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом». И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие — торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими. У них много городов16, и, живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего.

Мечи у них сулеймановы17. И если какое-либо их племя, род (поднимается, против кого-либо), то вступаются все они. И нет тогда (между ними) розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят.

И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами) и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело.

Есть у них знахари18, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но обязательно сопровождают (руса) трое его товарищей и оберегают его.

Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.

Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника, после этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении.


1 Ибн Руста — арабский географ начала X в. Сохранилось одно его сочинение «Ал-Алак ан-нафиса» («Дорогие ценности»), из которого и приведены отрывки о славянах и русах IX в. (очевидно, первой его половины или середины).

2 Упоминание о печенегах наряду со славянами позволяет датировать данный рассказ концом IX в. (печенеги пришли в наши южные степи, вытеснив оттуда венгров, после 889 г.).

3 Вероятно, имеется в виду Киев, который действительно был в то время расположен в начале славянских земель по отношению к печенегам.

4 Скорее всего — улья.

5 Правильнее — «упомянутого ниже», т.е. царя.

6 В арабском оригинале стоит «раис ар-руаса», что можно перевести как «глава глав». Титул этот мог передавать славянское название «великий князь».

7 Некоторые исследователи увидели здесь не титул, а имя моравского князя Святополка.

8 У Ибн Руста двойная информация: о восточных славянах и о южных и западных. Известия о последних он получал от византийцев. В данном случае, очевидно, надо читать «жупан».

9 О каком городе здесь идет речь, сказать трудно.

10 Здесь перепутаны славянские жилища с банями.

11 Очевидно, речь идет о знаменитом полюдье, известном из «Повести временных лет», сочинений Константина Багрянородного и из других источников. В таком случае перед нами самое раннее упоминание полюдья.

12 Обычное название страны русов (Древней Руси) у арабских писателей.

13 Вариантов рассказа об «острове русов» в мусульманской литературе много. Перед нами самый ранний из них. В других редакциях речь идет иногда и об острове посреди моря.

14 Наиболее раннее упоминание русского хакана в арабской литературе.

15 То есть Хазарию и Волжскую Булгарию.

16 Явное противоречие с вышеизложенным, что заставляет предполагать и здесь по меньшей мере смешение двух разных источников.

17 Обычный эпитет для меча в арабской литературе Сулейман — библейский Соломон, царь Израиля (X в. до н.э.).

18 Можно перевести и как «жрецы».

III. О трех центрах Руси (из «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» арабского географа Ибн Хаукаля1)

<…> И русов три группы2. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба3 и он больше Булгара4. И группа самая высшая (главная) из них, называют ее ас-Славийа, и царь их в городе Салау5. (Третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе6, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.

И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов. Русы — народ, сжигающий своих мертвых <…>

Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий7 граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань8. И булгары внутренние христиане и мусульмане9.


1 Ибн Хаукаль — один из крупнейших арабских путешественников и географов X в., автор «Книги путей и стран», последняя редакция которой была составлена в самом начале 70-х годов X в. Ибн Хаукаль объездил весь мусульманский мир, простиравшийся тогда от Магриба на западе до Инда и Туркестана на востоке. Его географический труд в части, касающейся мусульманских стран, содержит поэтому массу свежего материала, хотя там же приводятся и отрывки из аналогичного труда его предшественника ал-Истахри. Сведения Ибн Хаукаля о русах двоякого рода. Он приводит известный рассказ, причем, по-видимому, в наиболее лучшей и точной форме, о трех группах русов. Наиболее ранняя его форма сохранена в дошедшей редакции ал-Истахри, писавшего за два десятилетия до Ибн Хаукаля. Сам же этот рассказ отражает реалии IX в., приблизительно его третьей четверти. В другом месте своего труда Ибн Хаукаль рассказывает о сокрушении Хазарии под ударами русских дружин в 60-х годах X в. Да и в приведенном выше отрывке видно влияние более поздних источников, отражающих реалии уже первой половины X в. (вторая часть рассказа, особенно о взаимоотношениях русов и Византии, где можно усмотреть следы информации мусульманских писателей X в. о договорах Олега и Игоря с греками).

2 Именно так следует переводить здесь арабский термин «джине». Бытующее в литературе толкование его как «центр» из текста не вытекает.

3 Почти все ученые согласны с тем, что здесь имеется в виду Киев.

4 Специалисты давно пришли к выводу, что в данном случае речь идет о городе (или крепости?) на месте будущего Новгорода или рядом с ним.

5 Очень показательно наименование этой группы русов «высшей» или «главной».

6 Вопрос о местоположении этой группы русов до сих пор остается спорным. Источники X в. позволяют утверждать, что речь идет о какой-то северной области. Об этом же говорит и ассортимент вывозимых из Арсы товаров.

7 Арабские писатели часто путали волжских и дунайских булгар. Это видно и из данного текста, поскольку Булгар Великий в X в. вряд ли есть Волжская Булгария.

8 Как уже было сказано, здесь возможны следы знакомства арабских авторов с русско-византийскими отношениями в первой половине X в.

9 См. сноску 7. Булгары дунайские были христиане, а волжские — мусульмане.

Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М„ 1965. С. 387-389, 397-398, 412.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *